Мастер-классы ведущих российских тренеров по баскетболу

В УСК ЦСКА прошел практический семинар для детских тренеров Москвы и Московской области. В работе семинара приняли участие тренеры и из других регионов России и Украины. Практическая часть семинара представляла интерес не только для специалистов по баскетболу, но и для учителей физкультуры, ведущих баскетбольные секции в своих школах.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей Машковцев,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Памяти Александра Гомельского

19 января в Универсальном спортивном комплексе ЦСКА прошел практический семинар для детских тренеров Москвы и Московской области, посвященный 80-летию со дня рождения Александра ГОМЕЛЬСКОГО.

В работе семинара приняли участие тренеры и из других регионов России и Украины. Практическая часть семинара представляла интерес не только для специалистов по баскетболу, но и для учителей физкультуры, ведущих баскетбольные секции в своих школах.

Открывая семинар, Евгений ГОМЕЛЬСКИЙ сказал, что в последнее время стало модным приглашать в нашу страну тренеров из-за рубежа, а значит, было бы целесообразным, чтобы иностранные специалисты поделились опытом с нашими коллегами.

Обращаясь к тренерам, он также подчеркнул: «Не стоит забывать школьных учителей физкультуры, особенно тех из них, которые ведут секции по баскетболу, и отсутствия контакта с ними у вас не должно быть».


К вершинам мастерства

В программе семинара прошло четыре мастер-класса.

Тренер молодежной команды ПБК ЦСКА профессор Ратко ЙОКСИЧ (Сербия) провел занятие по обучению групповым взаимодействиям команды в нападении. Большое внимание он уделил передачам мяча, особенно последней (голевой): «Важно выполнить ее в тот момент, когда игрок твоей команды получил хорошую позицию для совершения броска», - а также рассказал, как занять наиболее выгодные позиции, избавиться от опеки, взаимодействовать друг с другом.

Главный тренер молодежной команды ПБК ЦСКА Андрей МАЛЬЦЕВ рассказал и показал, как должны действовать игроки в защите: «Баскетбол, пожалуй, единственная игра с мячом, в которой все игроки на площадке являются и нападающими, и защитниками. И если играть в нападении любят все, то в защите - наоборот». О том, как правильно опекать своего игрока, как правильно расположиться относительно своего соперника с целью максимально усложнить ему действия в нападении, и рассказывал Андрей Мальцев. Он показал несколько наиболее эффективных вариантов отбора мяча, рассказал о том, как располагаться защитнику при игре в меньшинстве (один против двух), и о многом другом.

В работе семинара принял участие и главный тренер ПБК ЦСКА Этторе МЕССИНА (Италия). Он также уделил большое внимание передачам мяча, как самому главному компоненту игры, и подчеркнул, что по тому, как ваш ученик выполняет передачу, можно судить, насколько он умен.

В передачах важно учитывать, что передача должна быть точной, своевременной, а главное - нужно всегда понимать разницу в том, кому она адресована, и что за ней последует. Так, при финальной передаче (после которой выполняется бросок) нужно направлять ее на ведущую руку партнера, а при передаче опекаемому игроку - на «дальнюю».

При обучении передачам мяча учителя и тренеры чаще всего показывают, как выполнять их двумя руками (от груди, из-за головы и т.д.), в то время как на практике эти способы применяются лишь в том случае, когда партнер совершенно открыт и не опекаем защитником. Современный баскетбол становится все более агрессивным, поэтому выполнение подобного рода передач не представляется возможным.

В последнее время часто используют передачу, которую Этторе Мессина назвал «в полторы руки». Мяч ловится двумя руками, начальное движение передачи также выполняется двумя руками, а заканчивается одной. При этом кисть руки в финальном движении делает такое же направляющее движение в сторону партнера, как при броске мяча в кольцо.

Еще он показал, в каких случаях обязательно нужно использовать передачу с отскоком от пола. Во-первых, в том случае, когда ваш партнер выбегает непосредственно на бросок из-под щита (бросок в движении) - в этот момент он весь сконцентрирован на броске, а передача, которую он принимает снизу, позволяет ему сразу вынести руки вверх и поразить кольцо. Во-вторых, передачу с отскоком следует отдавать игроку, опекаемому более рослым партнером, - это не даст ему преимущества в борьбе за мяч. Этторе Мессина подчеркнул, что передача с отскоком в таком случае заставляет ловящего мяч игрока согнуть ноги, следовательно, сразу же после того, как он поймает мяч, он сможет легко начать движение ногами (поворот, перемещение с мячом или ведение мяча). В то время как передача без отскока заставляет, наоборот, поднять руки вверх и слегка выпрямить ноги, что будет выгодно высокому защитнику.

В работе этого мастер-класса приняли участие игроки баскетбольного клуба ЦСКА Никита КУРБАНОВ, Алексей ШВЕД, Анатолий КАШИРОВ и др.

Более подробно хотелось бы рассказать о мастер-классе, проведенном тренером юношеской команды ЦСКА Евгением БУРИНЫМ. В ходе этого занятия не было использовано ни одного баскетбольного мяча, потому что его темой было развитие физических качеств игроков.

