Мини проект Казачьи игры на Ставрополье (ДОУ)

                              МИНИ – ПРОЕКТ: «КАЗАЧЬИ ИГРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ»                                       Подготовила: воспитатель МБДОУ №49 г. Невинномысска Сердечная Г.Г.                       Невинномысск2013   МИНИ - ПРОЕКТ «КАЗАЧЬИ ИГРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ»   № Педагоги Вклад в проект 1. Воспитатель физкультуры Непосредственный руководитель всего проекта. Консультирование, предоставление информации, подбор литературы, координирование работы сотрудников и детей. Сообщение о казачьих играх и воспитании казачат. 2. Воспитатели Координирование работы детей, знакомство с играми и их разучивание. 3. Музыкальные руководители Слушание и разучивание казачьих песен Музыкальное сопровождение праздника 4. Хореограф Знакомство с казачьим фольклором. Подготовка танца. Сообщение о воспитании казачат 5. Логопед Разучивание стихотворений о казачестве, Ставропольском крае. Сообщение о возникновении станицы Невинномысской. Подготовка детей к декламации стихотворений. Ведущая заключительного занятия-презентации.   ПРОЕКТ «КАЗЧЬИ ИГРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ» 3 А Д А Ч И ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1.Дать ребятам представление о жизни казаков на территории Ставропольского края 2.Познакомить детей с различными играми детей в Казачьей станице 3.Познакомить детей с историей возникновения станицы Невинномысской. Формировать представление об истории развития Ставропольского края. 4. Познакомить детей с Казацким фольклором (песнями и танцами казаков). 5. Формировать устойчивый интерес к истории родного края. 1.Вместе с воспитателями подобрать материал о воспитании в детей в семье казака, основных традициях. 2.Учить детей играть в казачьи игры. Самостоятельно распределять роли, выполнять правила игры 3.Прививать интерес к истории родного края. Знать своё место жительства (г.Невинномысск, Ставропольского края), знать, что это казачий край. 4. Учить детей петь казацкие песни и частушки. 5. Интересоваться историей своего города и своего края.   ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДАННОМУ ПРОЕКТУ   № ЗАДАЧИ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ 1. Знакомство с воспитанием детей в семье казаков апрель 2. Познакомить детей с казачьими играми Ставропольского края. апрель-май 3. Познакомить детей с историей возникновения станицы Невинномысской. май 4. Познакомить детей с фольклором казаков Ставропольского края май 5. Разучивание стихотворений о казачестве и Ставропольского края. май     План-сценарий заключительного занятия-презентации мини проекта «Казачьи игры на Ставрополье» (Зал украшен е стиле казачьей хаты.) Вед: С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей Живущих в соседнем дворе. 1.реб: У каждого листочка, у каждого ручья, Есть главное на свете, есть Родина своя. Для ивушки плакучей, нет реченьки милей, Для беленькой берёзки - опушки нет родней. 2.реб: Есть ветви у листочка, овражек - у ручья, У каждого на свете есть Родина своя....   Приложение   ИСТОКИ КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРА Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение, или, по-научному, термин, употребил в одной из своих статей в 1846 году английский историк Вильям Томпсон. Западноевропейские и американские учёные фольклором называют все виды народного искусства - и словесное, и музыкальное творчество, и народные танцы, и резьбу по дереву и кости, и даже вышивку. Наша наука обычно называет фольклором словесное искусство народа - народн...   ВОСПИТАНИЕ КАЗАЧАТ Изучая литературу о казачестве, я обнаружила, что очень редки упоминания о детских играх. Причины столь явны, что не рассказать о них нельзя. Мальчиков и девочек у казаков воспитывали по-разному. Годовалому казачонку срезали первые прядки волос и мужчины несли его к церкви, где его сажали верхом на неоседланного коня и гадали о его судьбе. Схватится за гриву — будет жив, заплачет, свалится с коня - быть убитому. Потом отец брал его на руки, крёстный надевал на них портупею. ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















МИНИ - ПРОЕКТ: «КАЗАЧЬИ ИГРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ»




















Подготовила:

воспитатель

МБДОУ №49

г. Невинномысска

Сердечная Г.Г.












Невинномысск2013


МИНИ - ПРОЕКТ «КАЗАЧЬИ ИГРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ»

Педагоги

Вклад в проект

1.

Воспитатель физкультуры

Непосредственный руководитель всего проекта. Консультирование, предоставление информации, подбор литературы, координирование работы сотрудников и детей. Сообщение о казачьих играх и воспитании казачат.

