Программа внеурочной деятельности Удивительный мир, 5 класс

Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  2011 г. Пояснительная записка: Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы...
Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №81

Программа рассмотрена на заседании М/О классных руководителей 5-9 классов

Протокол № ___от «__»_____2013г.

Руководитель МО

________________/______________/

Согласовано

«___»________2013 г.

Зам. директора по УВР

________/Быкова М.Е./

Утверждаю

Директор ________/Хайруллин Х.Ш./

«__»_____________2013 г.

М.П.














Программа внеурочной деятельности

5 класс

(модифицированная)

Кружок «Удивительный мир»


направление: общеинтеллектуальное


Количество часов в год: 34 часа

Срок реализации -1 год





2013

Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2011 г.

Пояснительная записка:

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Социальный заказ на выпускника II образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

Общий уровень подготовки детей к 5 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель курса:

Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Задачи программы:

  • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.

  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.

  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.

  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Образовательные

Формирование устойчивого познавательного интереса.

Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Развивающие

Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.

Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Воспитательные

Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • классные часы;

  • Беседы, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Экскурсии, поездки, походы;

  • Трудовые дела;

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Ролевые игры

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Тематическое планирование


п\п

Раздел

Кол-во

часов

теория

практика

1

Введение

1

1

2

Тайны за горизонтом

4

2

2

3

Жили-были динозавры... и не только они

5

3

2

4

Тайны камней

4

1

3

5

Загадки растений

5

2

3

6

Утконос и компания

3

1

2

7

Планета насекомых

4

1

3

8

Загадки под водой и под землей

6

3

3

9

Что такое НЛО?

1

1


10

Заключение

1


1

ИТОГО

34

15

19

Содержание занятий:

Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1.Тайны за горизонтом (4 ч).

  1. Географические открытия в древности.

  2. Путешествие Марко Поло.

  3. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

  4. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

  1. Движение материков.

  2. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

  3. Как изучают прошлое Земли.

4 - 5. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. (2ч)

3. Тайны камней (4 ч).

  1. Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

  2. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

  3. Загадки янтаря и жемчуга.

  4. Обыкновенное чудо - соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

4. Загадки растений (5 ч).

  1. История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

  2. Родина комнатных растений.

  3. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

  4. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

  5. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5. Утконос и компания (3 ч).

  1. История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

  2. Тайна озера Лох-Несс.

  3. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

6. Планета насекомых (4 ч).

  1. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

  2. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.

  3. Скарабей - священный жук древних египтян.

  4. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

  1. Как изучают подводный мир.

  2. Киты, дельфины, акулы.

  3. История открытия гигантского кальмара.

  4. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

  5. Жизнь в темных глубинах океана.

  6. Загадочный мир пещер.

8. Что такое НЛО? (1 ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год. Конкурс презентаций.

















ЛИТЕРАТУРА:

1) «Кто Есть Кто в мире» Г.П.Шалаева М.: Филологическое общество «Слово» ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

2) «Учебный справочник школьника» Е.Е.Узлова М.: «Дрофа» 2011

3) «Полная энциклопедия школьника» И.Ю. Алексашина М.: «Дрофа» 2011

4) «Жизнь животных» Альфред БремМ.: «Эксмо» 2010

5) «Энциклопедия географии» Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010

6) «Динозавры» Майкл Бентон М.: «Астрель» 2003

7) «Большая энциклопедия природы» Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010

8) «Атлас по биологии» И.Б.Щеглова М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

9) «Атлас по зоологии» И.Б.Щеглова М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

10) «Растительный мир» о, Корчагина М.: «Русское энциклопедическое товарищество»2010

11) «Вопрос и ответ. Вселенная Динозавры» С. Паркер, Б. Вильямс М.: «Омега»2006

12) Большая книга «ПОЧЕМУ» М.: «Дрофа» 2011

13) Серия М.: «Астрель» Все обо всем: а) Жизнь насекомых

б) Динозавры-охотники

в) Гадрозавры

г) Жизнь животных


© 2010-2022