Программа по баскетболу для учащихся начальных классов

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усольское районное управление образования


















ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ОСНОВАННАЯ
НА ОДНОМ ИЗ ВИДОВ СПОРТА (БАСКЕТБОЛ).

Вариативная часть





















Усолье 1996


Автор-составитель: учитель высшей категории Пыскорской

средней школы Усольского района

Пономарёва В.Г.


Научный консультант: кандидат педагогических наук

Саулина О.П.

Пермский государственный педагогический университет





























(С) Методический кабинет Усольского районного управления

Образования Пермской области

От автора.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают физические упражнения, а также элементы спортивных игр. Обучение младших школьников основным приемам владения мячом в игровых условиях способствует не только их физическому развитию и разносторонней подготовленности, но и ознакомлению учеников с баскетболом в доступной форме. Основное внимание педагогов должно быть направлено не на раннюю специализацию, а на создание общих предпосылок успешного обучения баскетболу в среднем и старшем звене школы.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку, положительные черты характера.

С 1988 года в Пыскорской средней школе Усольского района введен третий (дополнительный) урок физической культуры в неделю во всех классах. Проанализировав раздел программы по физическому воспитанию в детском саду, а также региональную программу по физической культуре для начального и среднего звена общеобразовательной школы мы пришли к выводу, что отсутствует преемственность в обучении игровым действиям с мячом в детском саду и начальной школе. Так как отсутствовали специальные программы мы в своей работе стали использовать принцип опережающего обучения. Проработав так в течение 2 лет, мы сделали вывод о том, что изучение элементов спортивных игр можно начинать в начальных классах. В предлагаемом нами разделе программы для начальных классов учебный материал дается с учетом изучения его на трех уроках физкультуры в неделю (всего 15 часов).

Для тех школ, где нет первых классов детей-шестилеток, содержание данной программы для 1-2 классов можно изучать за один год. Приступать к обучению некоторым техническим приемам баскетбола можно начинать уже с шестилетнего возраста. Упражнения с мини-баскетбольными мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка поступившего в школу. При ловле мяча, передачах и бросках мяча ребенок действует двумя руками - это способствует гармоническому развитию центральной нервной системы и всего организма ребенка.

Решающим условием обучения является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их физической подготовленности. При этом в полной мере необходимо учитывать интересы и способности детей.

Со второго класса внимание педагогов должно быть направлено на правильное выполнение детьми того или иного приема.

При разучивании упражнений с младшими школьниками требуется повышенная эмоциональность, широкое использование группы вербальных методов с обязательным показом. Целесообразно использовать различные формы наглядности в процессе обучения.

Основной задачей обучения баскетболу в 3-4 классах является изучение основ техники игры и закрепление ее в подвижных играх, а также в учебной двусторонней игре в мини-баскетбол по упрощенным правилам.

При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой и т.д. Действие броска в высоко расположенную цель по структуре близко к тому, которое ученик совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет, что в методической литературе рекомендуется как специальное упражнение для формирования правильной осанки.

В игре младший школьник всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия. Применение быстрых, разумных решений, правильная реализация их в игре, способствует воспитанию уверенности, решительности.

При обучении младших школьников элементам баскетбола основное внимание обращается на правильное держание мяча и выполнение действий с ним, формирование чувства мяча. Для этого, начиная с 1 класса, используются простейшие упражнения с прокатыванием мяча, различные вращения его вокруг той или иной части тела и т.д.

С учащимися второго класса разучиваются самые простые индивидуальные упражнения баскетболиста. В 3-4 классах разучиваются упражнения более сложные, а ранее изученные выполняются в среднем и быстром темпе.

Для успешного овладения действиями с мячом важно научить детей таким приемам перемещения как стойка. Бег, прыжки, повороты, остановки. Обучение перемещениям начинается с ознакомления детей с основной стойкой баскетболиста.

В 1 классах дети учатся выполнять упражнение «пружинка», а во втором классе следует обращать особое внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение туловища. В 3-4 классах у детей формируется умение занимать правильную стойку баскетболиста в игровых упражнениях и в играх.

При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: в 1 классе остановки после ходьбы и медленного бега, во втором классе - остановка после быстрого бега и внезапная остановка (прыжком). Целесообразно начинать разучивать элементы баскетбола в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются относительно легкие упражнения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием.