2.

Воспитатели

Координирование работы детей, знакомство с играми и их разучивание.

3.

Музыкальные руководители

Слушание и разучивание казачьих песен Музыкальное сопровождение праздника

4.

Хореограф

Знакомство с казачьим фольклором. Подготовка танца. Сообщение о воспитании казачат

5.

Логопед

Разучивание стихотворений о казачестве, Ставропольском крае. Сообщение о возникновении станицы Невинномысской. Подготовка детей к декламации стихотворений. Ведущая заключительного занятия-презентации.

ПРОЕКТ «КАЗЧЬИ ИГРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ»

3 А Д А Ч И

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.Дать ребятам представление о жизни казаков на территории Ставропольского края

2.Познакомить детей с различными играми детей в Казачьей станице

3.Познакомить детей с историей возникновения станицы Невинномысской. Формировать представление об истории развития Ставропольского края.

4. Познакомить детей с Казацким фольклором (песнями и танцами казаков).

5. Формировать устойчивый интерес к истории родного края.

1.Вместе с воспитателями подобрать материал о воспитании в детей в семье казака, основных традициях.

2.Учить детей играть в казачьи игры. Самостоятельно распределять роли, выполнять правила игры

3.Прививать интерес к истории родного края. Знать своё место жительства (г.Невинномысск, Ставропольского края), знать, что это казачий край.

4. Учить детей петь казацкие песни и частушки.

5. Интересоваться историей своего города и своего края.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДАННОМУ ПРОЕКТУ

ЗАДАЧИ

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

1.

Знакомство с воспитанием детей в семье казаков

апрель

2.

Познакомить детей с казачьими играми Ставропольского края.

апрель-май

3.

Познакомить детей с историей возникновения станицы Невинномысской.

май

4.

Познакомить детей с фольклором казаков Ставропольского края

май

5.

Разучивание стихотворений о казачестве и Ставропольского края.

май

План-сценарий заключительного занятия-презентации мини проекта «Казачьи игры на Ставрополье»

(Зал украшен е стиле казачьей хаты.)

Вед: С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей Живущих в соседнем дворе.

1.реб: У каждого листочка, у каждого ручья,

Есть главное на свете, есть Родина своя.

Для ивушки плакучей, нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки - опушки нет родней.

2.реб: Есть ветви у листочка, овражек - у ручья,

У каждого на свете есть Родина своя.

А там где мы родились, где радостно живём,

Края свои родные мы Родиной зовём

3.реб: С полями и долинами, с садами соловьиными Земля моя, краса моя, ты сердцу дорога.

Нет нигде красивей Родины моей,

Белая берёзка шепчет мне о ней.

Вед: Родина. Это край, где родились, где живём, это наш дом! Это всё то, что нас окружает . Среди просторов нашей Родины есть край, где мы живём.

4.реб:

Любовь свою к родному краю Мы остро чувствуем вдали.

Г лаза закроем - вспоминаем.

Как листья тополей нежны.

Как речка вечером искрится В закате солнца золотом,

И как пшеница колосится, на поле, что в краю родном

Вед: Раньше город наш был казачьей станицей, и сейчас он славится своими казачьими традициями.

5.реб: Встанем утром рано.

Выглянем в окно.

Смотрит в небе солнце,

Светит нам оно.

Всё, что ясным утром Видно из окна- Это Кубань наша, Родина моя.

Рассказ об образовании станицы Невинномысская (логопед Халина С.В..)

6.реб: Кубань раздольная - края дорогие,

Здесь издавна вольные люди живут,

Бегут, прославляют станицы родные,

Задорные песни казачки поют.

Песня «Ехали казаки домой» (музработник Лопаточкина О.В.) исполняют взрослые

7.реб: Просто так и для утехи Начинаю я потеху.

Выходите, казаки, кто тихи,а кто лихи,

Удаль, силу показать,

Свои косточки размять.

Проводиться игра для мальчиков «Игра в шапки»

Вед: Вот такие игры были у мальчиков казачат, а как воспитывали детей, и в какие игры дети играли мы сейчас узнаем.

Рассказ о воспитании казачат и казачьих играх (воспитатель Сердечная Г.Г.)

Вед: Вот как интересно, сейчас мы поиграем в игру «Ловишки в кругу» Игра «Ловишки в кругу»

Вед: Дети играли и стихи читали, а сейчас, как настоящие казачата, споют песню «Марш казачат»

Песня «Марш казачат» (музработник Лопаточкина О. В.)

