- Преподавателю
- Физкультура
- Спорт - альтернатива пагубным привычкам
Спорт - альтернатива пагубным привычкам
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рахманов М.Л. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Школьный проект
по привлечению молодежи
к профилактической работе:
В рамках Всероссийской акции
«Спорт - альтернатива пагубным привычкам»
Часто слышишь: «Молодежь - не та.
Мы вот были...». Я не спорю. Были.
Но наверно, так же и тогда
Люди чем-то молодость корили.
Ну, а я за молодежь - горой.
Чем она не та? Чем беспокоит?
А придется - будет он героем
Вот девчонка. Челка до бровей,
Дерзкий взгляд, короткая юбчонка,
А попробуй подушевней с ней.
И поймешь - отличная девчонка.
И, пожалуй, не в гитарах суть,
Не в угаре ритмов непривычных -
Молодежь назад не повернуть
Ни в селе, ни в щедрости столичной.
И чего бы ни было в пути,
Ей перед Землею быть в ответе,
Ей любить и верить, и расти,
И построить счастье на планете!
МБОУ СОШ д. Веселая Долгоруковского района
Обоснование целесообразности проекта:
Во всем мире наркоманию справедливо считают преимущественно молодежным явлением: вследствие недостатка жизненного опыта дети и подростки неустойчивы к наркогенному давлению среды и наркотическому соблазну. И поэтому приобщение к наркотикам происходит именно в подростково-юношеском возрасте и значительно реже - в более старшем. Курение табака, пьянство и алкоголизм, токсикомания, наркомания - явления одного ряда. Алкоголь и никотин - тоже наркогенные (токсические) вещества, хотя и относительно менее опасные, чем другие наркотики. При этом употребление алкоголя и курение прокладывают путь другим наркотикам. Как следствие, именно в среде молодежи наиболее активно распространяются наркотики, работают организованные преступные сообщества.
Учитывая эту опасную тенденцию, в школьных учреждениях необходимо проводить антинаркотический всеобуч, как когда-то проводили ликвидацию безграмотности. Совершенно очевидно, что профилактика наркомании, как бы она ни была трудна, намного перспективнее, чем лечение наркоманов и токсикоманов.
Пропаганда здорового образа жизни должна не запугивать, а предлагать альтернативу, чтобы молодежь имела возможность выбора своего места в жизни. В 15-17 лет у человека уже сложился характер, и он вправе выбирать свой путь.
Подростки воспринимают информацию, когда дается альтернатива и предоставляется право выбора.
Но без участия самих детей, педагогов и родителей, медиков и сотрудников правоохранительных органов, своими силами работникам школы проблему наркомании в подростковой и молодежной среде не решить.
Цель :
- пропоганда здорового образа жизни среди молодежи и школьников
Задачи:
-выявление лидерских и организаторских навыков детей
- повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанными с наркотиками
- развивать дискуссионные навыки
-развивать интерес к изучению литературы по теме
- воспитание умения работать в коллективе
- осознание собственного отношения к наркотикам
Ожидаемые результаты:
- уменьшение факторов риска, приводящих к наркомании , ВИЧ/СПИДу
- приобретение детьми опыта ведения пропаганды здорового образа жизни
- повышение психологической устойчивости подростков;
-приобретение ими опыта реагирования в затруднительных ситуациях;
- пробуждение желания детей продолжать участвовать в реализации проекта « Удар по «кайфу»
Основные этапы реализации проекта
Первый этап
Подготовительный (3 -15 сентября 2013 г)
Он включает разработку проекта, уточнение и согласование программы, подготовка необходимых материалов для тренингов и занятий, отбор участников. Отбор участников проходит в 8- 11 классах. В основу критерия отбора положена степень активности участников в общественно полезной деятельности. И приглашение для сотруднечества педагогов.
Второй этап
Учебный (16 сентября - 26 ноября)
Организация и работа «Школы «Ликбез» с использованием методических материалов по организации работы с волонтерами Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями
Третий этап
Рабочий (в течение всего учебного года)
Участие и работа волонтерской группы в школьных мероприятиях и выход группы волонтеров в молодежную среду с целью пропаганды здорового образа жизни.
Четвертый этап
Лагерный (1 июня - 30 июня)
Работа летнего оздоровительного лагеря «Ручеёк» с тематикой смены «Страна здоровья» с выходом группы волонтеров в поселковый центральный клуб досуга с целью привлечения внимания к остроте проблемы наркомании и ВИЧ/СПИДа и пропаганды здорового образа жизни.