В 1-2 классах при обучении броскам мяча в кольцо первым упражнением является передача мяча, затем передачи по высокой траектории, передачи мяча через различные высоко расположенные препятствия (сетка, планка и т.д.), с попаданием в горизонтальную цель и, наконец, - броски непосредственно в баскетбольное кольцо. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Во 2 классе учащиеся знакомятся с броском мяча двумя руками от груди с места. После ведения или после ловли мяча, бросок в кольцо чаще всего производится одной рукой от плеча. Однако выполнение этого приема в движении для ребенка 7-8 лет является достаточно сложным. Его легко усваивают только более подготовленные дети. Поэтому необходимо учить детей бросать мяч в кольцо одной рукой от плеча с фиксацией остановки. Такой способ броска доступен младшим школьникам, поэтому разучивать и совершенствовать его лучше в 3-4 классах.

На начальном этапе обучения ведению мяча (1 класс) используются подводящие упражнения: отбивание мяча правой и левой рукой на месте с высоким отскоком. Этот прием позволяет научиться правильно держать спину, не наклоняться к мячу, видеть игровую площадку. Во 2 классе появляется возможность научить ребенка передвигаться шагом с ведением мяча на полусогнутых ногах. И, наконец, в 3 классе он легко усваивает передвижения бегом с ведением мяча с изменением направления и высоты отскока. После того, как ученик научится вести мяч правой и левой руками в 4 классе совершенствуется ведение мяча без зрительного контроля, а также с пассивным противодействием условного противника.

Обучение ловле мяча следует начинать после того, как дети научатся правильно выполнять стойку баскетболиста, держать мяч, передвигаться по площадке (2 класс). Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками от груди с места. В третьем классе ловля и передача мяча выполняется сначала в ходьбе, затем в беге. Учащиеся 4 класса совершенствуют разученные ранее способы передач мяча в различных упражнениях: со сменой мест игроков, с продвижением вперед, сопротивлением пассивного защитника. А также в сочетании с различными игровыми приемами.

Во 2-3 классах проводятся упражнения с элементами соревнований, так как дети уже умеют владеть мячом. Поэтому возможно применение самых простых подвижных игр. В которых каждый ребенок действует с мячом независимо от других игроков, или большинство детей действуют с мячом.

Подобные игры способствуют формированию навыков владения мячом в большей мере, чем то есть, в которых на весь класс используется один мяч. Игры такого характера повышают двигательную активность детей, дети получают определенный опыт работы с мячом.

В соответствии с задачами обучения в каждом классе в предложенной программе определены требования к учащимся.

Так, в первом классе учащиеся должны уметь правильно держать мяч, ловить и перебрасывать мяч партнеру (произвольным способом), выполнять удары мячом о пол на месте и в ходьбе, бросать мяч в кольцо (произвольным способом), уметь выполнять упражнения с мячом, не мешая другим.

Во втором классе - выполнять передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча, осуществлять ведение мяча правой и левой руками в ходьбе и беге, бросать мяч в кольцо двумя руками от груди, применять изученные элементы техники в игровой ситуации; находить свободное. Более удобное место для успешного участия в подвижной игре.

В третьем классе учащиеся должны уметь сочетать изученные технические приемы, играть в мини-баскетбол.

Выпускники начальной школы должны уметь выполнять: передачи мяча в движении, ведение мяча без зрительного контроля, бросать мяч по кольцу в движении. Сочетать игровые действия с мячом и без мяча, судить игру в мини-баскетбол.

Таким образом, научив детей в начальной школе элементам баскетбола, в среднем звене учащиеся совершенствуются в ранее изученном, а также знакомятся с более сложным учебным материалом, например: приемы обыгрывания защитника, бросок по кольцу «крюком» и т.д. В старших классах основное внимание уделяется тактической подготовке.


Пояснительная записка к программе.

В предлагаемом нами разделе программы для начальных классов материал дается из расчета трех уроков физической культуры в неделю.

Настоящий раздел позволяет связать обучение игровым действиям с мячом в начальной школе с последующим обучением игре в баскетбол в среднем и старшем звене.

Материал подвижных игр по региональной программе распределяется следующим образом: 2 класс - 28 часов; 3 класс - 24 часа; 4 класс - 22 часа.

В предлагаемой программе планируется все часы подвижных игр уделить этому виду деятельности школьников.

В первом классе (шестилетки) и во втором классе планируется по 15 часов.

Для тех школ, где нет первых классов (шестилеток), содержание программы для первого класса объединяется со вторым классом (за минусом 2 игровых уроков).

Во втором классе необходимо обращать внимание каждого ребенка на правилах выполнения того или иного приема. Для этого предлагается использовать учебные карточки (приложение №1).

Основной задачей обучения баскетболу в 3-4 классах является изучение основ техники игры и закрепления их в подвижных играх, а так же учебной двусторонней игре в мини-баскетбол.

