- Преподавателю
- Физкультура
- Программа Внеурочной секции Волейбол
Программа Внеурочной секции Волейбол
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каримов Ж.С. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа секции «Волейбол»
для учащихся 5-6 классов
Пояснительная записка
Программа секции «Волейбол» составлена на основе программы «Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ спортивной секции «Волейбол» под редакцией А.В. Долинской
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Программа «Волейбол» рассчитана на школьников 11-12 лет. Она предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в учебно-тренировочных играх, соревнованиях. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации.
Цели и задачи:
Цели:
-
Укреплять здоровье и способствовать всестороннему физическому развитию.
-
Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.
-
Содействовать укреплению здоровья учащихся.
-
Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи:
-
Укреплять здоровье и закаливать организм.
-
Повышать уровень общей физической подготовленности.
-
Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
-
Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки. судейства.
-
Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, с недельной нагрузкой 2 часа, курс рассчитан на 70 часа в год.
Практические занятия с юными волейболистами различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные.
Содержание программы.
Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.
Правила безопасности при занятиях волейболом.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими
Ожидаемый результат.
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса волейбол.
Личностные результаты освоения учебного предмета по волейбол
Освоение курса «волейбол» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
* внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
* широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
* ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
* учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
* способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
* ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
* развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
* установка на здоровый образ жизни;
* эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
* внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно - познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
* адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
* установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета по волейболу
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального, общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
* принимать и сохранять учебную задачу;
* учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
* планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
* учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
* осуществлять итоговый контроль по результату;
* адекватно воспринимать оценку учителя;
* различать способ и результат действия;
* оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
* вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Выпускник получит возможность научиться:
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
-
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
-
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
-
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
-
концентрация воли для преодоления физических препятствий;
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
устанавливать причинно - следственные связи;
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-
контролировать действия партнеров;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
-
слушать собеседника;
-
определять общую цель и пути ее достижения;
-
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
-
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
-
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
План
Факт
1
Введение. Правила безопасности при занятиях волейболом. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств.
1
2
Стойки и перемещения. Учебная игра.
2
3
Нижняя прямая подача. Подача на точность.
2
4
Нижняя боковая подача.
2
5
Верхняя прямая подача
2
6
Развитие координации. Учебная игра.
1
7
Правила игры в волейбол. Игры по характеру действий сходные с волейболом.
Судейство.
1
8
Приёмы и передачи мяча
2
9
Верхняя передача мяча
2
10
Передача в прыжке. Специальные упражнения у сетки.
2
11
Приемы мяча.
2
12
Прием мяча с падением.
2
13
Групповые и командные действия в нападении. Учебная игра.
2
14
Блокирование групповое
2
15
Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.
2
16
Взаимодействия защитников между собой.
1
17
Взаимодействия защитников со страхующими
1
18
Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.
2
19
Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.
2
20
Индивидуальные тактические действия при приеме подач.
2
21
Индивидуальные и групповые действия нападения.
2
22
Индивидуальная тактика подач.
2
23
Индивидуальная тактика передач мяча.
2
24
Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.
2
25
Тактика нападающего удара.
2
26
Тактика нападающего удара с переводом в линию.
2
27
Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.
2
28
Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции.
2
29
Защитные действия (блоки, страховки).
2
30
Отвлекающие действия при нападающем ударе.
2
31
Терминология в волейболе. Судейство. Учебная игра.
1
32
Взаимодействия нападающего и пасующего.
2
33
Групповые действия в нападении через игрока передней линии.
2
34
Командные действия в защите
2
35
Индивидуальные действия против группового блока.
2
36
Игра по правилам с заданием
2
37
Пляжный волейбол. Правила безопасности при выполнении игровых действий.
2
Итого
68
Литература:
1. Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2011г.
2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.и др. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
3. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу - Интернет ресурсы - nashaucheba.ru
4.Фурманов А.Г. Волейбол Современная школа, 2009г.
5. Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2010г.
6. Государственная программа Министерства образования и науки РФ по
Физической культуре для профильного обучения. Москва. Просвещение. 2010г.
7. О. Чехов «Основы волейбола» Москва. «Физическая культура и спорт» 2008г.
8. В.И.Лях «Физическая культура. 10-11 классы». Москва. Просвещение.2010г.