РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ (ИНКЛЮЗИЯ)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»




Рассмотрено на Согласовано: Приложение

заседании МО зам. директора по УВР к адаптированной

Протокол № 1 _______________________ образовательной программе

от ____.08.2015г Ф.И.О. приказ № ____

А.А.Кашина от. __.08.2015г.



Рабочая программа

по учебному курсу

«Адаптированная физическая культура »

«Плавание»

на 2015- 2016 учебный год





Разработал: Канавцева Н.Г..

преподаватель-физической культуры









1.Пояснительная записка


Нормативно-правовой аспект программы.

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-Ф3 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" адаптивная физическая культура детей с ограниченными возможностями, которая направлена на социальную адаптацию и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа создана на основе дополнения к Методическим рекомендациям по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685) «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта».

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации №11-ФЗ, от 10.01.2003 «Об образовании» образовательная программа определяет содержание определенного уровня и направленности. Реализация дополнительных образовательных программ, направлена на решение задач формирование общей культуры личности ребенка (реализация начального уровня физкультурного образования), адаптации личности ребенка к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы по физической культуре Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1 - 4 классы» (Москва: Просвещение, 2013г.)

Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:

 «Системы по обучению детей плаванию от 3 до 10 лет» Т.В. Будковой.

 «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.

 «Оздоровительный комплекс в детском саду» Б.Б. Егоров., О.Б.Ведерникова

Актуальность и новизна программы.

Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет уровень их форсированности.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

Коррекция двигательных нарушений средствами лечебным плаванием является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.

Лечебное плавание, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.

Плавание - мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающее действие, облегчает адаптацию к водной среде.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Преимущества плавания:

1.Тренировка сердечно-сосудистой системы;

2.Эффективное формирование опорно-двигательной функции рук и ног ребёнка;

3.Появление чувства ритмичности и согласованности движений;

4.Улучшение чувства равновесия;

5."Правильная" температура воды позволяет снять болезненное напряжение в мышцах и суставах;

6.Улучшение кровообращения в сосудах и тканях организма.

Цель лечебного плавания - создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

Оздоровительные:

- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;

- укреплять здоровье ребенка;

- совершенствовать опорно-двигательный аппарат;

- формировать правильную осанку.

- привить устойчивые отношения к занятиям по плаванию;

Образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать знания о здоровом образе жизни;

- формировать знания о способах плавания.

Воспитательные:

- воспитывать двигательную культуру;

- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность

в себе;

- воспитывать чувство заботы о своем здоровье

- формирование стойких гигиенических навыков.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Средства, используемые при реализации программы:

  1. физические упражнения в воде;

  2. корригирующие упражнения в воде;

  3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

  4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

  5. наглядные средства обучения.

Способы организации детей на занятии - фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми ДЦП, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений,

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с ДЦП определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.

Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ДЦП нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.


Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

  • выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

  • выполнение движения в облегчённых условиях;

  • использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),

  • использование имитационных упражнений, подражательные упражнения,

  • использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

  • использование изученного движения в сочетании с другими действиями

  • изменение исходных положений для выполнения упражнения

  • изменение внешних условий выполнения упражнений

  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,

  • изменение эмоционального состояния

Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Метод стимулирования двигательных действий.

Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.

Принципы обучения.

- Систематичность - занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия плаванием дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;

- Доступность - физическая нагрузка на занятиях по плаванию должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности;

- Активность - так как основной формой деятельности дошкольников является игра, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений, благодаря использованию которых, процессе обучения плаванию стал разнообразными и интересным для детей;

- Наглядность - для успешного прохождения процесса обучения плаванию, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях по плаванию необходимо использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты игрушки и т.д.);

- Последовательность и постепенность - во время обучения детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений.

2.Общая характеристика учебного курса

Лечебное плавание, как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.

В 1 - 4 классах учащиеся в процессе занятий лечебным плаванием укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определенные двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Учебная программа по лечебному плаванию обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс (в рамках адаптивной физической культуры), получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).

Занятия плавания направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, концентрация внимания, распределение внимания, оперативность мышления, моторная выносливость).