Игру в мини-баскетбол в 3-4 классах можно проводить по упрощенным правилам (приложение №2). Во втором классе основой программы является игра «Мяч капитану», т.к. научив детей играть в нее, можно будет перейти к обучению игре в мини-баскетбол.

Уроки можно проводить не только в спортивном зале, но и на улице при наличии игровой площадки (если позволяют погодные условия). При обучении игре в баскетбол в начальных классах можно использовать съемные баскетбольные щиты, щиты на стойках высотой 150 - 200см.

При проведении занятий рекомендуется использовать мячи мини-баскетбольные или детские резиновые мячи диаметром 18-20см.

Большое значение для баскетболиста имеет умение хорошо владеть мячом. Для этого необходимо совершенствовать изученные технические приемы в подвижных играх (приложение №3) и выполнять специальные упражнения - индивидуальные упражнения баскетболиста (ИУБ) - (приложение №4).

Качество учебного процесса во многом зависит от правильного планирования содержания уроков. Тематическое планирование по данному разделу программы прилагается (приложение №5).

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный материал

1 класс

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Правила поведения в спортивном зале и на игровой площадке на уроках при работе с мячом.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

  1. Стойки и перемещения:

  • передвижение бегом в сочетании с ходьбой, остановками, поворотами.

  1. Ловля и передача мяча:

  • держание мяча;

  • подбрасывание мяча вверх и ловля двумя (одной) руками;

  • броски мяча вниз с последующей ловлей руками внизу;

  • перебрасывание мяча партнеру произвольным способом.

  1. Ведение мяча:

  • ведение мяча на месте правой (левой) рукой;

  • ведение мяча на месте поочерёдно (левой) правой рукой;

  • ведение мяча при ходьбе, с поворотами вокруг себя.

  1. Броски:

  • броски мяча в обруч на полу с расстояния 2-3м, снизу, сверху, из-за головы;

  • броски в баскетбольное кольцо произвольным способом (высота 2м).

  1. Подвижные игры:

  • «Играй, играй, мяч не теряй»;

  • «Сделай фигуру», «Вызови по имени», «10 передач»;

  • «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч», «Охотники и утки».

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

  • правильно держать мяч;

  • перебрасывать партнеру (произвольным способом) и ловить мяч;

  • выполнять ведение мяча на месте и при ходьбе;

  • бросать мяч в кольцо (произвольным способом);

  • уметь выполнять упражнения с мячом, не мешая другим детям.

2 класс

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Правила игры «Мяч капитану».

Правила выполнения ловли, передачи, ведения и броска мяча

(приложение №1).

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

  1. Стойки и перемещения:

  • стойка баскетболиста;

  • передвижение бегом в сочетании с прыжками, остановками, поворотами;

  • передвижение приставными прыжками правым (левым) боком;

  • бег с максимальной скоростью.

  1. Передача и ловля мяча:

  • индивидуальные упражнения баскетболиста (вращения мяча вокруг туловища, ног, головы);

  • «подхватка» мяча;

  • передача мяча двумя руками от груди на месте, из разных исходных положений;

  • передача правой (левой) рукой от плеча на месте;

  • перебрасывание мяча в парах, перемещаясь по площадке.

  1. Ведение мяча:

  • индивидуальные упражнения баскетболиста;

  • ведение мяча шагом и бегом с изменением направления, скорости передвижения, остановка шагом после ведения;

  • ведение мяча бегом, поочередно меняя руки.

  1. Бросок мяча:

  • бросок мяча в кольцо (высота 2м) двумя руками от груди.

  1. Подвижные игры:

«Займи свободный кружок», «Обгони мяч», «Мяч ведущему»,

«Мотоциклисты», «Успей поймать», «Вызов номеров»,

«Ловишки с мячом», «Ведение мяча парами», «Мяч капитану».

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча;

  • выполнять ведение мяча правой (левой) рукой шагом и бегом с изменением направления;

  • выполнять бросок в кольцо двумя руками от груди;

  • уметь применять изученные технические элементы в игровой ситуации, находить свободное, более удобное место для успешного ведения любой подвижной игры.

3 класс

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Правила игры в мини-баскетбол.

История создания игры баскетбол.

Приемы самоконтроля (подсчет пульса).

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

  1. Стойки и перемещения:

  • перемещение спиной вперед шагом и бегом;

  • ускорения в сочетании с прыжками и поворотами;

  • остановка прыжком.

  1. Передача мяча:

  • индивидуальные упражнения баскетболиста;

  • передача мяча двумя руками от груди в движении;

  • передача правой (левой) рукой от плеча в движении;

  • передачи мяча в парах при противодействии защитника.