Вед: Замечательная песня, настоящая казачья, ну что, казачата, выходите, свою удаль покажите

Игра «Гори-гори ясно»

Вед: Весёлая игра, а ещё веселее казачьи частушки

Казачьи частушки (музработник Лопаточкина О.В)

Вед: После таких задорных частушек так и хочется играть Игра «Иголка, нитка и узелок»

Вед: Издавна казаки любили петь и танцевать, и сказки своим детям рассказывать, сейчас мы об этом узнаем ещё больше

Рассказ о казачьем фольклоре (хореограф Бородина В.В.)

8реб: Чем дальше в будущее входим.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вед: А теперь выходите, да пляску свою покажите.

Казачья парная пляска (Хореограф Бородина В.В..)

Вед: Задорно танцевали, а сейчас мальчики покажут свою удаль в игре «Казачата, смирно!»

Игра «Казачата, смирно!»

Вед: Здорово мальчики умеют выполнять команды, растут настоящие казаки. А сейчас мы посмотрим, какие девочки ловкие.

Игра «Корзинка»

Вед: Вот мы и окунулись в историю родного края

9.реб: Под большим шатром голубых небес Вижу - даль степей расстилается,

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят великанами,

По горам и степям реки катятся И летят пути во все стороны.

10.реб: Ставропольский край, цветущая земля,

Цветущие сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой,

В работе, в песне мы с тобой.

Песня «Казачата» (музработник Лопаточкина О.В)

Приложение

ИСТОКИ КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРА

Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение, или, по-научному, термин, употребил в одной из своих статей в 1846 году английский историк Вильям Томпсон. Западноевропейские и американские учёные фольклором называют все виды народного искусства - и словесное, и музыкальное творчество, и народные танцы, и резьбу по дереву и кости, и даже вышивку.

Наша наука обычно называет фольклором словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, устное народное творчество. Если речь идёт о музыкальном творчестве, о народной музыке, то так и говорят: музыкальный фольклор.

Традиционно - бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций.

Здесь, на Кубани, рождалась новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов.

Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Великое множество прибауток, побасенок, слышал каждый казачонок ещё в колыбели, ещё не научившись говорить. Так он привыкал к музыке и ритму родного языка, А уж когда вставал на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, то окунулся в безбрежный океан фольклора. Пословицы и поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого.

Казаки - известные острословы, и именно слово тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», как говорит казачье присловье. Но вот приходило время, и жизнь ребёнка заполняли сказки. Смешные и страшные, весёлые и серьёзные. Сказки про животных, которые сохраняет народная память с первобытных времён, волшебные, сильно напоминающие сказки тысяча и одной ночи, - казачьи сказки похожи на сказки соседних народов. А поскольку рассказываются они по-русски, то и являются частью русского фольклора, русской речевой культуры, хотя есть в них свои особенности:

Первая: сказки-диалоги, анекдоты: «- Односум, что это тебе рожу так разнесло?

Да вчера был на рыбалке - оса на губу села...

И ужалила?

Слава Богу, не успела! Брат её веслом убил!»

Вторая особенность: сказки-былички. Рассказывает их «очевидец», то есть, как бы участник событий. Посвящены былички, как правило, действительно существовавшим героям и имевшим место событиям, но строятся они по всем правилам сказочного повествования. И замечательны они тем, что любимый герой в них такой, каким хотел его видеть народ, всегда ярче, и в добром, и в дурном, чем бывает человек в жизни.

Из прозаических и малых жанров фольклора и в настоящее время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки. Поражает устойчивость во времени заговоров и заклинательных формул. Они существовали практически на все случаи жизни: от укуса змеи и от пули, от воров и болезней, от несчастной любви и от ведьм.

Третья особенность: жизнь древних произведений в современном мире. В первую очередь это относится к былинам, которые казаки пели в застолицах, хором. Каждый казак знал несколько тысяч песен. Исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях, даже не очень крупных, с точным указанием времени и места.

Песенный океан окружал казаков с детства до могнлы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. По песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде кубанцев было не меньше тысячи песен, причем их знали и пели все.

Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошки (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные превращались и предметы далёкие от искусства - рубель (приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи.

В песенном фольклоре преобладали трудовые песни - «полильни» (в переводе с украинского означает что исполнялись во время прополки) или «стэпови» (в переводе с украинского - степные) - коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала на Кубани и масса обрядовых песен: игровые, плясовые, и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения.

Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни. Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они всегда были связаны с конкретными событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся ещё на родине переселенцев, добавлялись новые исторические песни. В них нашли отражение важнейшие местные и общероссийские события, в которых доводилось участвовать кубанским казакам. Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как «С гор подули ветры», «Словно соколы крылаты», «Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабиче, переселении в Закубанье «Зажурылись черноморци» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять своё место в важнейших исторических процессах.

ВОСПИТАНИЕ КАЗАЧАТ

Изучая литературу о казачестве, я обнаружила, что очень редки упоминания о детских играх. Причины столь явны, что не рассказать о них нельзя. Мальчиков и девочек у казаков воспитывали по-разному. Годовалому казачонку срезали первые прядки волос и мужчины несли его к церкви, где его сажали верхом на неоседланного коня и гадали о его судьбе. Схватится за гриву - будет жив, заплачет, свалится с коня - быть убитому. Потом отец брал его на руки, крёстный надевал на них портупею.

У ворот родного куреня казаков встречали женщины.

«Казака принямайтя! Да за ним доглядайте! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный...» Крёстная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крёстный, шашку. Нашему казаку ещё расти нужно. Сохраняй её до срока»

Крёстный принимал оружие и хранил его. В17 лет мальчика приписывали к полку, вручалось оружие. Крёстный же обучал всем обычаям и воинскому искусству. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, а духовный отец будет и строг и справедлив.

Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны дарил старший в роду. Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, с этого момента начинали обучать верховой игре. Стрелять учили с семи лет. Рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили рубить лозу. Рукопашному бою учили с трёх лет.

Мальчика обучали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет он работал в поле, погонял волов на пахоте, пас овец. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Одной из самых любимых игр была древнейшая игра пастухов дзыга. Им кубурь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую на шпульку от ниток, и на волчок, подхлёстывали кнутом. Условия были самыми разными. Несмотря на то, что взрослые считали «гонять кубарь» пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

В 7 лет его снова стригли. Бритоголовым он первый раз шел с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома, после праздничного обеда, на котором он в последний раз ел детские сласти, собирал свои вещи и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья выбрасывали всё, что считали излишне тёплым или мягким. «Всё! - говорили они. - Учись служить! Чай теперь не дитё, а полказака!» С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (а если отец умер, только мать). Когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

Самой главной задачей казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях. Они вели себя на улице достойно и солидно. Студентов и юнкеров даже старики называли по имени отчеству.

Каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или бахчах со стариками. И здесь учёба не превращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно - стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отводилось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки, увозили с собой на службу, часто и на войну.

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика. Однако появление на свет девочки тоже было радостью - тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.

От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, старались развивать в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Девочке внушалось, что самое главное -спокойная душа и чистое серже, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.

Все девичьи праздники отмечались в узком детском кругу на женской половине, приглашались только родственники, из мужчин допускался только отец. Праздники всегда сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами, дарились подарки. Подарки буквально сыпались на девочку, но это не означало, что жизнь у неё была сплошным праздником, и ей было всё позволено. С самых ранних лет она участвовала во всех домашних делах: мыла полы, стирала, ставила заплатки, пришивала пуговицы. С пяти лет училась вязать на спицах и крючком, вышивать, шить.

Была и особая работа - нянчить младших! Пяти летних девочек уже в няньки «в люди» отдавали. Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели и плясали и играли. Не смотря на заблуждение, что казачки были бесправными, даже сегодня, во многих домашних обычаях казаков, можно увидеть пережитки господствовавшего когда-то в степи матриархата. Большая часть юридических прав в станичном обществе принадлежала не казаку, а казачке. Она наследовала имущество. Она полностью верховодила в доме. Считалось, что дети принадлежат отцу. Хотя полной властью, даже над взрослыми сыновьями обладала мать. Женщина-мать, женщина-вдова получала от станичного общества материальную поддержку и была социально защищена. Ни о какой дискриминации не могло быть и речи.

Традиции и обычаи казаков:

Помни брат, что у казаков:

Дружба - обычай;

Товарищество - традиции;

Гостеприимство - закон.

Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков.

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать - казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать вступать без его разрешения) и тем более - непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти.

При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить .

Слова старшего являлись для младшего обязательными

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать - «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Знакомясь с историей возникновения и развития казачество можно с уверенностью сделать вывод. Что в разных регионах, в зависимости от того, где и какие народы, в конечном счете, составили население отдельных станиц и хуторов, и обычаи и игры были разными. Так, находим игры, встречающиеся в украинской и белорусской культурах, в культурах народов Кавказа и так далее. Бесспорным является тот факт, что игры для девочек и мальчиков были разные. Игры для

мальчиков развивали ловкость, выносливость, быстроту реакции, смелость, носили соревновательный характер. Игры для девочек были спокойные, чаще хороводные. Примером такой игры могут быть разные варианты игры «Колечко», «Веночек».

Культура казачества очень разнообразна, отражено это не только в быту казачества, но и в воспитании детей, их играх, танцах, песнях, обычаях и обрядах.

Казачьи заповеди:

Казаком нужно родиться!

Казаком нужно стать!

Казаком нужно быть!

Никогда не гордись казачеством!

Никогда не считай сына другого народа ниже, или глупее себя!

Будь равно добр и открыт со всеми. Помни, по тебе судят о казачестве!

Храни достоинство, но не гордись!

Служи Господу, через служение народу своему

Помни; Душа твоя принадлежит только Богу, Жизнь - народу, Честь - никому!

Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю!

Помни; воля - не своеволие, лихость - не разбой, а доблесть - не жестокость.

Храбрые - всегда добрые, потому как они сильные!

Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив!

Будь свободен Душой, по страсти держи в оковах, да не овладеют они сердцем твоим,

Да не ввергнут в пучину беззакония!

Никогда не воюй со слабейшим! Сразив врага будь милостив!

Слава тебе - Господи, что мы - казаки!

За други своя, не пожалей живота своего!

Казак казаку брат и более того.

Казаки не умирают, их Бог забирает!

Запомни! Ничего потом не бывает. Жизнь пишется набело и навсегда. Не списывай свою слабость на обстоятельства. Всегда оставайся самим собой - КАЗАКОМ.

Казачьи поговорки

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казак молодой, а сноровка старая.

Казаком быть - не разиня рот ходить.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

Не хвались казак травою, хвались сеном.

Пироги на кустах терна не растут.

Хочешь быть на высоте - выбирай путь в гору.

Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела - прячутся в кустьи Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Без работы, как без заботы и умный казак в дураках ходит.

Игры

«Казаки-разбойники» Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, а другая - разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой дом (стан).

Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. « Всадники» Образ коня - это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков и мощь веры и одухотворенности. Конь своими движениями отражает посылки всадника,

Ход игры: дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.

И.п. - держа «повод» обеими руками или только левой рукой.

Такты 1-2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод».

Такты 3-10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

«Игра в шапки» Тому, кому выпадает жребий, завязывают глаза, он становится с растопыренными ногами, между которыми и играющие бросают снятые со своих голов шапки, стараясь забросить их как можно дальше. Когда побросают все шапки, то играющий с завязанными глазами идет искать их, и, найдя одну из брошенных шапок, развязывает глаза и кидает ее далеко в сторону. Все в это время бросаются к своим шапкам. Колотят ими того, чья шапка была закинута, покуда он не прибежит на то место, где началась игра, после этого игра, если согласятся, начинается снова.

«Игра в детки» Для этой игры собирается несколько человек, преимущественно девочек, а иногда и взрослых девиц. Из толпы выделяется какая-либо побольше, которая будет представлять торговку, а все остальные делятся попарно и садятся в круг: старшая в паре - мать, а младшая - дочь. Торговка, подойдя к матери, говорит:

«Кума, кума, продай дитя». «Не продается». Торговка идет дальше с тем же предложением, тут тоже отказ, но она не унывает, а найдет-таки желающую продать, с помощью пинков и толчков. Тут будут условия продажи, вроде следующего: «Купи, да шить научи, в церковь води, корми, одевай, обувай, в люди не посылай». - «Ну, ну хорошо, на же задаток». Мать и торговка, ударив по рукам, бегут вокруг всего круга, стараясь прежде другой прибежать к дитяти. А в это время дитя кричит: «Старая мать! Старая мать!». И кто вперед добежит до него, та и становится матерью, а не успевшая - торговкой. Игра продолжается по-прежнему, разве только с той разницей, что на мать, продавшую дитя, со всех сторон сыплются восклицания, перемешиваются со смехом: «Прогуляла дитя, пьяница, пропойца! Прогуляла, да чужих добивалась! Возьми у меня котенка».

«Змейка» Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем её развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. Точно повторять движения ведущего. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Указания к проведению. Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации.

«Берегись!» С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним становится пятнашка. Все участники игры находятся на противоположной стороне площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три!» Играющие в это время идут через поле и подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает через шнур и старается догнать и запятнать кого-либо из детей. Вместе с запятнанным он быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое. Правила. 1. Играющие бегут в свой дом только после слов пятнашки. «Берегись три!» Пятнашке разрешается салить только одного игрока. Через шнур пятнашка только перепрыгивает, но если, перепрыгивая, он задевает шнур, то повторяет прыжок. За чертой дома салить игроков нельзя. Указания к применению. Игра проводится по большой свободной площадке. Расстояние между домов играющих и местом, где находится пятнашка, 10-20м. высоту шнура по ходу игры можно менять: чем выше шнур, тем труднее водящему через него перепрыгивать. Слова »Берегись раз, берегись два, берегись три!» пятнашка произносит медленно, чтобы играющие могли ближе подойти к шнуру. Чем ближе они находятся от шнура, тем легче их осалить. Вариант. Играющие догоняют пятнашку и игрока, которого он уводит с собой, и стараются запятнать одного из них, пока они не перепрыгнут через шнур. Тот, кого они запятнали, возвращается на поле.

«Корзинки» Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.

Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя назвали, убегает, на его место встаёт игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

«Казачата, смирно!» Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется - делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается около трех минут. По окончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

«Курарепка» Играющие становятся в круг спиной к центру, крепко сцепившись руками друг с другом и с криком «Курарепка» начинают вертеться обыкновенно в ту сторону, где игроки сильнее; при этом круг изменяет свой вид: или вытягивается, или, разорвавшись, образует длинную прямую или кривую вереницу. Передовой этой вереницы бросается в сторону, и увлекая за собой других, заворачивает опять клинья и подбегает под приподнятые руки товарищей. От этого в конце длинной вереницы образуется живая петля из играющих. Передовик обратно подбегает под руки других - образуется другая петля. При этом редко обходится, чтобы не вывихнули пальцев или всей руки, а о разбитых носах и лбах и говорить нечего. Упавший из играющих называется бешеным телком. От него разбегаются все, а он, догоняя, пятнает их ударом руки. Все запятнанные становятся бешеными телками и сообща с первым с криком «Бу» кидаются на остальных и перепятнывают их. Тем игра и кончается

«Игра в утку» Играющие, человек 10 или 15 взрослых девушек и ребят, становятся рядом, сцепившись рука с рукой. Двое из крайних отрываются от вереницы и, представляя селезня и утку, подбегают под руки стоящих в ряду, что спереди, что сзади их; большей частью девушка, представляет утку, а догоняющий парень - селезня. Между тем стоящие поют:

Догони селезень утку;

Догони, молодой, утку;

Пойди у тушка домой,

Пойди, серая, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утка.

Десятая гусыня.

Между какою парою следует домой утка, та и обязана заменить их, а они становятся на этом месте и игра продолжается по-прежнему.

«Длинная лоза (чехарда)» Все играющие, молодые ребята, становятся в одну линию, один за другим, смотрят в затылок своему товарищу, каждый нагибает спину, кроме последнего, который прыгает через каждого нагнувшего спину и. забежав наперед, сам наклоняется; затем прыгают один за другим все следующие. В этой игре каждому достается и прыгать через других, и самому подставлять спину.

«Заря» Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей. Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

«Забавы с фишками» Фишки, желательно плоские, кладутся на голову и на внешнюю сторону ладони. Задача играющих - любым способом заставить соперника выронить одну из фишек. При этом свои фишки должны оставаться на месте. Уронивший фишку наказывается (приседает 10 раз) и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно следят самые опытные, уважаемые игроки.

«Иголка, нитка и узелок» О единстве идеи, пути её осуществления. Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали и вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Ловишка в кругу» Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели. Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих. Ход игры: на площадке чертят большой круг - от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них - «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой». Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

Используемая литература:

1.«Казаки» - иллюстрированная история отечества, под редакцией Б.А. Алмазова, С.-П.

2.«От былины до считалки», В. Бахтин.

3. Источники:

vmeste-front.ru/tradicii i obvehai kazakov «Традиции и обычаи казаков» lib.rus.ec/b/l 99180/read «Картины былого Тихого Дона» и другие интернет ресурсы.


© 2010-2022