- Преподавателю
- Физкультура
- Статья: Личностно - ориентированное обучение на уроках физической культуры
Статья: Личностно - ориентированное обучение на уроках физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Уразова Л.Н. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Личностно - ориентированное обучение на уроках физической культуры.
Л.Н. Уразова,
Р.Л. Морозова,
учителя физической культуры
школы - лицея «Туран»
В современном образовании, наряду с традиционными ценностями, знаниями, умениями и навыками, важнейшее значение приобретает развитие способностей ребенка к творческому мышлению, саморазвитию и самосовершенствованию. Этому содействует взгляд на природу ребенка, как на личность, не только имеющую своеобразные качества и склонности, но и способную эти качества развивать в соответствии с расширяющимися запросами. В процессе социализации школьников среди теоретических и практических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы совершенствования системы формирования личности. Ведь современному обществу нужны люди, активно развивающие свои индивидуальные способности к соответствующему виду деятельности, способные к самоактуализации и творческому самосовершенствованию. Непременным условием для реализации этих задач является волевая готовность личности, в основу которой входят развитые волевые качества: настойчивость, терпение, целеустремленность, трудоспособность, выдержка и самообладание. Волевые качества являются одними из важнейших характеристик личности. Они входят в психологическую структуру личности. Это достаточно верно подметил философ Б. Франклин: "Для человека очень важно, если он обучен быть справедливым в своих действиях, быть выдержанным в своих удовольствиях, стойко переносить несчастья; благоразумно вести себя во всех делах, и во всех жизненных обстоятельствах... Это гораздо лучше, чем быть магистром всех искусств и наук в мире". Без волевых качеств невозможна успешная деятельность человека, который стремится к достижению своих жизненных целей. При этом любая деятельность совершается с наименьшим волевым напряжением, если имеет "личностный смысл". Анализируя данные современной педагогики по вопросам личностно - ориентированного обучения, мы поняли простую истину своей любимой профессии. Она исходит из того, что каждый ребенок неповторим и уникален. И роль учителя в таком процессе не "формировать личность с заданными свойствами, а создавать условия для их полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций и свойств субъектов образовательного процесса". Раскрытие его возможностей и способностей через личностное присвоение базовых ценностей культуры и есть цель современного образования. По мнению ученых "...каждая школа должна стремиться последовательно перейти от внеличностного подхода в организации образовательного процесса к личностно - ориентированному, всегда дающему образование высокого качества". Личностно-ориентированный подход исходит из многообразия личностных интересов, потребностей, стремлений учащихся лицея, включает постоянную рефлексию: самооценку, самоконтроль, самоанализ, и позволяет содействовать самоформированию волевых качеств личности. А воля, как личностное свойство лицеистов, по моему мнению, будет сформирована, если учитель способствует созданию благоприятных условий для самореализации и саморазвития личности, что является главной задачей нашего лицея. В последние годы, учитывая новые социально-экономические условия, коллектив учителей физической культуры лицея был един в своём стремлении к совершенству, к эффективности педагогического процесса, в изменении форм и методов проведения учебной и внеклассной работы. С появлением нового спортивного комплекса постепенно стало меняться отношение учащихся к занятиям физической культурой. Для всего педагогического коллектива стало очевидно, что при правильной постановке физическое воспитание становится важным средством укрепления здоровья, повышения сопротивляемости к заболеваниям. Стало возможным решить основную задачу - это воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физическими упражнениями, формирование и выработка способов творческого применения полученных знаний, умений и навыков, для поддержания высокого уровня физической работоспособности и состояния здоровья, самостоятельных занятий физической культурой. Решающим аспектом физического