  1. Ведение мяча:

  • ведение мяча с изменением высоты отскока;

  • ведение мяча без зрительного контроля;

  • выполнение заданий с ведением мяча по звуковому сигналу.

  1. Бросок мяча:

  • бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча;

  • бросок мяча после ведения с фиксацией остановки;

  • бросок мяча после его ловли.

  1. Подвижные игры:

«Салки в парах» (без мячей), «Подвижная цель», «За мячом»,

«Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Скажи какой цвет», «Ловишки в парах», «Защита крепости», «Мяч капитану», «Метко в корзину», «Пять бросков».


ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

Уметь сочетать изученные технические элементы.

Уметь играть в мини-баскетбол.

4 класс

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Развитие баскетбола в нашей стране.

Судейство игры в мини-баскетбол (типичные ошибки).

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

  1. Стойки и перемещения:

  • стойка защитника;

  • поворот на месте (с мячом).

  1. Передачи мяча:

  • передача с отскоком от пола;

  • длинная передача одной рукой;

  • передачи мяча (произвольным способом) в движении со сменой мест.

  1. Ведение мяча:

  • Ведение мяча на максимальной скорости;

  • Приемы обыгрывания защитника в начале ведения.

  1. Бросок мяча:

  • бросок мяча двумя руками от груди со средней дистанции (3м);

  • бросок в движении (на два шага).

  1. Борьба за мяч:

  • выпрыгивание при вбрасывании спорного мяча;

  • вырывание мяча.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

Учащиеся должны уметь выполнять:

  • передачу мяча в движении;

  • ведение мяча без зрительного контроля;

  • бросок мяча в движении;

  • сочетать игровые действия с мячом и без мяча;

  • судить игру в мини-баскетбол.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

(учебные карточки)

ПРАВИЛА ДЕРЖАНИЯ МЯЧА.

Мяч держи на уровне груди.

Руки согни, пальцы широко расставь, локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.

ПРАВИЛА ЛОВЛИ МЯЧА.

Мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним.

ПРАВИЛА ПЕРЕДАЧИ МЯЧА.

Локти опусти вниз.

Бросай мяч на уровне груди партнера.

Сопровождай мяч взглядом и руками.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ МЯЧА.

Не бей по мячу, а толкай его вниз.

Веди мяч впереди, сбоку, а не прямо перед собой.

Смотри вперед, а не вниз на мяч.

ПРАВИЛА БРОСКА МЯЧА В КОЛЬЦО.

При бросании мяча не опускай голову, сопровождай его руками.

Смотри в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не прямо перед корзиной, бросай с отскоком от щита. Бросай смело. Если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч партнеру, который находится в более удобном положении.



ПРИЛОЖЕНИЕ №2.


ПРАВИЛА ИГРЫ В МИНИ-БАСКЕТБОЛ

ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игра в баскетбол для младших школьников имеет форму подвижной игры.

В ней учтены возрастные особенности и возможности детей 6-8 лет. Учащиеся должны иметь высокий уровень навыков владения мячом.

ЦЕЛЬ ИГРЫ.

Забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ.

Каждая команда состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных игроков. Один из игроков - капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки или майки разных цветов.

СУДЕЙСТВО.

Учитель следит за выполнением правил игры: дает сигналы при нарушении правил игроками, засчитывает попадание мяча в корзину, вбрасывает спорные мячи, контролирует время игры.

ВРЕМЯ ИГРЫ.

Игра состоит из двух 5 - 10 минутных таймов, между которыми дается 5-минутный перерыв. Учитель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжительностью 3-4 минуты) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

СЧЕТ ИГРЫ.

При попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

Правило замены.

Учитель может менять игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается во время перерыва. При необходимости (усталость, недисциплинированность игрока) можно заменять детей даже останавливая игру, когда мяч находится в игре.

Выход мяча из игры.

Мяч, пересекший боковую или лицевую линию, считается вышедшим из игры. В этом случае назначается вбрасывание с того места, где мяч пересек линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последний дотронулся до него. Если учитель сомневается, кто последним коснулся мяча, назначается спорный мяч.

Перемещение с мячом.

Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более двух шагов. После этого он должен или вести мяч, или передать его своему партнеру, или бросить в кольцо.

После того как он получил очередную передачу (или перехватил мяч у соперника) он снова имеет право ведения мяча. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним.

Нарушения и наказания.

Нарушением является несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч вбрасывается в игру игроком пострадавшей команды. Вбрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где совершено нарушение. За грубые нарушения правил игрок удаляется с площадки (с правом его замены) на 1-3 минуты.

Начало игры и розыгрыш спорного мяча.

Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге.

