- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре 3 час
Рабочая программа по физической культуре 3 час
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шестопалов А.А. |
Дата | 17.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и эффективных форм интерактивного развития ребёнка.
Туристские занятия, походы, экскурсии, правильно подготовленные и хорошо проведённые, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогащают детей знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы, любовь к природе.
В курсе физического воспитания по ОФП для учащихся 5-х классов программой третьего часа предусмотрены учебно-тренировочные занятия по туризму.
Туризм - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Учащиеся 5-х классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасом, выбрать и оборудовать место для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать правила охраны природы и др.
Исходя из условий школы и возможностей учащихся, более приемлемыми по способу передвижения являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.
Цель :
оздоровление детей посредством включения их в туристско-краеведческую деятельность
Задачи:
Обучающие:
-
обучать воспитанников туристским навыкам;
-
повышать образовательный уровень школьников через туристско-краеведческую деятельность;
Развивающие:
-
развивать творческую активность воспитанников объединения в процессе освоения краеведческого материала.
Воспитательные:
-
воспитывать у детей патриотические чувства к родному краю;
-
формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни.
Содержательные цели туризма:
-
Физическая активность - туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
-
Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни.
-
Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
-
Характер приключения - ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе,
Концепции программы:
-
оздоровление учащихся в процессе практических занятий (ОФП);
-
повышение духовной культуры учащихся;
-
развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка в
процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения;
-
изучение истории, географии и экологии родного края.
Ожидаемые результаты:
Будет знать
Будет уметь
- правила поведения юных туристов;
- требования техники безопасности в походе;
- правила поведения в природной среде;
-перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
-правила обустройства бивуака;
-нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
-основы топографии и ориентирования;
-значение и правила применение узлов.
-применять указанные знания на практике;
-ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
-выполнять общие обязанности участника похода;
-обустраивать бивуак;
-завязывать 10 узлов;
-выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма.
Примерный тематический план
5 класс (Туризм-34 часа)
№
Темы занятий
Количество часов
Всего
Tеоретические занятия
Практические занятия
В помещении
На местности
-
Введение (2 часа)
1
1.Оздоровительная роль туризма
2.Правила поведения юных туристов
2
1
1
-
Основы краеведения (4 часа)
2
1. Природа родного края и его история.
2. Краеведческая работа в походе
4
1
1
1
1
-
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста (16 часов)
3
1.Основы безопасности в природной среде.
2. Личное снаряжение и уход за ним
3. Питьевой режим на туристской прогулке
4. Групповое снаряжение и уход за ним
5. Индивидуальный и групповой ремонтный набор 6.Организация биваков и охрана природы
7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
-
Азбука топографии (6 часов)
4
1.План местности 2.Условные знаки
6
1
1
1
3
-
Азбука спортивно-оздоровительного туризма
5
1.Туристская группа в походе.
(Пешеходный туризм)
6
ИТОГО:
34
12
4
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Раздел «Введение»
1. Оздоровительная роль туризма
Теория
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
2. Правила поведения юных туристов
Практика
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочной площадке, в поле (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.
II. Раздел «Основы краеведения»
1.Природа родного края
Теория
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.
Практика
Экскурсии на реку «Онон» . Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.).
2. Краеведческая работа в походе
Теория
Растительность и животный мир родного края.
Практика
Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места.
III. Раздел «Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста»
1. Основы безопасности в природной среде
Теория
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии на реку «Онон». Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в степи (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.
2. Личное снаряжение и уход за ним
Теория
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.
Практика
Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям школы в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.
3.Питьевой режим на туристской прогулке
Практика
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).
4.Групповое снаряжение и уход за ним
Теория
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Кухонное и костровое снаряжение.
Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).
Практика
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
5.Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Теория
Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
6.Организация биваков и охрана природы
Теория
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам Устройство и оборудование
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки.
Практика
Планирование места организации бивака по плану местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке).
7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)
Теория
Строй туристской группы. Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный.
Практика
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).
IV. Раздел «Азбука топографии»
1.План местности
Теория
История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.
Практика
Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.
2.Условные знаки
Теория
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора. Роль топографа в туристской группе. Карта туристского маршрута.
Практика
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Овладение навыками чтения карты-маршрута во время туристской прогулки. Составление карты-маршрута движения группы условными знаками.
V.Раздел «Азбука спортивно-оздоровительного туризма»
1.Туристская группа в походе.
(Пешеходный туризм)
Практика
Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).
Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов.