Статья по физической культуре «Волейбол, как средство физического воспитания»

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шамраев Игорь Анатольевич

учителя физической культуры

МОБУ СОШ №36 г.Таганрога

Ростовской области

Статья


«Волейбол, как средство физического воспитания»


Со слов автора Фурманова А.Г. (1983г) волейбол счастливо вобрал в себе лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста. Нет такого угла на огромных просторах нашей Родины, где бы волейбол был неведом людям. Да и трудно найти человека, который в своей жизни ни разу не сыграл в волейбол.

Болдырев Д. М. ( 1983 г.) пишет: «Волейбол - игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакций и смекалкой. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой».

Ковалёв В.Д. (1988г.) отмечает, что особым достоинством волейбола, как средства физического воспитания является его специфическое качество - возможность само дозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которой он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

Железняк Ю.Д.(1991г.) считает, что соревновательная деятельность составляет основу волейбола, его цель и критерий эффективности тренировочного процесса.

Структура тренировочной деятельности и факторы. Определяющие ее эффективность, служат важнейшим ориентиром при построении системы подготовки.

Без ориентации на специфические особенности тренировки не возможна оптимальная подготовка. С точки зрение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику.

Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: например водителям транспортных средств.

По мнениям Титова Г.М. и Степанова Г.В.(2006г) школьники мало заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом. Изменить ситуацию можно, предоставив учащихся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе чего в школе будут решаться задачи развития физической жизни в целом. Одна из самых доступных для всех учащихся в этом плане дисциплин - волейбол.

Учебный предмет «Волейбольная подготовка» включён в государственную программу по физическому воспитанию школьников. Выполнению программных требований выражаются в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоритической подготовке (тестирование 2 раза в год), а также арсенал технических приёмов, объём тактических действий, уровень теоретической подготовленности, результаты участия в соревнованиях.

Организация и методика проведения тренировок.


Тренировка волейболистов - составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств.

Техническая подготовка - это процесс обучения волейболистов технике движений и действий, служащих средством ведение игры, а также их совершенствования. Организация действий, техника игры делятся на технику нападение и технику защиты.

Техника нападения в свою очередь включает технику перемещений (разновидности стоек и перемещений) и технику владения мячом (подача, передачи на удар, нападающие удары, перебивания).

Техника защиты волейболиста складывается из техники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи подающего удара и блокирования).

Техническую подготовленность юных волейболистов оцениваются по двум показателем:

1.Арсенал технических приёмов и способов их выполнения, включённых в программу для соответствующих возрастов.

2.Результаты выполнения контрольных испытаний по технической подготовке (тестирование) смотреть в приложении « Нормативы тестирования».

( 8-10 лет) Младший возраст. 1 год обучения

На этом этапе подготовки, занимающиеся должны иметь понятие о перемещениях и стойках:(1)- основная, низкая; (2)- передвижение приставными шагами; (3)- остановка шагом; (4раз)- сочетание перемещения и остановки.

( 11-12 лет) Младший возраст. 2 год обучения

Перемещения стойки (1) - основная низкая; передвижение приставными шагами (2); остановка шагом (3) сочетание перемещения и остановки (4)

Передачи - сверху двумя руками, в стену (5) на месте в движении приставными шагами. Вправо, влево, над собой, в парах на месте и в движении; отбивание мяча кулаком прыжке у сетке (6).

Подачи - нижняя, верхняя в пределах площадки, в правую и левую половину (7)

Нападающий удар - прямой удар с разбега по мячу в держателе или на резиновых амортизаторах (8).

Приём мяча - сверху двумя руками; брошенного через сетку (расстояние 4-6 метра), от нижней прямой подачи (9); снизу двумя руками в стенку многократно от нижней подачи (10).

Блокирование - одиночное задержание мячей. Опробование. Делать листы из поролона надеты на кисти рук (11).

Средний возраст. (12-14лет)

Перемещения - сочетание способов перемещений и остановок (1), перекаты, падения на месте и после перемещения (2).

Передачи - сверху двумя руками; встречная передача, расстояние 4-5м (3), через сетку в заданную зону (4), передача, стоя спиной к направлению передачи (5), в прыжке вперед-вверх (6), отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки (7).

Подачи - нижней, верхней в пределах площадки (8), в правую и левую половины.

Нападающий удар - прямой удар по ходу (9) из зон 4 и 2 и передачи из зоны.

Прием мяча - сверху двумя руками; брошенного через сетку (расстояние 8-10 метров)(9 -10), нижней подачи (11), снизу двумя руками с задней линии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2 (12).