На занятиях наряду с физическими упражнениями с коррекционной направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться в воде (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями, что важно для детей с ДЦП)

Положительными особенностями лечебных упражнений являются:

1) глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;

2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);

3) возможность длительного применения;

4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;

5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;

6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.

От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате. При этом необходимо учитывать уровень физической подготовленности, возраст детей.

Несмотря на индивидуализацию занятий плаванием, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:

1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).

2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.

3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.

4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

5. Перед занятием бассейн должен иметь определенную температуру.

6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).

7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.

8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на занятиях «плаванием».

При планировании и проведении занятий «плавания» должны быть учтены особенности организма учащихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности школьников с нарушением передвижения, улучшение состояния здоровья.

Кроме того, осуществляется подготовка учеников с высокими показателями физического развития и физической подготовки к спортивным паралимпийским соревнованиям, смотрам, эстафетам.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обуславливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

3.Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом в рабочей программе выстроена система уроков с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение.

Согласно учебного плана, всего на изучение «плавания» в начальной школе выделяется

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком,

Проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий - 25 минут при температурном режиме 32-35 градусов

Программа рассчитана на 1 год

1 год - 33 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для лечебного плавания


п/п

Разделы подготовки

1

Возраст занимающихся

7

2

Количество часов в неделю

1

3

Количество занятий в неделю

1

Физическая подготовка на суше и в воде:

4

Теоретическая подготовка

в процессе занятий

5

Специально-физическая подготовка и специально-техническая подготовка

31

6

Контрольные испытания

2

Общее количество часов:

33

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предмету «Адаптивная физическая культура», и с учетом федерального государственного образовательного стандарта, в образовательном учреждении реализуется программа базового уровня.

Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по адаптивной физической культуре. Итоговая аттестация производится на основе семестровых оценок. В первом классе оценки не ставятся.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Программа по физическому воспитанию имеет свои особенности по сравнению с общеобразовательными школами.

В раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные упражнения:

- для коррекции позотонических реакций;

- расслабления мышц;

- формирования правильной осанки;

- опороспособности;

- формирования равновесия;

- развития пространственной ориентации и точности движений.

. В каждый урок включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры по упрощенным правилам. Используется индивидуальный подход к детям с учетом их психического развития. Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом.

Требования к урокам плавания:

- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;

- чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;

- упражнения должны соответствовать возможностям учеников;

- должен быть индивидуальный подход;

- рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомления;

- обеспечить профилактику травматизма и страховку.

Оптимальный режим занятий лечебным плаванием

занятия

Продолжительность занятия (мин)

Температура воды ("С)

1 - 5

15-20

3 6 - 3 5


5 - 1 0

2 0 - 2 5

3 5 - 3 4


10-15

2 5 - 3 0

3 4 - 3 3


15-20

30

3 3 - 3 2

Более низкая температура воды возбуждает ребенка и может усиливать спастику, а более высокая - уменьшать двигательную активность ребенка. При подборе дозировки упражнений и температурного режима необходимо ориентироваться на самочувствие ребенка, его настроение и место процедуры в общем курсе лечения. Кратковременные погружения в воду и кратковременные задержки дыхания повышают функциональные возможности дыхательной системы. Тренировка дыхательного аппарата позволяет снизить тонус дыхательной мускулатуры и избежать в дальнейшем ее перенапряжения. При работе с детьми применяют методику погружения рта и носа ребенка в воду в начале фазы выдоха.

Лечебное плавание стимулирует рефлекс Таланта-Бабкина-Робинзона, рефлекс опоры верхних и нижних конечностей и подавляет патологические тонические рефлексы. Подбор упражнений производится с учетом последовательности смены одних выпрямительных установочных рефлексов другими и времени появления новых движений.

Важными задачами являются увеличение объема активных движений в суставах, повышение силы мышц, укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. Кроме того, лечебное плавание улучшает аппетит и сон.

Лечебное воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.

