Тема по самообразованию Игра - непременный спутник детства

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРА - непременный спутник детства.

«Игра - говорит А.М.Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить». Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Игра, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В подвижных играх, это, к примеру, суметь догнать и осалить товарища, перетянуть канат, метко бросить мяч, скорее закончить перебежку и т. п.

В игровой деятельности детей объективно сочетают два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Особенно важные значения, на мой взгляд, имеют подвижные игры в настоящее время, т.к. дети, к сожалению, ведут малоподвижный образ жизни, больше времени проводят у компьютера и телевизора.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая

деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Особая ценность подвижных игр, на мой взгляд, заключается в том, что они

коллективные поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п. Совместные действия создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить школьника выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринуждённо выполняет самые различные движения.

В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация движений, развивается способность, целенаправленно овладевать своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для спортивной последующей деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения,

качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро

изменяющихся условиях.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий же укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Правильно проводимые игры развивают внимательность, сообразительность, ловкость, быстроту, силу, выносливость, а коллективные игры учат дружить. Другими словами, всё это в комплексе способствует всестороннему развитию личности ребёнка, его социальной адаптации.

У детей 7 - 9 лет преобладает предметно - образное мышление, они склонны к драматургии, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей 7 - 9 лет строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами.

Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определённом ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующие во многих играх

/ «Космонавты» см. приложение №1/, что доставляет детям

большое удовольствие.

Восприятие детей 7 - 9 лет вначале недостаточно организованно, неустойчиво. Они ещё не способны целенаправленно выслушивать объяснение игры, отделить главные игровые действия от второстепенных. Поэтому стройный ход игры нередко нарушается.

Внимание детей 7 - 9 непроизвольно, они не могут подолгу сосредотачиваться на одном действии, на выполнении какой - либо одной двигательной задачи. Тем самым обуславливается характерная для игр маленьких школьников непродолжительность игровых эпизодов, сменяемость одних игровых заданий другими.

Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они лучше запоминают удачные приёмы движений из определённой игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приёмы в сходных ситуациях. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.

Формирование навыков общественного поведения, возрастания общественных интересов повышает заинтересованность детей в играх с действиями сообща. Такие игры строятся на простейших взаимодействиях, взаимоотношениях между участниками. Совместные, общие для всего коллектива действия по преодолению препятствий доставляют участникам игр большое удовлетворение.

Недостаточной устойчивостью внимания и относительно

слабо развитыми волевыми качествами детей этого возраста

объясняются простота и лаконичность правил игр, стремление детей сразу включатся в активные игровые действия, выяснять результаты игры в кратчайшие сроки.

Развитие активности и самостоятельности в действиях при недостаточности волевых качеств нередко, сводится к стремлению играть за себя /добиваться наиболее интересных ролей в игре не, уступая товарищам, нарочно подолгу водить и т.п./.

У детей в возрасте 7 - 9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузке и больших мышечных напряжений. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса. Возрастные особенности маленьких школьников не допускаются применение игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжёлых предметов. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с односторонними движениями и длительным сохранением статических положений тела. Полезны различные эстафеты с лазанием и перелезанием.

Особенности строения и функций сердечно - сосудистой системы детей 7 - 9 лет обуславливают возможность проведения подвижных игр со значительной интенсивностью двигательных действий, но не длительных с короткими перерывами для отдыха.

Несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются. Это происходит вследствие неэкономной траты сил, ещё недостаточно совершенных функций центральной нервной

системы, неразвитой координации движений.

У детей 7 - 9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В то же время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее.

К 10 - 11 годам развиваются способности к отвлечённому мышлению, сознательному контролю за движениями. На этом этапе я использую игры, в которых сюжеты строятся в основном на символическом воспроизведении знакомых из реальной жизни понятий. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Я даю возможность детям самим договариваться, как будут играть, они согласованно распределяют между собой роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведённую игру, делятся впечатлениями. Мне лишь остается вносить небольшие коррективы в ход игры.

Восприятие детей 10 - 11 лет постепенно совершенствуется и переходит на новую, более высокую ступень. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания. Это упорядочивает ход довольно сложных игр.

Формирование у детей осознанного внимания позволяет им в процессе занятий подвижными играми более организованно, целенаправленно управлять своими движениями, осуществлять самоконтроль над выполнением большего числа правил одновременно сосредотачиваться на нескольких действиях в

различных игровых ситуациях.

Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10 - 11 летние школьники уже выполняют осознанную, волевую работу по запоминанию, когда от точно запоминаемого порядка выполнения отдельных приёмов зависит выигрыш или победа. По ходу многих игр дети живо интересуются учётом выигрышных или штрафных очков.

В содержании и форме большинства подвижных игр 10-11- летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки, волевых и других положительных качеств поведения и черт характера.

Возраст 10 - 11 лет характеризуется растущей устойчивостью организма. Костно-связочный аппарат крепнет, но ещё довольно пластичен и гибок. Мышцы нарастают постепенно, и силовые данные детей ещё не велики. Участвуя в подвижных играх, где по преимуществу проявляется качество силы, дети способны на кратковременные силовые напряжения динамического характера.

Благоприятными условиями развития сердечнососудистой системы объясняется соответствие детям этого возраста подвижных игр с большой интенсивностью и относительно длительностью активных непрерывных двигательных действий. При максимально допустимой длительности игры содействуют воспитанию выносливости.

У детей 10 - 11 лет возрастает регулирующая роль коры головного мозга. Это служит существенной предпосылкой к

дальнейшему совершенствованию координационных

способностей. Резко повышаются функциональные возможности

двигательного анализатора. Действия детей в подвижных играх становится более слаженными, точными, ловкими.

Неэкономные движения, требующие излишней затраты сил и не дающие ожидаемого результата, уступают место более совершенными. Играя, дети проявляют всё большие способности правильно распределять движения во временных и пространственных отношениях.

В работе с детьми 10 - 11 лет я применяю подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок.

На мой взгляд, проведение подвижных игр с опорой на положительные эмоциональные переживания играющих, воспитывает эстетические чувства.

Я стремлюсь полноценно использовать оздоровительный потенциал каждой подвижной игры на уроке. Подвижные игры в процессе уроков физической культуры содействуют нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма, учащихся с учётом возраста, а также формируют правильную осанку.

В игре ребёнок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает мне лучше узнать каждого ребёнка и воздействовать на развитие его в нужном направлении. Ни одна

деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные

черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой ребёнок обнаруживает все стороны своего характера; часто замкнутый в классе, он совершенно по иному проявляет себя в игре. Всё это

крайне важно мне для правильного индивидуального подхода к детям, для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Особенности подвижных игр на уроке состоят в первую очередь в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная преемственность и взаимосвязь.

Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, дать советы об организации и проведении игр во внеурочное время, то есть дать всестороннюю оценку деятельности каждого ребенка. К подведению итогов привлекаю самих участников. Это способствует воспитанию у детей умения оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.

Таким образом, игра не только удовлетворяет эмоциональную сферу детей, доставляет им радость, но и моделирует жизненные ситуации, закрепляет свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, физически развивает и закаляет детский организм, совершенствует те качества и навыки,

которые необходимы для человека.


© 2010-2022