- Преподавателю
- Физкультура
- Доклад по физической культуре на тему Особенности профессионального труда учителя физической культуры
Доклад по физической культуре на тему Особенности профессионального труда учителя физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сысоева Л.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности профессионального труда учителя физической культуры.
Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения.
Современный учитель физической культуры должен знать:
-
цели и задачи физической культуры;
-
общую концепцию научного содержания предмета;
-
современное состояние физической культуры.
-
место и роль предмета «Физическая культура» среди других предметов школьной программы;
-
меж предметные связи;
-
передовой педагогический опыт и уметь внедрить его в свою работу.
Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способностей, коммуникативной культуры. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, уметь проводить их в усложненных условиях, внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.
Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель - тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя - раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома - над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.
Результативность работы учителя физической культуры определяется показателями физического развития и здоровья детей, их физической подготовленности по физическим тестам, интересом учащихся к предмету, уровнем достижений учащихся в соответствии с программой, воспитанием гуманистических ценностных ориентации у учащихся.
Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:
-
текущее и перспективное планирование;
-
подготовленность материально-технической базы;
-
пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;
-
наличие нестандартного оборудования;
-
наличие специальных медицинских групп (ОФП, оздоровительной коррекции);
-
наличие кружков физической культуры, секций по видам спорта и др.;
-
систематическая подготовка физкультурного актива;
-
профориентация;
-
наличие специальных спортивных классов;
-
организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;
-
организация музея спортивной славы школы.
Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.
На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. С воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.
Понятие «педагогический талант» включает в себя такие профессиональные качества, как чувство меры в проявлении требовательности и поощрений, интуиция и чуткость в сложной системе взаимосвязи с учениками, педагогическая наблюдательность (способность педагога по отдельным фактам и всему поведению ученика в целом прогнозировать его развитие), требовательность, высокое педагогическое мастерство, т.е. совершенное владение своим предметом, способом передачи знаний о предмете учащимся. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что в вопросе теоретической подготовки учащихся и формирования у них устойчивых навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями имеются большие неиспользованные резервы. Долг учителя физической культуры научить детей самостоятельно делать утреннюю гимнастику, провести физкультурную разминку и тренировку не только лично, но и с друзьями, младшими школьниками.
Чтобы иметь авторитет у учащихся, учителю физической культуры необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся. Речь учителя физической культуры должна быть образной и понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным материалом; объяснение учителя для них становится ясным, простым и доступным.
Педагогическое мастерство - не врожденное качество, оно приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с учащимися на уроках физической культуры, спортивных тренировках и соревнованиях, при проведении других спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребенка.
Педагогический такт - это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность - единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.
Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя физической культуры - дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма.
Средствами физической культуры эстетические вкусы могут воспитываться следующими упражнениями:
1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии).
2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки).
3. Игры (творческие, с пением, национальные).
4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы фольклора).
5. Эстетическая обстановка занятий.
6. Общение с природой.
7. Образцовый показ упражнений учителем.
Формирование эстетических качеств личности невозможно развить без воспитания нравственных качеств, развития духовности. Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух - это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное поведение, исключающее обман, подлость, грубость, предательство.
Вывод:
Учитель физической культуры решать следующие задачи:
-
воспитание чувства прекрасного;
-
воспитание телесной красоты;
-
воспитание этики поведения;
-
воспитание творческой активности.
Решение этих задач будет идти успешно, если общеобразовательные школы будут обеспечены полноценными ресурсами, кадрами, учебными программами, базой, эффективным управлением. В настоящее время общеобразовательная школа является основным социальным институтом, где происходит воспитание подрастающего поколения.
Учитель физической культуры должны владеть самоанализом и анализом уроков. Внедрять новации, разрабатывать программы. Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей.
Профессиональная компетентность учителя физкультуры
владение основами теории физического воспитания
развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта
владение основами знаний олимпийского движения
знание медико-биологических основ двигательной деятельности
знание правил по технике безопасности
Именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.