- Преподавателю
- Физкультура
- Кружок Школа здоровья
Кружок Школа здоровья
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Милакова М.В. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ « СОШ № 12 с УИОП»
Белгородская область г. Губкин
Рабочая программа кружка
Направление: спортивно-
оздоровительное
Возраст: 1-4 кл.
Реализуется в течение 4 лет
Руководитель кружка -
Милакова Маргарита Владимировна,
учитель Физической культуры
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
-
- стрессовая педагогическая тактика;
-
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-
- провалы в существующей системе физического воспитания;
-
- интенсификация учебного процесса;
-
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
-
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Программа реализуется в течение 4 лет. По каждому разделу программы выделяются теоретические и практические занятия. Занятия проводятся во второй половине дня.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
-
организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
-
формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
-
добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
-
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
-
обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Количество часов: всего -136 часов, по 34ч каждый год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Категории участников: обучающиеся 1-4 классов.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
-научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
-системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Ожидаемые результаты
Личностные:
-
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Познавательные:
• начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
• начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
• научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
• освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
• научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах, будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Основные разделы программы:
-
«В здоровом теле - здоровый дух!
В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
-
«Красный. Желтый. Зеленый»
Одним из системообразующих компонентов учебно-воспитательной работы является профилактика и предупреждение детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ).
Цель: обучение младших школьников правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта. Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил Дорожного движения.
Содержание программы
Направления
Виды деятельности
Работа в классе
1 год
2 год
3 год
4 год
«В здоровом теле - здоровый дух!»
- познакомиться с правилами личной гигиены и основами здорового образа жизни;
- заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;
-выявить экологические проблемы сельского поселения;
- применять полученные знания в повседневной жизни.
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»:
а) беседы о значении и способах закаливания, предупреждении инфекционных болезней, простейших правилах поведения заболевшего;
б) вводится понятие «здоровый образ жизни». Рассматриваются главные правила здорового образа жизни: «Соблюдай чистоту», «Правильно питайся», «Сочетай труд и отдых». «Больше двигайся», «Не заводи вредных привычек»;
в) упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи.
Итог: Праздник
«В гостях у Мойдодыра!»
«Поговорим о правильном питании»:
а) беседы о гигиене питания; о питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах;
б) практическая работа по изучению содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках)
Итог:
Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое»
«Здоровье человека - его важнейшее богатство»:
а) составление режима дня ученика начальных классов;
б) беседы о значении физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Итог: Праздник
«Путешествие в Здоровейск»
Экология сельского поселения
а) знакомство с экологической обстановкой в микрорайоне школы, в сельском поселении;
б) участие в работе школьного научного общества «Экоград».
Итог: Проект «Защити себя сам»
«Красный. Желтый. Зеленый»
1 класс:
1.Найти место пешеходного перехода на улице.
2.Самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути от дома до школы.
2 класс:
1.Применять на практике основные правила перехода проезжей части.
2.Выбрать безопасный маршрут к другу, в магазин.
3 класс:
1.Пользоваться общественным транспортом.
2.Переходить проезжую часть дороги после выхода из автобуса.
4 класс:
1.Правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги.
2.Пользоваться общественным транспортом.
3.Самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
Занятия в Школе юного пешехода
Тема года
«Азбука улицы»
Тематика занятий:
1. Мы идем в школу.
2. Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем.
3.Это должны знать все.
4.Наши верные друзья.
5. Мы знакомимся с дорожными знаками.
6. Где можно играть.
7. Мы - пассажиры
9. На загородной дороге
10. Мы учимся соблюдать правила движения.
Итог: Праздник «Азбуку дорожную каждому знать положено!»
Занятия в Школе юного пешехода
Тема года
«Школа пешехода приглашает в Автоград»
Тематика занятий:
-
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
-
Безопасный путь домой.
3. Элементы улиц и дорог.
4. Сигналы светофора и регулировщика.
5. Правила перехода улиц и дорог.
6. Перекрестки и их виды. Поведение пешеходов на перекрестках.
7. Дорожные знаки.
8. Обязанности пассажиров.
9. Правила перехода улицы при выходе из транспортных средств.
Итог: КВН «Знатоки ПДД»
Занятия в Школе юного пешехода
«Знай правила движения как таблицу умножения!» Тематика занятий:
1. Забота государства о безопасности дорожного движения.
2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. 3.Сигналы для регулирования дорожного движения.
4. Дорожные знаки и их группы.
5. Правила перехода улиц и дорог.
6. Тормозной путь транспортных средств.
7.Виды транспортных средств.
8.Настольные игры по правилам дорожного движения.
9. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Итог: Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения!»
Занятия в Школе юного пешехода
Тема года
«Мы - ЮИДовцы!»
Тематика занятий:
1. Повторение пройденного за три года обучения
в Школе Юного пешехода.
2. Встреча с отрядом юных инспекторов движения школы.
3. История развития автомототранспорта и проблемы
безопасного движения.
4. Закрепление знаний сигналов светофора
и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.
5. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
6. Дорожная разметка и ее предназначение.
7. Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов.
8. Общие требования к водителям велосипедов.
9. Игры и соревнования по правилам безопасного
поведения учащихся на улицах и дорогах.
10.Встреча с сотрудниками ГИБДД и ДПС.