1. При снижении действия сил гравитации при выполнении упражнений в воде превалирует концентрическая работа мышц (при отведении рук в стороны-назад - трапециевидной, ромбовидной, дельтовидной, при приведении рук большой грудной мышцы), что способствует равномерному развитию мышечной системы, формированию правильной осанки. Состояние невесомости в воде благоприятно влияет как на костно-мышечную систему, так и на внутренние

органы, улучшая их функционирование.

2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.

3. Вязкие свойства воды оказывают тем большее сопротивление, чем холоднее вода. Чем выше температура воды, тем меньше вязкость и меньше сопротивление движению. Теплая вода оказывает также болеутоляющее действие, способствует расслаблению напряженных мышц и нормализует вегетативные функции, а также уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

4. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардиореспираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

5. Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению. Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

Специфика прохождения каждого вида упражнений обусловлена особенностью контингента учащихся.

Особое значение приобретает индивидуальный подход к детям. Уроки строятся со строгим учётом состояния здоровья и физического развития каждого ученика. Работа учителя проводится в тесном контакте с врачами, которые дают исчерпывающие сведения об индивидуальных особенностях учащихся, о коррекционно-восстановительных задачах и о возможностях противопоказанных к занятиям определенных упражнений.

Наиболее типичные противопоказания:

-длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений

-упражнения с длительным статическим напряжением

-упоры и висы (для детей с ДЦП с локализацией в верхнем плечевом поясе)

-упражнения, развивающие подвижность в суставах(при артродезах суставов)

-формирование приведения и наружной ротации бедра (при вывихе бедра и после его вправления)

-наклоны и повороты туловища с большой амплитудой (после фиксации позвоночника).

Недопустимо переутомление учащихся, во избежание чего должен осуществляться индивидуальный подход в дозировке физических нагрузок на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества повторения упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения.

Дети занимаются в спортивной форме вместе с учителем.

Содержание учебного предметА

Теоретическая подготовка:

  • Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

  • Значении плавания для здоровья;

  • Соблюдение мер личной гигиены

  • Спортивный инвентарь

Специально-техническая подготовка:

Раздел «Плавания» направлен на укрепление опорно-двигательного аппарата,
улучшение координации движений и расширение двигательных способностей,
улучшения легочной вентиляции, стимуляции кровообращения, укрепления детской психики (вода оказывает на кожу действие, аналогичное мягкому массажу, а это способствует выработке гормонов удовольствия - эндорфинов).

Занятия в воде (чаще всего в бассейне) помогают восстановлению и укреплению организма. Занятия в воде даются ребенку-инвалиду гораздо легче, чем тренировки на суше: ведь в воде намного снижается давление, оказываемое массой тела на позвоночный столб и суставы. В воде и сердечно-сосудистая система легче переносит нагрузки.

Таким образом, гидрореабилитация вообще и плавание в частности возвращают ребенку с ДЦП способность к свободному движению, помогают ему достичь более высокого уровня жизни и само обеспечения.


  • Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.

  • Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.

  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.

  • Учить выдоху в воде.

  • Учить лежать в воде на груди и на спине.

  • Учить скольжению в воде на груди и на спине.

  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.

  • Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.

  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.

  • Учить различным прыжкам в воду.

  • Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды;








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ур.

Дата

Количество часов

Тема урока

Тип урока

Примечание

план

факт

1

04.09


1

Правила поведения в бассейне.

Преодоление сопротивления воды.

Решение частных задач


2

11.09


1

Зарядка.в воде

Преодоление сопротивления воды.

Передвижение в воде.

Решение частных задач


3

18.09


1

Зарядка.в воде.

Передвижение в воде.

Погружение в воду.

Решение частных задач


4

25.09


1

Зарядка.в воде

Погружение в воду с головой.

Спортивный инвентарь

Решение частных задач


5

02.10


1

Зарядка.в воде

Погружение в воду с головой, подныривание и открывание глаз в воде.

Решение частных задач


6

09.10


1

Значения плавания для здоровья.

Зарядка. Выдохи в воду

Решение частных задач


7

16.10


1

Зарядка.в воде

Выдохи в воду.

Решение частных задач


8

23.10


1

Зарядка.в воде

Вдох и выдох в воду.

Решение частных задач


9

30.10


1

Зарядка.в воде

Вдох и выдох в воду.