воспитания учеников лицея стало целенаправленное формирование и закрепление осознанной, устойчивой привычки, основанной на знаниях о физическом здоровье, работоспособности, организации режима повседневной физической активности и базисе сформированных жизненно-важных умений и навыков. Необходимое условие плодотворного применения активных форм и методов проведения занятий - высокая теоретическая подготовка и методическое мастерство учителей кафедры. Учителя физической культуры, обладая отличными профессиональными качествами и имея прекрасную спортивную базу, работают над формированием личности учащихся, способных самостоятельно овладевать основами организации своей физкультурно-оздоровительной деятельности. Это возможно, если учитель, формируя физические и волевые качества личности, организует уроки физической культуры на основе личностно - ориентированного подхода, используя при этом нетрадиционные средства, формы и методы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. На уроках физической культуры хорошо зарекомендовала себя система развития физических качеств и рейтинг учащихся по всем видам школьной программы. Особое внимание уделяется ранней специализации технических приемов различных спортивных игр, что способствует хорошим результатам освоения техники владения мячом в среднем звене. При проведении уроков мы используем множество разнообразных, подводящих упражнений на развитие физических качеств, которые способствуют овладению навыками и умениями. В конечном итоге суть задачи уроков сводится к тому, чтобы отойти от однообразной схемы и строить уроки занимательно, но в то же время целесообразно и рационально. Так же включаем в учебный процесс и соревновательный элемент, ценный с точки зрения воспитания и обучения. Качество учебного процесса повышается за счёт подбора учебного материала, продуманной методике и организации, правильного планирования. При планировании исходим из задач обучения и воспитания. Например, в плане отражаем, какие двигательные навыки должны быть освоены и к какому уровню физической подготовленности следует стремиться. Потребность в оценке физической подготовленности учащихся необходима для планирования дальнейшей работы над развитием качеств, чтобы ребята стремились повысить свой уровень освоения умениями и навыками. Поэтому на уроках физической культуры, используя различные методы и приёмы, объясняем учащимся смысл и содержание каждого из упражнений, технику их выполнения, возможные погрешности, проводим показательные занятия по развитию общей выносливости, силы, быстроты. Используем дифференцированный подход к учащимся, применяем индивидуальный план работы с детьми не подготовленными физически. Всё это способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков. В течение года проводим контроль в виде входного и итогового тестирования, результаты которых показали, что уровень физического развития учащихся растёт и это хорошо видно в сравнительной таблице:
Умения и навыки
5 классы
6 классы
7 классы
1четв.
3четв.
1четв.
3четв.
1четв.
3четв.
Прыжки на скакалке за 1мин.
48%
65%
58%
73%
69%
82%
Челночный бег
3*10 метров
64%
86%
78%
89%
74%
85%
Прыжок в длину с места
39%
58%
63%
68%
56%
64%
Подтягивание
78%
83%
81%
87%
80%
85%
Поднимание туловища из и.п. лежа на спине
94%
96%
97%
100%
93%
97%
Умения и навыки
8 классы
9 классы
10 класс
1четв.
3четв.
1четв.
3четв.
1четв.
3четв.
Прыжки на скакалке за 1мин.
73%
85%
48%
61%
57%
70%
Челночный бег
3*10 метров
87%
90%
59%
65%
63%
69%
Прыжок в длину с места
54%
68%
47%
52%
51%
63%
Подтягивание
86%
93%
72%
76%
81%
88%
Поднимание туловища из и.п. лежа на спине
96%
100%
84%
90%
94%
96%Корректируя программу, в лицее были введены часы спортивных игр (волейбола, баскетбола, гандбола, футбола), которые вызывают у учащихся лицея здоровый интерес и развивают волевые качества, необходимые на различных соревнованиях, где наши ребята учатся побеждать. Учителя МО работают с одарёнными детьми, проводя общефизическую подготовку после уроков, готовя их к определённым видам соревнований. Занятия в спортивных секциях лицея ведут наших ребят к победам на различных турнирах и чемпионатах. Ежемесячно в лицее проводятся спортивные праздники и соревнования, которые способствуют воспитанию чувства ответственности и гордости за успехи учащихся лицея, развитию правильного отношения к здоровому образу жизни.