Итог: Праздник «Посвящение в ЮИДовцы»
Пути реализации программы
-
Игры - путешествия
-
Беседы
-
Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
-
Утренники и праздники
-
Подвижные игры, спортивные соревнования.
-
Устные журналы
-
Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены, правил дорожного движения
-
Встречи с медицинскими работниками
-
Санитарные рейды
-
Организация санитарного уголка
-
Организация «веселых перемен»
-
Экскурсии (учебные, тематические)
-
Однодневные походы выходного дня
Формы работы:
-
Индивидуальная (творческая деятельность)
-
Групповая (лекторий «Расти здоровым», КВН, устные журналы, викторины, практические занятия, тренинги, экскурсии)
-
Проектная деятельность
-
Развернутое тематическое планирование.
1 год обучения - (34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во часов
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»- 17ч
Аудит.
Внеауд.
1
Советы доктора Воды.
1
2
Друзья Вода и Мыло.
1
3
Глаза - главные помощники человека.
1
4
Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря
1
5
Чтобы уши слышали.
1
6
Чтобы зубы были здоровыми.
1
7
Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря
1
8
Кожа человека и ее здоровье
1
9
Подвижные игры
1
10
Если кожа повреждена
1
11
Питание - необходимое условие для жизни человека
1
12
Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря
1
13
Сон - лучшее лекарство
1
14
Я - ученик. Режим дня.
1
15
Вредные привычки
1
16
Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря
1
17
Праздник «В гостях у Мойдодыра»
1
Занятия в школе юного пешехода. Азбука улицы- 16ч
18
Мы идем в школу
1
19
Наша улица.
1
20
Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря.
1
21-22
Это должны знать все.
1
1
23-24
Наши верные друзья
1
1
25
Мы знакомимся с дорожными знаками
1
26
Где можно играть.
1
27
Мы - пассажиры
1
28
На загородной дороге
1
29
Праздник «Азбуку дорожную каждому знать положено!»
1
30-31
Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря
2
32-33
Обобщающие уроки «Доктора природы»
2
Итого:
14
19
2 год обучения - (34часа)
№
Тема занятия
Поговорим о правильном питании- 8ч
Количество часов
Ауд.
Внеауд.
1
Питание - необходимое условие жизни человека. Гигиена питания.
1
2
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и их роль в жизни человека
1
3-4
Содержание питательных веществ в разных продуктах питания
2
5
Меню второклассника
1
6-8
Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря
3
Занятия в школе юного пешехода. Школа пешехода приглашает в Автоград- 26ч
9-11
Основные правила поведения на улице. Безопасный путь домой.
1
2
12
Элементы улиц и дорог
1
13
Сигналы светофора и регулировщика
1
14 -16
Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря
3
17
Правила перехода улиц и дорог
1
18
Перекрестки и их виды
1
19-20
Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря
2
21
Дорожные знаки
1
22-24
Правила перехода улицы при выходе из транспортного средства
1
1
25-33
Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря
9
34
КВН «Знатоки ПДД»
1
Итого
8
26
3 год обучения - (34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во часов
Здоровье человека - его важнейшее богатство-13ч
Ауд.
Внеауд.
1
Режим дня школьника
1
1
2
Физическая культура - залог здоровья
1
1
3-5
Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря
3
6-7
Формирование правильной осанки
1
1
8
Закаливание
1
9-10
Роль укрепления скелета и мышц. Экскурсия в тренажерный зал.
1
1
11-12
Поход выходного дня
2
13
Праздник «Путешествие в Здоровейск»
1
Занятия в Школе юного пешехода
«Знай правила движения как таблицу умножения!»-21ч
15
Забота государства о безопасности дорожного движения
1
16
Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
1
17
Сигналы для регулирования дорожного движения.
1
18
Дорожные знаки и их группы.
1
19-21
Подвижные игры, посвященные праздникам зимнего земледельческого календаря
3
22-23
Правила перехода улиц и дорог.
2
24
Виды транспортных средств.
1
25
Тормозной путь транспортных средств.
1
26-28
Настольные игры по правилам дорожного движения.
3
29-33
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах
5
34
Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения!»
1
Итого
10
24
4 год обучения - (34 часа)
№
Тема занятия
Экология сельского поселения
Кол-во часов
Ауд.
Внеауд.
1
Знакомство с экологической обстановкой в микрорайоне школы, в сельском поселении;
1
2
Роль растений в экологической обстановке.
1
3-7
Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря
5
8-11
Определение прозрачности воды в реках Верхнеентальского поселения
2
2
12-15
Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий. Проект.
3
1
16
Праздник «Защити себя сам»
1
Занятия в Школе юного пешехода
«Мы - ЮИДовцы!»
18
Повторение пройденного за три года обучения
в Школе Юного пешехода.
1
19
Встреча с отрядом юных инспекторов движения школы.
1
20
История развития автомототранспорта и проблемы
безопасного движения.
1
21
Закрепление знаний сигналов светофора
и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.
1
22
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
1
23-27
Подвижные игры, посвященные посвященные зимним праздникам земледельческого календаря
5
28
Дорожная разметка и ее предназначение.
1
29-31
Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов.
3
32
Общие требования к водителям велосипедов.
1
33
Соревнования «Безопасное колесо»
1
34
Праздник «Посвящение в ЮИДовцы»
1
Итого
15
19
Литература
1.Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: 2 часть. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
2.Н.А.Извекова. Учителю о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. - М.: Просвещение, 1982.
3.И.Товпинец. Уроки здоровья. -