Данная тема вызвала интерес не только у тренеров по баскетболу, но и у учителей физической культуры, так как на школьных занятиях этому уделяется не так много времени.


Не только для спортсменов

Разминка

Мы привыкли, что урок физкультуры начинается с бега. Дети монотонно отмеряют круги по залу или бегают заданное количество времени. Евгений предложил заменить беговую разминку комплексом упражнений, выполняемых в движении. Его подопечные (юноши 16-17 лет) выполняли упражнения от лицевой лини до лицевой и обратно. При этом до средней линии зала им предлагалось выполнить одно задание, а после - другое. Использовались такие упражнения: бег лицом и спиной вперед, приставные шаги правым и левым боком, подскоки, перемещения в защитной стойке, выпрыгивания из приседа, рывки и ускорения, бег с вращением рук вперед, назад и т.п. Таким образом, дети выполняли упражнения не более 3 мин., но такое многообразие заданий позволило сделать разминку нескучной и очень насыщенной.

Затем был комплекс общеразвивающих упражнений. В глаза бросилось то, что во время наклонов вперед и в стороны дети не делают пружинистых, раскачивающих движений, а фиксируют свое положение в наклоне (стретчинг).

Упражнения на равновесие

Основную часть урока начали с упражнений на развитие равновесия (баланса). Этому компоненту в последнее время уделяется все большее внимание в современном баскетболе. Если баскетболист устойчиво стоит на ногах (держит баланс), его сложнее обыграть. Ведь большинство финтов основано на том, чтобы хоть на мгновенье вывести своего соперника из равновесия, получить преимущество и оставить его за спиной.

Упражнения, предлагаемые Евгением Буриным, ребята также выполняли от одной лицевой линии до другой, медленно, тщательно фиксируя равновесие.

1. Сделать шаг, поднять ногу, согнутую в колене. Держать равновесие 5 сек. Сделать шаг другой ногой, зафиксировать равновесие.

2. То же - спиной вперед.

3. Сделать прыжок на одну ногу, удержать равновесие в течение 5 сек. и так далее на каждый шаг.

4. То же, выполняя прыжок из стороны в сторону.

5. Упражнение в парах. Ученики встают одной ногой на линию баскетбольной площадки друг напротив друга и берутся за руки; удерживая равновесие, нужно попытаться лишить такой возможности противника. Если тот хотя бы немного сдвинул ногу, он проиграл.

6. То же - на другой ноге.

7. То же задание, но ученики упираются стопами маховых ног и пытаются вывести друг друга из равновесия.

8. То же - на другой ноге.

9. Попробовать удержать равновесие, стоя на одной ноге на мягком поролоновом мате.

10. То же - другой ногой.


Сила и равновесие

Можно ли одновременно развивать силу и равновесие? Можно. Евгений Бурин предложил упражнения с эспандером в парах. Ученик, стоя на одной ноге, выполняет растягивание эспандера и при этом старается удержать равновесие. Его партнер стоит на двух ногах, фиксируя натяжение резины. Затем ученики меняются ролями. Упражнения выполняются стоя лицом, спиной и боком к партнеру. Можно выполнять это упражнение стоя на поролоновом мате.

«Для развития силовых качеств, - сообщил ведущий мастер-класса, - лучше использовать большее количество упражнений, которые нужно выполнять за определенное время. Это значительно лучше, чем качать пресс в сумме 200-300 раз. В качестве отягощения лучше использовать собственный вес, эспандеры, в крайнем случае - гантели, чем штангу. Занятия со штангой вообще не следует начинать раньше 15-16-летнего возраста».


Развитие скоростных качеств

Для развития частоты движений ведущий предложил использовать обычную веревочную лестницу. При ее отсутствии можно самостоятельно нанести разметку мелом в зале или на улице, обозначив квадраты шириной 40-45 см.

Во время бега ученик должен последовательно наступать в каждый квадрат. Упражнения выполняются лицом, спиной или боком вперед. Можно также забегать в квадрат с одной стороны, а выбегать в другую.

По окончании этого упражнения детям сразу же предлагается выполнить другое - перемещение в защитной стойке, ускорение и т.п.


Развитие быстроты

Евгений также предложил два упражнения для развития двигательной реакции.

1. Ученики разделяются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии 3-4 м. Игрок держит в вытянутых руках по баскетбольному мячу. По команде он отпускает один из мячей (или с правой, или с левой руки). Его партнер должен успеть поймать мяч до его второго отскока от пола. Упражнение усложняется тем, что он не знает, ни в какой момент первый игрок отпустит мяч, ни с какой руки он его выпустит.

Для учеников с хорошей реакцией предлагается то же упражнение, но с теннисными мячами.

2. Упражнение также выполняется в парах. Один из партнеров стоит на лицевой линии, другой садится на пол впереди него на расстоянии 3-4 м. По команде учителя сидящие на полу пытаются быстро встать и убежать за среднюю (или другую) линию зала, а стоящие пытаются их догнать и осалить. Затем партнеры меняются ролями.

В заключение Евгений Бурин подчеркнул, что нужно уделять как можно больше внимания развитию физических качеств учащихся, и делать это нужно не эпизодически, а регулярно (не реже трех раз в неделю), иначе никого развития не произойдет.


© 2010-2022