Блокирование - одиночное (13) прямого удара по уходу из 4 и 2 (стоя на подставке, удар выполняется по подброшенному партнером мячу, или передачи).

Тактическая подготовка - это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делаться на две категории: защитные и нападающие действия.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры - многократное выполнение упражнений, действий, элементов.

В зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите.

Тактика защиты состоит из четкого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между собой.

Тактика нападения осуществляется посредством подач и передач и собственного нападающего ударов.

Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональными возможностям учащихся. Для этого необходимо всестороннее физических качеств.

Физическая подготовка подразделяют как общая, так и специальная.

Средством общей физической подготовки является ОРУ направленные на развитие всех качеств, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнений на различных снарядах, тренажёрах, занятий другими видами спорта.

Средствами специальной физической подготовки является:

1.Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости, скоростной, прыжковой силой, игровой быстроты переключения от одного действия к другому.

2.Акробатические упражнения.

3.Подвижные и спортивные игры.

4.Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Тестирование по технической подготовке

ГНП-1

1.Передача над собой сверху высотой не менее 1,5 метра. 10 раз - « отлично»

8 раз - «хорошо»

6 раз - « удовлетворительно»

2.Передача над собой снизу высотой не менее 1,5 метра.

10 раз - « отлично»

8 раз - «хорошо»

6 раз - « удовлетворительно»

3.Верхняя прямая подача с расстояния 6 метров от сетки.

5 из 5 подач - « отлично»

4 из 5 подач - «хорошо»

3,2 из 5 подач - « удовлетворительно»

ГНП-2

1.Передача сверху в паре, не выходя из «коридора» шириной 3 метра.

15 раз - « отлично»

10 раз - «хорошо»

8 раз - « удовлетворительно»

2.Передача снизу в паре, не выходя из «коридора» шириной 3 метра.

15 раз - «отлично»

10 раз - «хорошо»

8 раз - « удовлетворительно»

3.Верхняя прямая подача с лицевой линии

5 из 5 подач - « отлично»

4 из 5 подач - «хорошо»

3,2 из 5 подач - «удовлетворительно»

4.Нападающий удар с собственного подбрасывания

5 из 5 подач - «отлично» 4 из 5 подач - «хорошо»

3,2 из 5 подач - «удовлетворительно»

5.Прием мяча из зоны 6 в зону 3 после наброса с другой стороны сетки. Точность приёма определяется в зоне 3 учителем.

5 из 5 подач - « отлично»

4 из 5 подач - «хорошо»

3,2 из 5 подач - «удовлетворительно»

Среди тестируемых проводится фронтальный опрос по размерам и разметке волейбольной площадки и расположению зон на ней.

Содержание и методика контрольных испытаний по ОФП, проводимых среди групп начальной подготовки.

Обследование по физическим данным производиться по общепринятой методике биометрических измерений.

1. Бег 92 метров. ( «Елочкой»)

В пределах границ волейбольной площадки расположить 7 набивных мячей. Учащиеся располагается на лицевой линии. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно. Игрок должен каждый раз касаться мяча, находящегося на лицевой линии. Время засекается по секундомеру.

2.Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление « косой экран», позволяющий измерить высоту подъёма общего центра тяжести при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50х50 см. При проведении испытания должны соблюдать единые требования (точка отсчета, при положении стоя, на носках, касаясь вытянутой рукой наивысшей точки). Число попыток - три, берется лучший результат.

3. Прыжок в длину с места. Замер делает от контрольной линии до ближайшего к себе следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

4.Метание набивного мяча массой 1 кг. Из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, стопы за чертой параллельно друг друга. Поднимая мяч вверх, производит замах за голову и тут же сразу бросок вперед.

Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета. Делаются три попытки, берется лучший результат.

Список литературы:

1.Праввдин В.А, и др. Волейбол - игра для всех .- М. : Физкультура и спорт, 1966.

2. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец.№2114 «Физ.Воспитание» В.Д.Ковалева.- М.:Просвещение, 198.

3.Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов-н/Д.: «Феникс»,2000.- С.16 .

4.Тер-Ованесян А.А. Спорт/ Обучение, воспитание, тренировка/ - М.: 1967.

5.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред.В.Н.Ляха и Г. Б. Мейксона.-М.:Просвещение, 1996.- с.19-21.

6.Физическая культура: Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов/ д-р пед. наук, проф.А.П.Матвеев.- М.:Просвещение,2008.

7.Физкультурно- оздоровительная работа в школе: Методическое пособие/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-184 с. - (Портфель учителя).


© 2010-2022