- Преподавателю
- Физкультура
- Статья Оздоровительные физкультпаузы на общеобразовательных предметах
Статья Оздоровительные физкультпаузы на общеобразовательных предметах
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Набатов А.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оздоровительные физкультпаузы
на общеобразовательных предметах.
Андрей Владимирович Набатов
Новохопёрский муниципальный район
МКОУ «Бороздиновская СОШ»
Современная жизнь школьника - занятия в школе, приготовление домашнего задания, чтение, длительный просмотр телевизионных программ, отсутствие активности - свидетельствует о малоподвижном образе жизни. Снижение обмена веществ в организме вызывает ожирение, понижает иммунитет, ослабляет скелетные мышцы, костную систему, провоцирует нарушение сна, развитие близорукости. За последние несколько лет состояние здоровья детей ухудшилось: 83% детей школьного возраста имеют хронические заболевания, после окончания школы 6% детей являются здоровыми. По своей природе ребёнок очень активен, и в летний период активность может достигать 12-16 тыс. движений в сутки, но в учебное время активность падает до 30%.
Все понимают, что учащиеся в школе находятся в состоянии «двигательного голода».
Зачастую учителя задерживают на уроке детей во время перемены, заранее усаживают учащихся для подготовки к уроку, в школе между уроками не проводят подвижных игр.
Таким образом, с каждым годом двигательная активность учащихся не увеличивается, как должно быть по природе, а наоборот, уменьшается. А в следствии этого у детей развиваются заболевания костно-мышечной системы, органов зрения и сердечно-сосудистой системы.
Что же должен сделать учитель для изменения сложившегося положения?
Самое главное - изменить своё отношение к проблеме здоровья детей. Я предлагаю проводить на каждом уроке физкультпаузы. Физкультминутки позволяют использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью для решения учебных задач. Дети становятся активнее, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Мною был проведён опрос среди учащихся школы, попросив ответить на вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»
Результаты опроса
-
Помогают преодолеть сонливость и однообразие урока - 36%;
-
Повышает работоспособность - 29%;
-
Создают хорошее настроение - 21%;
-
Способствуют общению - 5%;
-
Мешают уроку - 5%;
-
Уменьшают время урока - 4%.
Физкультурные паузы на уроке и на переменах должны стать важной
составляющей физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника. Их лучше проводить в середине урока: в 4-11 классах - на 20 минуте урока продолжительностью 2-3 минуты с обязательным переходом из положения сидя в положении стоя. Обязательно должны быть упражнения для глаз, улучшения мозгового кровообращения и движения крови в тазовой области. Учитель не должен бояться, что потеряет время на уроке: выполняйте все движения вместе с детьми. Учитель должен верить в полезность этих упражнений на уроке, тогда и дети поверят и поймут их необходимость. Обычно дети с удовольствием и радостью выполняют упражнения, чувствуя прилив сил и энергии.
Для учащихся 5, 6 классов можно ввести подвижные игры на переменах после 3 урока. В этом случаи работоспособность повысится в 3-4 раза в сравнении с теми случаями, когда их проводят после первого урока. Главная цель игровой двигательной переменки на уроке - дать возможность каждому ребенку подвигаться, почувствовать свое тело, показать школьнику значения двигательной активности в жизни человека, научить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Каждый учитель должен следить за осанкой детей, чаще напоминать им о правильной пользе за партой, объяснять вред, наносимый неправильной осанкой. Ниже я предлагаю варианты упражнений, которые можно использовать на уроках, во время физкультпауз.
-
Упражнение.
Предлагается учащимся откинуться на спинку стула, расслабится и представить понятия, изученные на уроке. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.
-
Упражнение.
Дети стоят у парт и выполняют те движения, которые им показывает ведущий, точно копируя их. Они должны:
- замереть на месте;
- повернутся вправо, влево;
- постоять на пальчиках;
- постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
- постаять на пальчиках и поморгать;
- покивать головой, как будто соглашаясь или не соглашаясь с чем-то;
- постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
- постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.
3. Упражнение.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и
при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и
подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов по команде учителя
ученик, стоящий у первой парты, должен повернуться к стоящему за ним ученику,
сделать наклон вперед, пожать руку товарищу, следующий ученик повторяет тоже
самое. Наклон должен быть сделан как можно ниже.
-
Упражнение.
Учащиеся должны представить, что они готовятся к восхождению на гору. Для того чтобы «восхождение» оказалась удачным, необходимо научиться «лазить по канату». А для этого сидя нужно выполнить следующее:
- максимально плотно свести пятки вместе;
- максимально плотно свести носки вместе;
- поставить ноги крест - накрест, поочередно меняя их положение;
- «написать» поочередно каждой ногой «SOS» и свое имя;
- сильно сжать пальцы ног и расслабить;
- «аплодировать» обеими стопами.
Сохранение и укрепление здоровья детей - главное направление моей работы, ведь крепкое здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Лишь здоровый человек в полной мере может быть творцом своей судьбы, успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни. Я считаю, что не только учитель физической культуры должен заботиться о здоровье детей, но и каждый педагог школы. Мы всегда должны помнить, что в наших руках - здоровье детей!
Литература
-
Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. - СПб., 1994
-
Дадонов Б. И. Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности. - М., 1981.