При розыгрыше начального и спорного броска учитель подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками, и после того как он настигнет наивысшей точки, игроки могут касаться его.

Розыгрыш спорного мяча производится:

  • в начале каждого периода;

  • при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч одновременно;

  • при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд, или когда учитель сомневается от кого вышел мяч;

  • когда мяч застревает в корзине;

  • когда игроками совершена обоюдная ошибка.

Правила поведения.

При игре в баскетбол малышей, как и в большом баскетболе, игроки должны всегда проявлять корректность. Дети, которые ведут себя недисциплинированно и грубо, должны быть временно выведены из игры.

Запрещается.

Тянуть за одежду, толкаться, подставлять товарищу ножку и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.


ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ.

  1. Играй, играй мяч не теряй.

Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала учителя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают дети, которые во время игры не получили штрафных очков.

Вариант: после сигнала все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания.

Учитель называет движение с мячом, которое дети могут выполнять в игре, например, вести мяч на месте и бегом, бросать в щит, в стену, вверх, вниз и т.д.

  1. Сделай фигуру.

Все дети свободно располагаются по площадке, каждый второй имеет мяч. Если учитель говорит «день» - все свободно играют с мячом в паре с партнером. Если учитель говорит «ночь» - все дети (с мячом и без него) должны как можно скорее принять определенную позу и не шевелиться. Выигрывают те дети, которые не получают штрафных очков.

  1. Вызови по имени.

Дети делятся на 4 - 5 групп и образуют круги. В центре каждого круга - ученик с мячом. После сигнала учителя он бросает мяч вверх и называет по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронив его. После этого поймавший мяч, бросает его вверх и также называет кого-либо.

Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на пол.

Методические указания.

Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.

ИГРЫ С ПЕРЕДАЧЕЙ И ЛОВЛЕЙ МЯЧА.

  1. Десять передач.

Дети становятся парами на расстоянии 2-х метров друг от друга, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на пол.

Побеждает пара, быстрее сделавшая десять передач без потери мяча.

Вариант: уронившие мяч пары выходят из игры. Выигрывают дети, дольше удержавшие мяч.

Методические указания.

Внимание детей обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру на уровне груди.

  1. Мяч водящему.

Дети делятся на 4 - 5 групп, каждая группа образует свой круг диаметром 3 - 4 метра. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1 - 3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

  1. Гонка мяча по кругу.

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в кругу напротив друг друга, мячи разного цвета и размера. После сигнала ученики начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению) стараясь догнать другой мяч.

  1. Поймай мяч.

Дети делятся на тройки. Двое из них находятся друг против друга на расстоянии 3 - 4 метров и перебрасывают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания.

Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять любые движения, например, вести его на месте или в движении, бросать его вверх, вниз и поймать.

  1. У кого меньше мячей.

Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по несколько мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130 - 150см). Дети обеих команд стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания.

Запрещается толкать друг друга и отнимать мяч.

  1. Займи свободный кружок.

На площадке в разных местах чертятся кружки диаметром 50см на расстоянии 1,5 - 2м один от другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой. Если водящему удается это сделать, учитель дает сигнал.

По сигналу игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успеет занять кружка, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают дети, которые не были водящими.

Вариант: водящими назначаются двое детей, в игру вводятся несколько мячей.

  1. Обгони мяч.

Играют 2 (можно 4-5-6) команды. Игроки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, которые имеют мячи.

После сигнала учителя каждый водящий отдает мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево. Оббегает круг и становится на своё место. Получивший мяч передает его следующему справа и т.д.

Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра заканчивается, когда все игроки оббегут круг и мяч возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее других закончившая игру.

  1. Подвижная цель.

Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится по кругу, водящий в центре. Учащиеся перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а бывший водящий встает в круг.

Вариант: бросать мяч в водящего можно только после передачи (или 2-3 передачи) друг другу.

Методические указания.

Мяч можно бросать только в ноги водящему.

  1. Успей поймать.

Учащиеся встают по кругу с водящим в центре. Они перебрасывают мяч с одной стороны на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, он встает в круг, а в середину идет тот, кто последний бросил мяч.

Методические указания.

Класс делится на 4-5 групп. Учащиеся встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

  1. За мячом.

Учащиеся образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3м. После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в противоположной колонне человеку, а сам бежит в конец этой колонны.

Вариант: выигрывает команда, сделавшая первой определенное количество передач.

Методические указания.

Учащиеся быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

ИГРЫ С ВЕДЕНИЕМ МЯЧА.

  1. Мотоциклисты.