Условия размещения:
Летний оздоровительный лагерь «Ручеек» с дневным пребыванием на базе МБОУ СОШ д. Веселая.
Первый этап
Когда молодежь сама пропагандирует в форме агитбригад ,тренингов, выступлений здоровый образ жизни, сверстниками эта информация воспринимается доступней, как «равный-равному».
Вовлечение молодежи в борьбу с наркоманией и ВИЧ/СПИДом в нашей школе началось с того, что на заседание совета клуба «Мечтателей» были приглашены ребята, участники «Летней школы волонтеров - 2008». Которые поделились своими впечатлениями о пребывании на первом областном слете волонтеров и выступили с предложением организовать в школе группу волонтеров совместно с педагогами, организовать «Школу «Ликбеза» и пропагандировать здоровый образ жизни своими выступлениями в школе, клубе и в соседних школах района. А в летнее время организовать смену в оздоровительном лагере «Ручеек» с тематикой «Страна здоровья».
Таким образом совместно с организаторам был разработан проект «Удар по «кайфу» который отражает интересы, мнения, предложения детей и взрослых, учитывает специфику территории ( небольшая численность учеников школы - 47, из них старшеклассников 15 (8-11 кл.), ограниченная возможность передвижения группы волонтеров по району, совсем минимальный контингент молодежи в селе в течение года и наплыв, прибытие молодежи на отдых из городов в летние месяцы).Группа волонтеров старшеклассников нашей школы существует уже не менее 5 лет, пропагандируя здоровый образ жизни и активно принимая участие во всех спортивных мероприятиях, показывая пример среднему и младшему звену учеников.
Список добровольцев:
1. Кострова Юлия - 16 лет
2. Пахомов Сергей - 15 лет
3. Быку Михаела - 16 лет
4. Белова Любовь - 15 лет
5. Андрианов Николай - 15 лет
6. Федорова Анастасия - 14 лет
7. Саввина О.А. - 25 лет
8. Кособокова Л.М. - 31 лет
9. Васильева В.А.
10. Рахманов М.Л. - учитель физкультуры
Второй этап. Школа «Ликбез»
Цель: расширить сферу познавательной активности.
Задачи: беречь и ценить свое здоровье, приобрести новые знания и умения, получить опыт организации содержательного досуга.
Подготовка рекомендаций, памяток, приглашений.
Использование методических материалов Липецкого областного центра
«Я хочу провести тренинг»
Проведение занятий «Стандарт»
«Методические мероприятия по работе с волонтерами» и др.
Изучение научной литературы по данной теме
Проведение соцопроса и анкетирование старшеклассников и молодежи села для определения актуальности профилактики употребления табака, алкоголя, наркотиков.
Подготовка информационного сообщения «Нет наркотикам!»
Изготовление наглядного материала
Просмотр и обсуждение видеофильмов, роликов, проектов для дальнейшего использования в молодежной среде.
Сценарии мероприятий и занятий:
Молодежь за здоровый образ жизни
Креативно - развлекательно - познавательная игра для молодежи и старшеклассников.
