Организация учебного труда школьников на уроках физкультуры

В процессе занятий учитель обеспечивает постоянную занятость учащихся, достигая тем самым высокой результативности уроков.            Поэтому, исходя из задач урока, выбирается самый эффективный способ организации учебного труда школьников.  Поточный способ удобен при выполнении опорных упражнений: прыжков, прыжков в длину и высоту, при лазаниях и перелезаниях, при акробатических упражнениях, равновесии, а также при подъемах и спусках на лыжах .В школьном уроке может быть использован индивидуаль...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация учебного труда школьников на уроках физкультуры.


Эффективность уроков зависит от подготовки учителя, от правильного планирования учебного материала и его претворения, от использования имеющегося оборудования и инвентаря, применение технических средств обучения с учетом специфики мест проведения занятий, от умения учителя рационально применять формы и методы обучения.

В процессе занятий учитель обеспечивает постоянную занятость учащихся, достигая тем самым высокой результативности уроков.

Поэтому, исходя из задач урока, выбирается самый эффективный способ организации учебного труда школьников.

Фронтальный метод. Его преимущество - большой охват учащихся, при ознакомлении учащихся с новым материалом или разучивание некоторых упражнений, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. Это лучший способ организации коллективного выполнения упражнений. Его применение удобно при изучении большинства упражнений школьной программы (в легкой атлетике, изучение элементов спортивных игр, элементов лыжного строя, передвижения на лыжах, в изучении упражнений с мячами, с гимнастическими палками, с короткими скакалками и др. ), не требующих особой страховки и помощи.

Поточный метод. Выполнение учащимися одного и того же упражнения по очереди, одним за другим беспрерывным потоком. Таких потоков может быть два - три в зависимости от условий. Например, при обучении упражнениям в равновесии два - три потока могут быть при наличии двух - трех гимнастических скамеек, бревен и т.д. При такой организации занятий увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении опорных упражнений: прыжков, прыжков в длину и высоту, при лазаниях и перелезаниях, при акробатических упражнениях, равновесии, а также при подъемах и спусках на лыжах.

Разновидностью данного вида является выполнение нескольких различных упражнений. Например, в начале ученики идут по скамейке, перелезают через бревно, прыгают через планку, лазают по гимнастической стенке и т.д.

Поточный способ чаще применяется при выполнении упражнений с целью совершенствования умений и навыков, а также для увеличения нагрузки.

Посменный метод. Все учащиеся на уроке распределяются по сменам, на очереди для выполнения упражнений. Смены состоят из учеников, одновременно выполняющих упражнение. Во время занятий одной смены, другая наблюдает за своими товарищами (страхует, помогает, анализирует). Например, если в зале 10 пролетов гимнастической стенки, а в классе 30 учащихся, образуется 3 смены для выполнения упражнений в лазании и формировании осанки и т.д. Посменный способ применяется в метании мяча в цель и на дальность, висах, лазании, акробатических упражнениях, в прыжках с высоты и других. При данном способе учитель имеет возможность лучше наблюдать за учащимися.

Групповой метод. Каждая группа по заданию учителя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений. К этому способу прибегают в основной части урока, когда для занятий одним видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Для рационального использования времени одновременно выполняются 2-3 вида упражнений. Через определенный промежуток времени группы меняют места занятий. В каждой группе есть старший, который следит за дисциплиной и правильностью выполнения упражнений. Этот метод позволяет точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки, но снижается моторная плотность урока. Ожидающим очередного подхода к выполнению упражнений для повышения плотности урока даются несложные дополнительные упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, направленные на совершенствование раннее изученных движений и развитие двигательных качеств.

В школьном уроке может быть использован индивидуальный способ, когда отдельные ученики, либо физически хорошо подготовленные, либо несколько отстающие в физическом развитии, получают задания и, тут же на уроках, выполняют их самостоятельно. Данный способ помогает учащимся овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным способом организации учебного труда школьников является метод круговой тренировки. Заранее готовится соответствующего количество мест занятий (станций), раскладываются маты, готовятся снаряды, мелкий спортивный инвентарь (гантели, мячи, скакалки и др.). Всему классу объясняются задания на каждой станции, определяется дозировка их выполнения. Упражнения даются простые или хорошо усвоенные учащимися. Смена мест занятий (станций) происходит по сигналу учителя. Какой бы способ организации учебного труда не применялся, требования к учителю таковы: обеспечение занятости учащихся, распределение физической нагрузки с учетом подготовленности школьников, соблюдение требований по технике безопасности. Результативность занятий и от привлечения к работе актива школы (физоргов, капитанов команд, командиров отделений и т.д.).

Султанов Галым Шайманович

учитель физической культуры СШ села Енбек сельского округа им. М.Омарова города Аксу

© 2010-2022