На площадке размещается дорожка, шириной 2-3 метра и длиной 4-5метров. Все дети мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Около дорожки стоит регулировщик. Он зелеными и красными флажками регулирует движение по дороге. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает - ведет мяч на месте. Когда поднимается зеленый флажок, мотоциклисты могут переехать улицу без остановки - провести мяч бегом (движение по улице проходит в одном направлении).

Методические указания.

Через определенное время игры учитель подает сигнал, дети меняют руки.

  1. Скажи, какой цвет.

Все учащиеся имеют мячи, кроме водящего, свободно ведут их по площадке. Водящий передвигается с 2-3 флажками разных цветов.

Ученик, возле которого останавливается водящий и поднимает флажок вверх, должен ведя мяч на месте, сказать какого цвета, флажок показывает водящий.

Варианты: роль водящего выполняют сразу 2-3 человека; водящий показывает палочки, а игрок должен сказать сколько их.

  1. Вызовы по номерам.

Учащиеся делятся на несколько команд по 4-5 игроков. В команде рассчитываются по очереди и становятся в колонну.

Перед каждой командой расставляют 5-6 кеглей на расстоянии одного метра одна от другой. Учитель называет номера (не по очереди) и вызванные дети ведут мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и т.д. Последнюю кеглю оббегают кругом и таким образом возвращаются обратно. Выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

Вариант: выигрывает команда, уронившая меньше кеглей и быстрее закончившая игру; игрок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко.

  1. Ведение мяча парами.

Ученики делятся по двое. Каждый из них имеет мяч и свободно перемещается по площадке. Один учащийся в паре - водящий, его цель не роняя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удается, другой становится водящим, а бывший водящий свободно ведет мяч.

  1. Ловишки с мячом.

Игроки свободно перемещаются по площадке. Цель водящего - ведя мяч, свободной рукой осалить любого игрока. Если ему это удается, осаленный игрок становится водящим.

  1. Эстафета с ведением мяча.

Учащиеся делятся на команды по 5-6 игроков. Команда располагается по кругу. Учитель указывает направление передвижения. После сигнала первый игрок из команды ведет мяч по кругу, возвращается на свое место и передает мяч следующему игроку. Побеждает команда, первой закончившая ведение мяча.

Вариант: игроки рассчитываются по номерам, и их вызывает учитель.

ИГРЫ С ПЕРЕДАЧЕЙ, ЛОВЛЕЙ И ВЕДЕНИЕМ МЯЧА.

  1. Мяч ловцу.

На площадке чертят три круга один в другом. Первый круг диаметром 1 метр, второй - 3 метра, третий - 5 метров.

В первый круг становится ловец, второй круг - свободный, в третий становятся защитники (4 - 6 человек); остальные игроки в поле. Игроки поля ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч игрок поля становится ловцом, ловец - защитником, один из защитников становится игроком поля.

Вариант: выигрывает тот ловец, который через определённое время (30 сек. - 1 мин.) поймал большое количество мячей.

Методические указания.

После того, как учащиеся усвоят правила игры, можно разделить их на несколько играющих групп и продлить игру одновременно во всех группах.

  1. Борьба за мяч.

Учащиеся делятся на две команды (надевают отличительные знаки). Каждая команда выбирает капитана. Учитель в центре площадки подбрасывает мяч, а капитаны стараются его отбить своим игрокам. Игроки команды овладевают мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда, сделавшая 5 передач подряд, получает очко.

Методические указания.

Запрещается толкать соперника, бежать с мячом (можно только вести мяч).

  1. Защита крепости.

На площадке чертятся 2 круга один в другом: первый - диаметром 3 метра, а второй - 5 метров. Дети делятся на две команды. В первый круг становятся 5 - 6 человек из одной команды, остальные распределяются за кругом. Дети другой команды занимают место во втором круге. После сигнала учителя, учащиеся за кругом из первой команды стараются перебросить мяч товарищам в первом круге.

Дети из противоположной команды мешают им. Учащийся из первого круга, поймавший мяч, переходит за круг на помощь товарищам по команде. Игра продолжается до тех пор, пока из первого круга не будут освобождены все (не дольше 5 - 6 минут). Потом команды меняются. Выигрывает та команда, которая быстрее сумеет освободить своих товарищей из круга.

Методические указания.

Учащиеся могут вести, передавать мяч, но не разрешается делать больше двух шагов с мячом в руках.

  1. Мяч капитану.

Учащиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой - стараются его перехватить и передать своему капитану.

Методические указания.

Мяч можно вести, передавать, но нельзя с ним бежать.

ИГРЫ С БРОСКОМ МЯЧА.

  1. Пять бросков.