Составляющие элементы игры
Цели
Задачи
Ожидаемый результат
Карточки-выражения
Настрой на творческую, познавательную работу
Знакомство с взглядами психологов, философов на проблему
Использование в ходе игры
«Квилты»
Формирование адекватного представления о последствиях наркомании и СПИДа
- Предоставление наглядного материала, отражающего действительное положение последствий наркомании и СПИДа в данной аудитории и в обществе в целом;
- актуализация эмоциональных состояний, сопровождающих осознание масштабов последствий наркомании и СПИДа
Создание квилта
Коммуникативная игра
Создание благоприятных условий для работы в группах
Активный запуск групповых процессов. Снятие зажатости и скованности в начале встречи
Сплочение групп, создание положительного настроя на общение
Формирование команд
Вовлечение лидеров молодежи в организацию мероприятий по профилактике зависимостей и СПИДа
- Знакомство участников команды;
- формирование принадлежности к команде;
- формирование ответственного отношения к участию в акции
Формирование
2 команд до 10 человек в каждой
5. Блиц-опрос
Выявление лидеров в данной аудитории
Выявление существующих мнений о проблемах наркомании и СПИДа в молодежной среде
Дополнительное
привлечение
участников
6. «Девиз»
Предоставление возможности заявить о своих жизненных ценностях
- Сплочение команд;
- принятие личной ответственности за результат мероприятия
Выполнение задания
7. Частушки
Создание условий для оказания профилактического воздействия молодежных лидеров на молодежную среду
Организация профилактического выступления в заданной форме с использованием предложенного материала
Выполнение задания
8. «Аргументы»
Создание условий для оказания профилактического воздействия молодежных лидеров на молодежную среду
- Выявление и анализ различных точек зрения на проблемы наркомании и СПИДа в данной аудитории;
- подготовка аргументации и ее подача через самовыражение;
- формирование осознанного отношения к проблемам, возникающим при осуществлении профилактических мероприятий
Убеждение в ценности здорового образа жизни через выполнение задания и привлечение сверстников на свою сторону
9. Игра
«Эпидемия»
Формирование адекватного представления о путях роста эпидемии СПИДа
Предоставление наглядного материала, отражающего рост числа больных СПИДом
Информирование молодежи через ролевую игру
10. Декларация участников акции
Принятие личной ответственности за свое поведение и свою жизнь
- Предоставление возможности каждому отразить свою точку зрения на права молодежи;
- предоставление резерва для изменения своего поведения
Получение обратной связи через коллективную творческую деятельность
За мир без наркотиков на планете
(Выступление агитбригады старшеклассников)
-
Товарищи взрослые, вы в ответе,
Что наркоманами становится дети!
-
Товарищи взрослые, вы в ответе -
От алкоголя страдают дети!
-
Товарищи взрослые, нам помогите -
От никотина освободите!
4. Нам помогите недуг одолеть:
В пропасть наркотиков не залететь.
5. От алкоголя наши души спасите,
Стать нужными в жизни вы нас научите!
6. Петя любил так купание ночью -
Его приучил к наркотикам отчим.
7. Саша писал стихи и романы -
Сашу зовут все теперь наркоманом.
8. Лила не может умножить на нолик:
Мать на игле, а отец - алкоголик...
9. Мы - ваши дети, нас много, так много!
Взрослые, вы же все верите в Бога?
Ну почему ж тогда из-за наживы
Вам безразлично, мертвы мы иль живы?
-
В этой цепочке пленных событий
Мы беззащитны, хоть это поймите!
Сколько загубленных судеб на свете...
Взрослые, вспомните: мы - ваши дети!
-
По ту сторону судьбы,
По ту сторону мечты,
По ту сторону любви,
По ту сторону души,
По ту сторону себя,
По ту сторону тебя...
«...Мне 21 год, я москвичка и студентка престижного вуза. А еще я - наркоманка. Как начала колоться? По глупости, из-за упрямства. Решила доказать, что начну употреблять наркотики и ничего со мной не будет, не будет никакой наркотической зависимости. С тех пор прошло 2 года. Увы. Кайфуешь от наркотиков недолго - потом только маешься, живешь одной мыслью: уколоться, уколоться, снять ломку, снять эту нескончаемую боль...»
-
Знаменитости, ставшие жертвами пагубной страсти: Мэрлин Монро, актриса - умерла от передозировки наркотиков; Курт Кобэйн, лидер группы «Нирвана» - покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу наркотиков.
-
Элвис Пресли - пристрастие к наркотикам стало причиной его смерти.
-
Игорь Сорин, лидер группы «Иванушки интернейшенл» - выбросился из окна под влиянием наркотика ЛСД.
-
Вася Рябцев, простой Орловский парень, в 10-ом классе начал употреблять наркотики, и через 1,5 года умер от передозировки.
(Читает письмо.) «Всем своим знакомым, которые стали рабами героина, хочу сказать: кайф этот, которому вы сегодня поклоняетесь, - мимолетный и неуловимый, словно призрак, а болезнь впереди длинная. Все наркоманы говорят, что хотят спрыгнуть с иглы, но порочный круг придется разрывать каждому в отдельности. Нужно вылезать из этого болота! Наркоман не знает жизни. Он не способен воспринимать прекрасное. Он живет от укола до укола».
-
Связанные одной целью,
Скованные одной целью.
Скованные... Связанные...
Околдованные, одураченные,
бворованные, околпаченные.
.
-
Так и бредем одной тропкой,
Все утопаем в болоте топком.
Связанные одной целью,
Скованные одной целью.
По ту сторону жизни,
По эту сторону смерти,
По эту сторону болезни,
Это тяжко, поверьте!
