Как сформировать интерес к физической культуре

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое объединение учителей физической культуры










Как сформировать интерес к физической культуре







Учитель физической культуры:

Сторожева Е.И.










2015г.


Формируя у школьников интерес к занятиям физическими упражнениями, педагогу следует начать с познания теории интереса. Нужно, прежде всего, уяснить, какой психологический механизм лежит в основе интереса. Ведь школьник, занимающийся физической культурой и спортом, с интересом переносит большие функциональные и нервно-психологические напряжения по собственной воле, по собственному желанию, подталкиваемый силой невидимого потока.

Ощущение потока - это внутренняя мотивация школьника, которая является источником интереса. Она возникает тогда, когда требования учителя, цели, задачи, нормативы оказываются для учащихся оптимальной, когда «надо» соответствует «могу». Дело в том, что слишком трудные цели вызывают у занимающихся состояние тревожности, неуверенности в себе, а чрезмерно лёгкие - скуку и равнодушие. Всё это - отрицательные эмоции. Для возникновения же внутренних мотивов и интереса нужны положительные эмоции.

На первом этапе обучения -это 1-4 кл. главная цель- привить любовь к физической культуре и спорту, зажечь интерес к занятиям физическими упражнениями. Им необходимо в основном игровое, сюжетное содержание уроков. У детей младшего школьного возраста есть природная внутренняя мотивация к игровой двигательной деятельности, и на нее следует прежде всего рассчитывать и опираться. Но как развить и поддержать интерес в дальнейшем, ориентируясь на новые учебные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также связи с изменением личности самих школьников.

Для дальнейшего развития интереса к занятиям физической культурой в первую очередь необходимо вдохновение успехом. Оно в наибольшей степени окрыляет школьника, делает его целеустремлённым, настойчивым и трудолюбивым. Важную роль играет и удовлетворение учебно тренировочным процессом в целом: условия занятий, характер упражнений, наличие и качество материальной базы, взаимоотношениями с учителем и одноклассниками. Для целенаправленного формирования интереса учителю необходимы и более глубокие знания о мотивационной сфере учащихся. Мотивация в целом включает в себя смысл занятий, мотивы, цели и эмоции. Смысл занятий связан с общественным и личностным значением уроков для каждого учащегося. Он играет решающую роль в формировании интереса, ученик выбирает соответствующие мотивы занятий. Мотивы бывают разные: 1) социально -значимые (быть здоровым, готовым к труду, выполнению воинского дога.) 2)учебно - познавательные (овладеть новыми приёмами, получить новые знания), 3) результативные (достичь определённого результата, выполнить учебный норматив, норму спортивного разряда, занять высокое место в соревнованиях, попасть в состав сборной команды.) 4). Процессуальный (нравиться заниматься), 5) отметочный (получить хорошую отметку). Мотивы тесно взаимосвязаны. Воздействуя на один, мы затрагиваем другое. Одновременно нет мотивов, «фатально неизбежных» для той или иной возрастной группы учащихся. Поэтому формирование интереса могут осуществляться средствами и методами. Одинаковыми для всех возрастных групп. Как уже было сказано, для формирования интереса нужны прежде всего положительные эмоции. Но нельзя отвергать значение и кратковременной отрицательной эмоции, которые играют роль эмоций напряжения. Успех, достигнутый с преодолением трудностей может вызвать значительно большее удовлетворение, большую радость, нежели быстро и легко достигнутый результат. Но в любом случае должен быть успех, чем младше школьник, тем быстрее он должен ощутить достигнутый успех.

Первичный интерес к занятиям возникает из отдельных, порой кратковременных эмоциональных, смысловых, целевых, результативных и личностных компонентов. Ими могут быть восхищение красивым показом упражнений учителем, желание походить на выдающегося спортсмена, победить соперника на соревнованиях, быть не хуже других. Однако устойчивый- на высшем уровне его развития- интерес к физической культуре и спорту формируется, когда школьник избирает дальнюю перспективу занятий, параллельно намечая ближайшие цели и задачи. Поэтому при формировании интереса к физической культуре мотивация должна быть многоуровневой. Учащимся необходимо разъяснить важность и полезность занятий физической культурой и спортом. Разъяснения учителя будут убедительными, подтверждённые примерами из школьной практики, окружающей жизни. Велика здесь роль семьи. Но в данное время очень часто семья уходит в сторону от этой ответственности. Одному учителю без поддержки родителей и администрации школы не справиться .

Также наличие хорошей материальной базы дает большой толчок к занятиям физической культурой и спортом. Администрация и педколлектив нашей школы с большим пониманием относится к вопросом физического воспитания. Многие учителя сами систематически занимаются физической культурой и участвуя на районных соревнования занимают призовые места, что служит хорошим примером для наших воспитанников. Ежегодно обновляется материальная база школы.

Включение учащихся в соревновательную деятельность особенно эффективно для формирования интереса. Каждый учащийся нашей школы в течение года принимает участие 8-9 общешкольных спортивных мероприятиях, а некоторые даже больше. Регулярно выезжают на районные соревнования. Победители и призёры соревнований поощряются администрацией ценными призами. Стараемся вывозить ребят на открытые первенства, спортивные праздники в другие населённые пункты района и даже за пределы района. Выезжаем на просмотр спортивных мероприятий , где участвуют мастера. Решая вопросы физической культуры, мы не должны ни на минуту упустить из поля зрения вопросы воспитания; ведь только воспитанный человек будет самостоятельно успешно учиться и физически самосовершенствоваться.

© 2010-2022