Учащиеся располагаются на расстоянии 1,5 - 2 метра от кольца. По сигналу учителя все бросают мячи в кольцо, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадёт 5 раз в кольцо, бросая мяч указанным способом.

  1. Бросание мяча в парах.

Учащиеся делятся парами, у каждой пары свой мяч. Один из каждой пары становится под кольцо. Чтобы поймать брошенный мяч. Остальные становятся на расстоянии 2м от кольца. После сигнала учителя они бросают каждый свой мяч (по 5 раз), затем меняются местами с напарниками. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант: попавший в кольцо, повторяет бросок.

  1. Чья команда больше.

Учащиеся делятся на команды по 4 - 5 игроков. Они становятся в колонну на расстоянии 2м от кольца. Первые в каждой колонне с мячом. После сигнала учителя они бросают мячи, стараясь попасть в кольцо. Каждый ловит мяч, передает его следующему товарищу по команде. Выигрывает команда, которая в установленное время больше мячей забросит в кольцо.

Вариант: после броска мяча в кольцо, первый игрок передает мяч с установленного места всем игрокам своей команды поочередно, затем становится в конец колонны. Второй игрок бросает мяч в кольцо и также повторяет все действия. Игра заканчивается, когда все дети совершают бросок в кольцо.

  1. Метко в кольцо.

Учащиеся распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся в её середине на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу учителя каждый ведёт мяч к щиту, останавливается, бросает мяч в кольцо, ловит и передает его следующему игроку команды. Выигрывает команда, сделавшая большее количество попаданий.

Вариант: попавший в кольцо, повторяет бросок.





Приложение №4.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТА

  1. Подбрасывать мяч вверх и ловить одной рукой.

  2. Перебрасывать мяч с одной руки на другую перед грудью.

  3. В основной стойке руки в стороны. Перебрасывать мяч с одной руки на другую над головой.

  4. Вращать мяч вокруг шеи, туловища, ног, перекладывая его из одной руки в другую.

  5. В стойке баскетболиста передавать мяч с руки на руку по восьмерке вокруг ног.

  6. Мяч в правой руке. Выполнить мах правой ногой вперед и одновременно переложить мяч под ногой в левую руку. И т.д.

  7. Удерживая мяч впереди двумя руками на уровне головы, отпустить его, сделать хлопок в ладоши и поймать, прежде чем он коснется пола.

  8. В стойке баскетболиста мяч между ног, правая рука впереди, левая сзади. Отпустить мяч, поменять положение рук и поймать мяч, прежде чем он коснется пола («подхватка»).

  9. Удерживая мяч двумя руками за спиной, подбросить его вверх - вперед и поймать перед собой.

  10. Бросить мяч вверх и поймать, не давая ему коснуться пола, с дополнительными движениями - поворотами, хлопками и др.

  11. Ведение мяча на месте вокруг ног.

  12. Ведение мяча восьмеркой между ног.

  13. Ведение мяча, сидя на полу или стоя на коленях.

  14. Руки вытянуты перед грудью, в каждой по мячу. Одновременно подбросить оба мяча вверх и поймать.

  15. В положении выпада правой (левой) ногой вперед перебрасывать мяч из одной руки в другую под ногами.

  16. С ведением мяча сесть на пол и встать, не прекращая ведение.

  17. Ведение двух мячей правой и левой рукой одновременно.

  18. Подбросить мяч вверх (невысоко) и поймать за спиной.

  19. Сидя на полу с поднятыми ногами, вести мяч, попеременно переводя его с руки на руку под ногами.

  20. «Лягушка». Стойка ноги врозь. Наклониться, пропустить мяч между ногами назад, подбросить вверх, быстро повернуться и поймать.

Приложение №5.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Учебный материал

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК

Правила поведения в спортивном зале на уроках при работе с мячом

+

+









НАВЫКИ И УМЕНИЯ











Передвижение бегом в сочетании с ходьбой, остановками и поворотами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Держание мяча

Р

+









Броски мяча вверх и вниз с последующей ловлей двумя руками

+

+









Перебрасывание партнёру (произвольным способом)



+

+

+

+





Ведение мяча на месте правой и левой рукой

+

+









Ведение мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой



+

+







Ведение мяча при ходьбе, вокруг себя





+

+

+

+

+

+

Броски мяча в обруч на полу (снизу, сверху, из-за головы)





+

+





Бросок в кольцо произвольным способом







+

+

+

+

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ











Быстроты

+



+



+



+

Ловкости


+



+



+



Координации движений



+



+



+


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ











«Играй, играй мяч не теряй»

Р










«Сделай фигуру»


Р









«Вызови по имени»



Р








«Зайчик в тройках»




Р







«Гонка мячей по кругу»





Р






«Поймай мяч»






Р





«Охотники и утки»







Р




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учебный материал

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК



ИГРОВОЙ УРОК

Правила игры «Мяч капитану»


+









Правила выполнения ловли, передачи, ведения и броска мяча

+




+






НАВЫКИ И УМЕНИЯ











Стойка баскетболиста

+

+









Передвижение приставными шагами правым и левым боком



+

+







Бег с максимальной скоростью





+

+





ИУБ (вращение мяча вокруг туловища, ног, головы, «подхватка мяча»)

+


+


+


+


+


Передача мяча двумя руками от груди на месте из разных и.п.