-
Ни шагу из этого порочного круга,
Ни шагу теперь без глюка-друга
Шагаем мы в бездну друг за другом,
Наша жизнь очерчена одним кругом.
-
Нас давят и корчат разные глюки.
Где наши бывшие друзья и подруги?
Одни только глюки...
Одни только глюки...
Выскакивают «глюки» в различных страшных масках.
1-й Глюк.
Нас множество, глюков разнообразных
Нас множество, монстров - жестоких и
страшных.
2-й Глюк.
Мы кажемся такими
Веселыми, вечными,
Смешными, беззаботными,
Безобидными, прикольными.
3-й Глюк. Но только на нас новичок подсел
Глядишь, и разом ты его съел -
Съел без остатка, без сожаленья,
ак шоколадку или варенье...
1-й Глюк.
И все, он твой, крути его и мучь,
Кидай его об землю с высоких круч!
В яму его - по ту сторону,
Он уже не жилец,
Грош - цена за голову!
Песня
Глюки бывают разные
Синие, желтые, красные,
Но всем одинаково хочется
От них навсегда отморочиться.
Но ты не подумай, красавица,
Что с глюком легко можно справиться,
Они ведь ужасно упорные -
Синие, красные, черные.
Исценировка
Сын. Подскажи мне, отец,
Как на свете мне жить?
Отец. Я отвечу, мой сын:
Никогда не курить,
И спиртного не пить
И здоровье беречь
От заразной иглы,
От нечистых встреч.
Ты подальше беги,
И от вредных веществ
Ты себя береги.
Будешь весел, здоров,
Будешь счастлив вполне,
Если выполнишь все
Коль поверишь ты мне...
Ну а нет - я ничем
Не помощник тогда,
Значит, ты обречен,
Значит в доме беда,
Значит - лишний ты в жизни,
А я зря прожил!
Сын. Нет, не зря
Не напрасно ты мне говорил!
Я все понял, поверь,
Я сумею прожить,
Сделать дело достойно,
И себя сохранить!
1-й участник. Товарищи взрослые, все мы в ответе, за то, чтоб людьми вырастали дети!
2-й участник. Товарищи взрослые, все мы в ответе за мир без наркотиков на планете!
Все. За мир без наркотиков на планете!
Основные мероприятия
Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»
с 14 по 25 октября
Девиз: «Я не буду последним!»
Цели и задачи:
- Популяризация здорового образа жизни
- Профилактика воздействия молодежных лидеров на молодежную среду
- Формирование осознанного отношения к проблемам наркомании и СПИДа
- Привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и
спортом
Задачи: разучивание классических и современных танцев, формирование положительного отношения к красоте тела; вовлечение детей в занятия спортивных секций; пропаганда здорового образа жизни.
14 октября
-
Классные руководители вместе с волонтерами закрепленными за классами провели классные часы на темы: «Нет наркотикам!», «Вредные привычки», «Что выбирает современная молодежь?», «Врага надо знать в лицо», «Наше здоровье в наших руках»
( учащиеся 1 - 11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 7 - 17 лет; 51человек)
Задачи: содействовать в распространении информации о причинах, формах и последствиях употребления наркотических веществ; отработать навыки убедительного отказа от предложения попробовать наркотик.
15 октября
2. «Веселые старты»
(учащиеся 3-4 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 9-10 лет; 7 человек)
Задачи: воспитывать активность, коллективизм, интерес к занятиям физической культурой и спортом.
16 октября
3. Выступление группы волонтеров с агитбригадой «За мир без наркотиков на планете»
(для учащихся 5 - 11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 11 - 17 лет; 50 человек)
Задачи: развивать творческие способности волонтеров;
расширять знания по вопросам профилактики наркомании и
СПИДа.
Выступление агитбригады Выступление агитбригады
для младшего звена для среднего и старшего звена
-
октября
-
Соревнования по футболу
(для учащихся 5 - 11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 11 - 17 лет; 31 человек)
Задачи: Воспитывать коллективизм, активность, игровое мышление, выносливость.
18 октября
5. Выпуск группой волонтеров общешкольной газеты «Алый парус» с тематикой «СПИД - чума XXI века»
(Для всего педагогического и ученического коллектива школы и гостей)
Задачи: показать взаимосвязь нравственного и физического здоровья;
изучать уровень эмоционального состояния учащихся.