Решение частных задач


10

13.11


1

Зарядка.в воде

Лежание на воде на груди.

Решение частных задач


11

20.11


1

Зарядка.в воде

Лежание на воде на груди.

Решение частных задач


12

27.11


1

Зарядка.

Всплывание и лежание на воде.

Решение частных задач



ур.

Дата

Количество часов

Тема урока

Тип урока

Примечание

план

факт

13

04.12


1

Зарядка.

Всплывание и лежание на воде на груди и спине

Решение частных задач


14

11.12


1

Зарядка.

Скольжение на груди.

Значение плавания для здоровья.

Решение частных задач


15

18.12


1

Зарядка.

Скольжение на груди

Решение частных задач


16

25.12


1

Зарядка.

Скольжение на спине

Решение частных задач


17

15.01


1

Зарядка.

Скольжение на спине

Решение частных задач


18

22.01


1

Зарядка.

Скольжение на груди с работой ног

Решение частных задач


19

29.01


1

Зарядка.

Скольжение на груди с работой ног

Решение частных задач


20

05.02

19.02

1

Изучение движения ногами и дыхания кролем на груди у бортика

Решение частных задач


21

12.02

26.02

1

Изучение движения ногами и дыхания кролем на груди у бортика

Решение частных задач


22

26.02


1

Изучение движения ногами и дыхания кролем на груди у бортика

Решение частных задач


23

04.03


1

Игровое упражнение «Торпеда» «Звезда»

Решение частных задач


24

11.03


1

Игровое упражнение «Звезда», «Стрела»

Решение частных задач



ур.

Дата

Количество часов

Тема урока

Тип урока

Примечание

план

факт

25

18.03


1

Работа ног кролем на груди с плавательной доской

Решение частных задач


26

08.04


1

Работа ног кролем на груди с плавательной доской

Решение частных задач


27

15.04


1

Работа рук и дыхания на груди у бортика

Решение частных задач


28

22.04


1

Работа рук и дыхания на груди у бортика

Решение частных задач


29

29.04


1

Работа рук и дыхания на груди с плавательной доской

Решение частных задач


30

06.05


1

Работа рук и дыхания на груди с плавательной доской

Решение частных задач


31

13.05


1

Работа рук и ног на груди с плавательной доской

Решение частных задач


32

20.05


1

Работа рук и ног на груди с плавательной доской

Решение частных задач


33

27.05


1

Работа рук и ног на груди с плавательной доской.

Решение частных задач













Оценка эффективности занятий адаптивной

физической культурой при ДЦП


Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП Оценка эффективности занятий АФК может складываться из различных параметров. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой, хронометрирование с оценкой плотности проведенного занятия. Так как оценка про- изводится врачом совместно с педагогом, этот метод оценки называется врачебно-педагогическим наблюдением (ВПН). Такие ВПН проводятся при любой патологии у детей. При церебральном параличе необходимо ввести специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна проводиться совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом. В табл. 5.2-5.3 приведены различные схемы оценки двигательных возможностей детей в школе-центре «Динамика» и в НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера (Санкт-Петербург)

Тестирование моторики рук

Упражнения

Оценивание

1.Руки укладываютсяна подлокотник кресла,

кисти свешиваются вниз.

Норма движений - 12-15 с

ДЦП - 60-90 с

разгибание

правой кисти

разгибание

левой кисти

2. Супинация-пронация

10 движений - 30-40 с

- пронация-супинация

3.Колечко»(оценка манипулятивной

деятельности рук).Норма - 6-7 сДЦП - 40-50 с

4. Собрать кубики - 5 штук

- правая рука

- левая рука

Собрать пирамидку - 5 колец

- правая рука

- левая рука

Тестирование двигательных умений детей с ДЦП

Упражнения

Оценивание

И.п. - лежа на спине.Сесть (кол-во раз)


а) махом рук


б) руки за голову


И.п. - лежа на спине. Удерживать голову (время)


Выполнение упражнения

«Крылышки» (время)


Ландау-1 (верх/время)


Ландау-2 (низ/время)


И.п. - лежа на животеруки в упоре (время)


