Методическая разработка Лечебная физическая культура

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА



Методическая разработка Лечебная физическая культура







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Лечебная физическая культура»



преподаватель: Буляков Ф.Ф.













Стерлитамак 2015



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……3

ГЛАВА 1. Лечебная физическая культура

1.1. Понятие лечебной физической культуры и ее виды...…………………..…4

1.2. Средства, формы и методики лечебной физической культуры.…………..8

1.3. Способы проведения занятий лечебной физической культуры …………10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованных источников…………… ……………………...14






















Введение

В целом лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) - это система применения самых разнообразных средств физкультуры в целях профилактики, лечения и реабилитации. Так как ЛФК имеет очень широкий спектр: профилактика, лечение, реабилитация. Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь в укреплении опорно-двигательного аппарата, то есть мышц, костей, суставов и связок с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить наиболее эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось, и могут способствовать восстановлению всех его функций после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

От других видов физкультуры ЛФК отличается так же, как они отличаются от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения. Разница в том, зачем и как это делается. Ведь все есть лекарство и все есть яд. А физические упражнения, к тому же, средство вообще не специфическое. То есть один и тот же вид физических упражнений может использоваться для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Но физические упражнения могут не только лечить, но и калечить.

Целью данного реферата является рассмотрение лечебной физической культуры, а также ее видов, средств, форм и методов.

При написании данного реферата были использованы учебные пособия таких авторов, как, Ашмарин Б.А., Епифанов В.А. , Железняк Ю.Д., Колиненко Е.А., Остроушко С.В., Попов С.Н., Иванова Н.Л., а также ресурсы интернета.

ГЛАВА 1. Лечебная физическая культура

1.1. Понятие лечебной физической культуры и ее виды

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. Но прежде всего термин «лечебная физкультура» обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Лечебная физкультура, как правило, не применяется отдельно. Обычно она сочетается с лечебным массажем - древнейшим лечебным и восстанавливающим средством.

Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность.

Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.

Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природ. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.

Существует два вида лечебной физкультуры:

  1. общая тренировка;

  2. специальные тренировки.

Общая тренировка - это занятия, направленные на укрепление и оздоровление организма в целом.

Специальные тренировки - это занятия в ходе курса лечебной физкультуры, направленные на устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Физические упражнения, входящие в гимнастику ЛФК, различают по степени активности и анатомическому принципу.

По степени активности упражнений в ЛФК выделяют:

  • активные упражнения (выполняемые полностью самим больным)

  • пассивные упражнения (выполняемые больным с нарушением двигательных функций организма с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Анатомический принцип подразумевает гимнастику для конкретных мышечных групп. Здесь упражнения делятся на физкультуру для мышц ног, рук, органов дыхания и другие. В результате прохождения курса ЛФК организм укрепляется, адаптируясь к постепенно возрастающим нагрузкам. Таким образом, корректируются вызванные заболеванием нарушения.

Не рекомендуется самостоятельно начинать занятия по ЛФК, так как это может привести к ухудшению состояния. Курс лечебной гимнастики должен назначаться только врачом, а методика занятий должна определяться врачом-специалистом по лечебной физической культуре.

При назначении курса лечебной физкультуры учитываются особенности заболевания, характер, степень и стадия болезненного процесса.

В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат строго дозированные физические нагрузки.


1.2. Средства, формы и методики лечебной физической культуры

Средства лечебной физической культуры - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.

Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Средства ЛФК:

  • физические упражнения;

  • физические упражнения в воде;

  • ходьба;

  • восхождения;

  • занятия на тренажерах;

  • плавание.

Форма ЛФК - это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Формы лечебной физкультуры:

  • утренняя гимнастика;

  • лечебная гимнастика;

  • дозированная ходьба;

  • производственная гимнастика;

  • лечебное плавание;

  • гидрокинезотерапия;

  • механотерапия;

  • трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе;

  • игры, спортивные игры;

  • туризм;

  • терренкур;

Основной терапевтический метод лечебной физической культуры - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения.

Методы (методики) лечебной физической культуры, по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется.

Методики лечебной физической культуры:

  • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе);

  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

  • при заболеваниях дыхательной системы;

  • при заболеваниях пищеварительной системы;

  • при нарушении осанки;

  • при травмах;

  • при операциях на грудной клетке;

  • при беременности;

  • обучение ходьбе с опорой на трость.





1.3. Способы проведения занятий лечебной физической культуры

  • Занятия с инструктором ЛФК:

-индивидуальные занятия;

-малогрупповые (2-3 человека);

-групповые (8-12человек).

  • Самостоятельные занятия - физические тренировки.

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю.

При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе.

Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например, в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например, ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича.

Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.







Заключение

Завершая работу можно сделать вывод, что ЛФК является хорошим инструментом, как для борьбы с заболеваниями, так и в целях профилактики, для поддержания организма в здоровом состоянии.

Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страданий не только больным, но и их близким. Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке.

Правильное применение лечебной физической культуры ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности.

Лечебная физическая культура способствует не только улучшению работы пораженного органа, но и оказывает многогранное физиологическое действие.

Под влиянием ЛФК активизируются:

  • дыхание;

  • кровообращение;

  • обмен веществ;

  • улучшается функциональное состояние нервной эндокринной системы;

  • повышается функция мышечной системы.

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений, в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания.

Любому человеку можно подобрать курс ЛФК, подходящий именно ему, будь то в пассивной, или в активной форме.

Используя возможности ЛФК и восстановив с ее помощью до нормального уровня и здоровье, и физические кондиции, можно затем заниматься другими видами физкультуры и даже спорта.






Список использованных источников

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - М.: Просвещение, 2006. - 87 с.

  2. Евсеев Ю. Физическая культура. Учебник для ВУЗов. Феникс. 2008. - 167 с.

  3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007.- 304 с.

  4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте - Москва: Академия, 2005. - 272с.

  5. Колиненко Е.А., Остроушко С.В. Учебное пособие по физ-ре ,2008. - 98 с.

  6. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний - М.; Просвещение, 2007. - 224с.

  7. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009.-180 с.

  8. Попов С.Н., Иванова Н.Л. Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации, 2005, 5-7 с.

  9. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры - Москва: Путь, 2006. - 120 с.

14


© 2010-2022