Р

З

С

С







Передача мяча правой и левой рукой от плеча на месте





Р

З

С

С



Перебрасывание мяча в парах (произвольным способом) перемещаясь по площадке









+

+

ИУБ (ведение)


+


+


+


+


+

Ведение мяча шагом и бегом с изменением направления, скорости передвижения; остановка шагом после ведения

+

+

+

+



+

+



Ведение мяча бегом поочерёдно меняя руку





+

+





Бросок мяча в кольцо двумя руками от груди





Р

З

С

С

С

С

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ











Быстроты


+





+


+


Ловкости



+


+




+


Прыгучести







+




Координации движений




+




+



ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ











«Ловишки с мячом»

Р










«Ведение мяча парами»


Р









«Займи свободный кружок»



Р








«Обгони мяч»




Р







«Вызов номеров»





Р






«Мяч водящему»






Р





«Мотоциклисты»







Р




«Успей поймать»



Р













«Мяч капитану»


Р

+



+



+



+



+

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Учебный материал

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

























Правила игры в мини-баскетбол



+






















Приемы самоконтроля (пульс)









+
















История создания игры баскетбол






+



















НАВЫКИ И УМЕНИЯ

























Стойка баскетболиста

+

+


+

+




















Перемещение спиной вперед шагом и бегом

+

+























Ускорение в сочетании с прыжками и поворотами




+

+


+

+

















Остановка прыжком










+

+














ИУБ

+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


Передача двумя руками от груди в движении

Р

З


С

С


С

К

















Передача одной рукой от плеча в движении




Р

З


С

С


С

С


К












Передача в парах при противодействии противника














+


+

+


+

+


+

+


Ведение мяча с изменением высоты отскока

+

+


+

+


+

+


+

+














Ведение мяча без зрительного контроля













+

+


+

+








Выполнение заданий с ведением мяча по звуковому сигналу













+

+


+

+








Бросок одной рукой от плеча


Р


З

С


С

С


К















Бросок мяча после ведения с фиксацией остановки










Р

З


С

С


С

К








Бросок мяча после его ловли

















Р


З

С


С

К


РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

























Ловкости

+






+






+






+






Быстроты


+






+






+






+





Координации движений




+






+






+






+



Выносливости





+






+






+






+


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Учебный материал

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

























Развитие баскетбола в нашей стране



+






















Судейство игры в мини-баскетбол



+



+



+



+



+



+



+



+

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

























Стойка защитника

Р

+























Перемещение в защитной стойке




Р

+




















Повороты на месте







Р

+

















ИУБ

+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

+


Передача мяча (произвольным способом) в движении, со сменой мест

+

+


+

+




















Передача с отскоком от пола





Р


З

С


С

К














Длинная передача одной рукой











Р


З

С


К









Ведение мяча на максимальной скорости

+

+


+

+




















Приемы обыгрывания защитника в начале ведения (вышагивание, скрестный шаг)







Р

З


С

С


С












Бросок 2-мя руками от груди со средней дистанции

Р

З


С

С


К


















Бросок в движении на 2 шага








Р


З

С


С

С


С

С


С

К





Выпрыгивание при взбрасывании спорного мяча













+

+





+






Вырывание мяча при спорном
















+

+



+





РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

























Ловкости


+








К







+








Быстроты

+







К








+









Координации движений




+







+








К






Выносливости







+







+











Прыгучести





К








К







+





Мини-баскетбол

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

+

+

И

Условные обозначения:

«Р» - разучивание;

«З» - закрепление;

«С» - совершенствование;

«К» - контроль;

«И» - игровой урок.

Учебные нормативы:

Вращение мяча вокруг туловища за 30 секунд «5» - 25 раз; «4» - 20; «3» - 15.

«Подхватка» мяча за 30 секунд «5» - 30 раз; «4» - 25; «3» - 20.

Бросок на 2 шага из 5 попыток «5» - без пробежек с 1 попаданием, «4» - без пробежек, «3» - 1 пробежка.


© 2010-2022