Поворот на живот из положения лежа на спине


А) направо


Б) налево


Стоит: на четвереньках (время)


- на трех точках опоры, левая рука вперед,

правая в опорном положении


- на трех точках опоры,правая рука вперед,

левая в опорном положении


на двух точках опоры, левая рука вперед, правая

в опорном положении,правая нога назад, левая

в опорном положении


на двух точках опоры, правая рука вперед,

левая в опорном положении, левая нога назад,

правая в опорном положении


на коленях, руки вдоль туловища


- на ногах (без опоры)


на правой ноге


- на левой ноге


Прыжки на двух ногах (кол-во)


- на левой ноге


- на правой ноге


Ловить:


- большой мяч, расстояние 3 м (кол-во)


- теннисный мяч (сидя, стоя)



Сбор пирамидки - 5 колец (время)


- левой рукой


- правой рукой


Метание в цель - 5 попыток,расстояние 3 м


- левой рукой


- правой рукой


И.п. - стоя, сидя, лежа

(нужное подчеркнуть).Фиксация взгляда, голова по средней линии


И.п. - лежа на животе. Удержать согнутую в коленномсуставе ногу (время)


- левой рукой


- правой рукой


И.п. - лежа на животе. Согнуть ногу в коленном суставе (время)


- левой ногой


- правой ногой


С отягощением - правая нога


С отягощением - левая нога




Способы проверки обученности воспитанников по разделу «Плавание» (подготовительная к школе группа)

Рабочей программой предусмотрен входящий и итоговый контроль (диагностика) умений и навыков детей, который проводится в начале и конце учебного года в рамках НОД. Диагностика направлена на выявление уровня освоения детьми таких заданий, как: умение произвольно делать выдохи в воду, лежать на воде; скользить (при помощи ног и без них), плавать способом «кроль» 6-7 метров.

Показатель 1: умение делать выдохи в воду

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку делать выдохи в воду.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок боится опустить лицо в воду, сделать выдох.

Средний уровень ребенок делает выдох неуверенно (боится выдохнуть в воду). Высокий уровень: ребенок спокойно, не закрывая глаз делает 15 выдохов в воду подряд.

Показатель 2: умение лежать на воде

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение «Звездочка»: сделать глубокий вдох, расставить руки и ноги в стороны, лечь на воду на грудь, опустив в воду лицо, задержать дыхание, лежать на воде до команды педагога (счет - до 9-11).

Оценка:

Низкий уровень: ребенок делает вдох, пытается лечь на воду, но боится оторвать ноги от дна бассейна, до конца опустить лицо в воду.

Средний уровень: ребенок делает вдох, ложится на воду, но фиксирует позу «звездочки» на короткое время (счет до 3) или выполняет ее неправильно.

Высокий уровень: ребенок делает вдох, ложится на воду, правильно фиксирует позу «звездочки» на длительное время (счет до 9-11).

Показатель 3: умение скользить на груди без помощи ног

Методика:

Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение «Стрела»: принять положение «Стрела», сделать вдох, лечь на воду, оттолкнуться от бортика, скользить вперед, вытянувшись (как стрела) - расстояние до 3 метров.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок во время выполнения упражнения пытается оттолкнуться от бортика, но сразу ставит ноги на дно, не может лечь на воду.

Средний уровень: ребенок отталкивается от бортика, но до ориентира проскользить не может (скользит на расстояние 1-1,5 метра).

Высокий уровень: ребенок правильно выполняет упражнение - скользит на расстояние до 3 метров.

Показатель 4: умение работать ногами во время скольжения

Методика:

Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение «Торпеда» - скольжение с работой ногами: сделать вдох, лечь на воду, оттолкнуться от бортика, скользить вперед работать ногами расстояние 4-5 метров.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок во время выполнения упражнения пытается оттолкнуться от бортика, но сразу ставит ноги на дно, не может лечь на воду.

Средний уровень: ребенок пытается выполнить упражнение, ложится на воду, но неправильно работает ногами (сильно напрягает ноги; сильно сгибает их в коленях; широко разводит ноги во время движения).

Высокий уровень: ребенок выполняет скольжение, правильно работает ногами.

