Статья Оздоровительные физкультпаузы на общеобразовательных предметах

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оздоровительные физкультпаузы

на общеобразовательных предметах.

Андрей Владимирович Набатов

Новохопёрский муниципальный район

МКОУ «Бороздиновская СОШ»


Современная жизнь школьника - занятия в школе, приготовление домашнего задания, чтение, длительный просмотр телевизионных программ, отсутствие активности - свидетельствует о малоподвижном образе жизни. Снижение обмена веществ в организме вызывает ожирение, понижает иммунитет, ослабляет скелетные мышцы, костную систему, провоцирует нарушение сна, развитие близорукости. За последние несколько лет состояние здоровья детей ухудшилось: 83% детей школьного возраста имеют хронические заболевания, после окончания школы 6% детей являются здоровыми. По своей природе ребёнок очень активен, и в летний период активность может достигать 12-16 тыс. движений в сутки, но в учебное время активность падает до 30%.

Все понимают, что учащиеся в школе находятся в состоянии «двигательного голода».

Зачастую учителя задерживают на уроке детей во время перемены, заранее усаживают учащихся для подготовки к уроку, в школе между уроками не проводят подвижных игр.

Таким образом, с каждым годом двигательная активность учащихся не увеличивается, как должно быть по природе, а наоборот, уменьшается. А в следствии этого у детей развиваются заболевания костно-мышечной системы, органов зрения и сердечно-сосудистой системы.

Что же должен сделать учитель для изменения сложившегося положения?

Самое главное - изменить своё отношение к проблеме здоровья детей. Я предлагаю проводить на каждом уроке физкультпаузы. Физкультминутки позволяют использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью для решения учебных задач. Дети становятся активнее, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Мною был проведён опрос среди учащихся школы, попросив ответить на вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»

Результаты опроса

  • Помогают преодолеть сонливость и однообразие урока - 36%;

  • Повышает работоспособность - 29%;

  • Создают хорошее настроение - 21%;

  • Способствуют общению - 5%;

  • Мешают уроку - 5%;

  • Уменьшают время урока - 4%.

Физкультурные паузы на уроке и на переменах должны стать важной

составляющей физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника. Их лучше проводить в середине урока: в 4-11 классах - на 20 минуте урока продолжительностью 2-3 минуты с обязательным переходом из положения сидя в положении стоя. Обязательно должны быть упражнения для глаз, улучшения мозгового кровообращения и движения крови в тазовой области. Учитель не должен бояться, что потеряет время на уроке: выполняйте все движения вместе с детьми. Учитель должен верить в полезность этих упражнений на уроке, тогда и дети поверят и поймут их необходимость. Обычно дети с удовольствием и радостью выполняют упражнения, чувствуя прилив сил и энергии.

Для учащихся 5, 6 классов можно ввести подвижные игры на переменах после 3 урока. В этом случаи работоспособность повысится в 3-4 раза в сравнении с теми случаями, когда их проводят после первого урока. Главная цель игровой двигательной переменки на уроке - дать возможность каждому ребенку подвигаться, почувствовать свое тело, показать школьнику значения двигательной активности в жизни человека, научить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Каждый учитель должен следить за осанкой детей, чаще напоминать им о правильной пользе за партой, объяснять вред, наносимый неправильной осанкой. Ниже я предлагаю варианты упражнений, которые можно использовать на уроках, во время физкультпауз.

  1. Упражнение.

Предлагается учащимся откинуться на спинку стула, расслабится и представить понятия, изученные на уроке. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.

  1. Упражнение.

Дети стоят у парт и выполняют те движения, которые им показывает ведущий, точно копируя их. Они должны:

- замереть на месте;

- повернутся вправо, влево;

- постоять на пальчиках;

- постоять на пальчиках с закрытыми глазами;

- постаять на пальчиках и поморгать;

- покивать головой, как будто соглашаясь или не соглашаясь с чем-то;

- постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;

- постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

3. Упражнение.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и

при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и

подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов по команде учителя

ученик, стоящий у первой парты, должен повернуться к стоящему за ним ученику,

сделать наклон вперед, пожать руку товарищу, следующий ученик повторяет тоже

самое. Наклон должен быть сделан как можно ниже.

  1. Упражнение.

Учащиеся должны представить, что они готовятся к восхождению на гору. Для того чтобы «восхождение» оказалась удачным, необходимо научиться «лазить по канату». А для этого сидя нужно выполнить следующее:

- максимально плотно свести пятки вместе;

- максимально плотно свести носки вместе;

- поставить ноги крест - накрест, поочередно меняя их положение;

- «написать» поочередно каждой ногой «SOS» и свое имя;

- сильно сжать пальцы ног и расслабить;

- «аплодировать» обеими стопами.

Сохранение и укрепление здоровья детей - главное направление моей работы, ведь крепкое здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Лишь здоровый человек в полной мере может быть творцом своей судьбы, успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни. Я считаю, что не только учитель физической культуры должен заботиться о здоровье детей, но и каждый педагог школы. Мы всегда должны помнить, что в наших руках - здоровье детей!


Литература

  1. Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. - СПб., 1994

  2. Дадонов Б. И. Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности. - М., 1981.

© 2010-2022