Рабочая программа по физической культуре 3 час

Туристкие занятия, походы, экскурсии правильно подготовленные и хорошо проведенные, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогощают детей знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы, любовь к природе, взаимовыручка.учащиеся кроме прохождения маршрута должны научить...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Туристско-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и эффективных форм интерактивного развития ребёнка.

Туристские занятия, походы, экскурсии, правильно подготовленные и хорошо проведённые, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогащают детей знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы, любовь к природе.

В курсе физического воспитания по ОФП для учащихся 5-х классов программой третьего часа предусмотрены учебно-тренировочные занятия по туризму.

Туризм - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Учащиеся 5-х классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасом, выбрать и оборудовать место для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать правила охраны природы и др.

Исходя из условий школы и возможностей учащихся, более приемлемыми по способу передвижения являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.

Цель :

оздоровление детей посредством включения их в туристско-краеведческую деятельность

Задачи:

Обучающие:

  • обучать воспитанников туристским навыкам;

  • повышать образовательный уровень школьников через туристско-краеведческую деятельность;

Развивающие:

  • развивать творческую активность воспитанников объединения в процессе освоения краеведческого материала.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей патриотические чувства к родному краю;

  • формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни.

Содержательные цели туризма:

  1. Физическая активность - туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

  2. Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни.

  3. Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

  4. Характер приключения - ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе,



Концепции программы:

  • оздоровление учащихся в процессе практических занятий (ОФП);

  • повышение духовной культуры учащихся;

  • развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка в

процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения;

  • изучение истории, географии и экологии родного края.


Ожидаемые результаты:


Будет знать

Будет уметь

- правила поведения юных туристов;

- требования техники безопасности в походе;

- правила поведения в природной среде;

-перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

-правила обустройства бивуака;

-нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

-основы топографии и ориентирования;

-значение и правила применение узлов.

-применять указанные знания на практике;

-ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

-выполнять общие обязанности участника похода;

-обустраивать бивуак;

-завязывать 10 узлов;

-выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма.


Примерный тематический план

5 класс (Туризм-34 часа)


Темы занятий

Количество часов

Всего

Tеоретические занятия

Практические занятия



В помещении

На местности

  1. Введение (2 часа)

1

1.Оздоровительная роль туризма

2.Правила поведения юных туристов

2


1



1



  1. Основы краеведения (4 часа)

2

1. Природа родного края и его история.

2. Краеведческая работа в походе

4

1



1

1



1



  1. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста (16 часов)

3

1.Основы безопасности в природной среде.

2. Личное снаряжение и уход за ним

3. Питьевой режим на туристской прогулке

4. Групповое снаряжение и уход за ним

5. Индивидуальный и групповой ремонтный набор 6.Организация биваков и охрана природы

7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)















16

1



1







1



1



1



1





1











1









1



1



1







5

  1. Азбука топографии (6 часов)

4

1.План местности 2.Условные знаки

6

1

1


1

3

  1. Азбука спортивно-оздоровительного туризма

5

1.Туристская группа в походе.

(Пешеходный туризм)




6


ИТОГО:

34

12

4

18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


I. Раздел «Введение»

1. Оздоровительная роль туризма

Теория

Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.

2. Правила поведения юных туристов

Практика

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочной площадке, в поле (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.


II. Раздел «Основы краеведения»

1.Природа родного края

Теория

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.

Практика

Экскурсии на реку «Онон» . Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.).

2. Краеведческая работа в походе

Теория

Растительность и животный мир родного края.

Практика

Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места.


III. Раздел «Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста»

1. Основы безопасности в природной среде

Теория

Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии на реку «Онон». Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в степи (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.

2. Личное снаряжение и уход за ним

Теория

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.

Практика

Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям школы в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.


3.Питьевой режим на туристской прогулке

Практика

Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).

4.Групповое снаряжение и уход за ним

Теория

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Кухонное и костровое снаряжение.

Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).

Практика

Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.

5.Индивидуальный и групповой ремонтный набор

Теория

Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.

6.Организация биваков и охрана природы

Теория

Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам Устройство и оборудование

Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки.

Практика

Планирование места организации бивака по плану местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.

Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.

Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке).

7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)

Теория

Строй туристской группы. Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный.

Практика

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

IV. Раздел «Азбука топографии»

1.План местности

Теория

История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.

Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.

Практика

Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.

Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.

2.Условные знаки

Теория

Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.

Знакомство с изображением местности, школьного двора. Роль топографа в туристской группе. Карта туристского маршрута.


Практика

Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.

Овладение навыками чтения карты-маршрута во время туристской прогулки. Составление карты-маршрута движения группы условными знаками.


V.Раздел «Азбука спортивно-оздоровительного туризма»

1.Туристская группа в походе.

(Пешеходный туризм)

Практика

Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).

Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов.

© 2010-2022