Показатель 5: умение плавать произвольным способом

Методика: Ситуация смоделированная. Педагог предлагает ребенку проплыть от одного бортика бассейна до другого (расстояние 6-7 метров) произвольным способом.

Оценка:

Низкий уровень: ребенок пытается выполнить упражнение, но сразу ставит ноги на дно.

Средний уровень: ребенок может проплыть 2-3 метра, но периодически отталкивается ногами от дна бассейна.

Высокий уровень: ребенок проплывает заданное расстояние, совмещает работу рук, ног и дыхания.

Методика обработки результатов

Уровень выполнения заданий оценивается в баллах (см. таблицу). Итоговый уровень сформированности умений по отслеживаемым показателям определяется путем перевода суммы баллов, набранной воспитанником за выполнение заданий, в проценты по формуле: сумму набранных баллов (по всем показателям) умножаем на 100 и делим на максимальное количество баллов (по всем показателям). Соотношение процентов распределяется следующим образом:

Уровень

Оценка в баллах

Соотношение в процентах

Высокий

2 балла

71-100%

Средний

1 балл

31-70%

Низкий

0 баллов

0-30 %

8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

1.1.

Рабочая программа по физической культуре

2

1.2

Учебник по физической культуре

на каждого

уч-ся

2.1

Скамейка гимнастическая жесткая

6

2.2

Коврик гимнастический

12

2.3

Разграничитель плавательной дорожки

1

2.4

Плавательные доски

2

2.5

Нарукавники

2

2.6

Большие мячи с рожками

2

2.7

Мячи резиновые

6

3

Средства доврачебной помощи

3.1

Аптечка медицинская

Средства оборудования для физической культурой

4.1

Большая ванна 25 метров

1

4.2

Кабинет учителя

1

4.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

2

Название

Авторы

Издательство

и год издания

Классы

Наличие электронного приложения

  1. Учебники

1

«Физическая культура»

А.П. Матвеев

Москва «Просвещение»

2014

1 классы

нет

2

«Физическая культура»

А.П. Матвеев

Москва «Просвещение»

2014

2 классы

нет

3

«Физическая культура»

А.П. Матвеев

Москва «Просвещение»

2014

3-4 классы

нет

  1. Учебно -методические обеспечения

1

ФГОС

«Физическая культура»

А.П. Матвеев

Москва «Просвещение»

2013

1-4 классы

нет

2

Поурочное планирование Начальная школа

«Физическая культура

А.П. Матвеев

Волгоград

УМК «Перспектива»

2012 г.

1 классы

нет

3

Поурочное планирование Начальная школа

«Физическая культура

А.П. Матвеев

Волгоград

УМК «Перспектива»

2012 г.

2 классы

нет

4

Поурочное планирование Начальная школа

«Физическая культура

А.П. Матвеев

Волгоград

УМК «Перспектива»

2012 г.

3 классы

нет

5

Поурочное планирование Начальная школа

«Физическая культура

А.П. Матвеев

Волгоград

УМК «Перспектива»

2012 г.

4 классы

нет

6

Лечебная физическая культура в детском возрасте.

Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д

Учебно-методическое пособие. - СПб: «Речь» 2007.

-

нет

7

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г.

Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001.

-

нет

Учебно-методическое обеспечение, информационные ресурсы


Наименование

Количество

Физкультура

1

2

3

Электронный образовательный ресурс:

Физкультура для всех: для детей и взрослых

Всероссийская федерация плавания

Лечебное плавание для детей с ДЦП


fizkultura-vsem.ru/

russwimming.ru/

аквапузики.рф/plavanie_kak_lechenie




Планируемые результаты:

- повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.

В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;

- проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных заданий.

Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа «Адаптивная физкультура» включает методические рекомендации по ЛФК и разделы образовательной программы «Общая физическая подготовка», для детей с особыми образовательными потребностями.

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:

1. Создание мотивации;

2. Согласованность активной работы и отдыха;

3. Непрерывность процесса;

4. Необходимость поощрения;

5. Социальная направленность занятий;

6. Активизации нарушенных функций;

7. Сотрудничество с родителями;

8. Воспитательная работа.

16


© 2010-2022