18, 19 октября
-
Шоу - акция «Танцуй ради жизни!», проводилась отдельными номерами на Осеннем бале у старшеклассников и учеников начальных классов на празднике «Золотая осень»
(учащиеся 1 - 11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 6 - 17 лет; 18 человек)
Девиз: «Быть здоровым - это стильно!»
7.Осенний бал. После торжественной части проведение тематической дискотеки «Наркостоп!»
(старшеклассники и выпускники МБОУ СОШ д. Веселая; 14- 30 лет; 55человек )
Задачи: развитие коммуникативных навыков поведения в молодежном коллективе и взрослой среде; объединение усилий для организации и решения проблем с наркотиками, курением, алкоголем и ВИЧ/СПИДом.
21 октября
-
Видеосалон для старшеклассников, с просмотром фильма «Дневник Насти» и других, с последующим обсуждением с заведующей учебно-воспитательной частью и волонтером - Саввиной О.А.
( учащиеся 8 -11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 14 - 17 лет: 15 человек )
Задачи: выявление и анализ различных точек зрения на проблемы наркомании и СПИДа в данной аудитории; проверить степень усвоения антинаркотической информации, для выявления характера отношения старшеклассников к одурманивающим веществам и наркогенной среде.
22 октября
9. Конкурс плакатов «Коварен СПИД»
(учащиеся 5 - 11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 11 - 17 лет; 31 человек
Задачи: развивать интерес к изучению литературы по теме; содействовать распространению информации о причинах и последствиях СПИДа
23 октября
10.Выпуск группой волонтеров стенда «Внимание! Это важно знать!» с материалами, рассказывающими о том, что такое наркотик, как отказаться от него, что такое СПИД, как сделать свой досуг интересным и веселым без психотропных веществ.
(Для всего педагогического и ученического коллектива школы и гостей)
Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни; содействовать распространению информации о причинах и последствиях СПИДа; сформировать чувство ответственности за свою жизнь и безопасность.
-
Октября
11.Проведение анкетирования «Что ты знаешь о наркотиках?» «Не попасть в зависимость»
( учащиеся 5 - 11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 11 - 17 лет; 38 человек)
Задачи: развивать творческие способности учащихся; призывать ребят самих включаться в формирование приоритетов здорового образа жизни.
25 октября
-
Группой волонтеров были заготовлены листовки и буклеты против наркомании, ВИЧ/СПИДа, табакокурения, алкоголя и исполнены куплеты для «Непьющей компании»
( учащиеся 5-11 классов МБОУ СОШ д.Веселая;11-17 лет;31 человек)
Задачи: организация активного, познавательного и социально-полезного досуга для подростков; профилактика зависимостей у детей и подростков с помощью психолого-педагогических, креативно - развлекательных методов.
-
октября
13.Дискуссионный клуб для старшеклассников с привлечением волонтеров. Где была прочитана лекция «В XXI век без наркотиков и СПИДа» (Васильева В.А.) и велось обсуждение вопросов «Бывают ли наркотики не всерьез?», «Избавят ли психотропные вещества от обыденности жизни?», «Поможет ли рюмка решить жизненные проблемы?» - вывод получился безвариантным «Не пробовать, не прикасаться, не брать, не трогать!».
( учащиеся 8 -11 классов МБОУ СОШ д. Веселая; 14 - 17 лет: 15 человек )
Задачи: донести информацию о вреде наркотиков, вредных привычек и СПИДа до молодежи; организация активного, познавательного и социально-полезного досуга для подростков; профилактика зависимостей у детей и подростков с помощью психолого-педагогических, креативно - развлекательных методов.
Отзывы участников мероприятия:
Самое главное в проводимом проекте - призыв к ребятам самим включаться в формирование приоритетов здорового образа жизни.
Анализируя проведенные мероприятия в рамках проекта «Удар по «кайфу», нужно отметить:
- активное ( включенность 90%) участие старшеклассников и молодежи;
- хороший уровень коллективного и индивидуального творческого потенциала участников;
- благоприятный эмоциональный фон в течение осуществления работы проекта;
- приобретение нового социального опыта для личностного развития в процессе направленного коллективного взаимодействия;
- актуализация познавательных процессов (внимания, памяти, мыслительных операций);
- эмоционально-волевых (чувства, эмоции, принятие и выполнение решений);
- психических состояний (активность, бодрость, убежденность);
- сущностных характеристик личности (убеждения, потребности, интересы)