Рабочая программа по физической культуре, 5 класс

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА


РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 13

от «31» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 4

от «28» августа2015 г.

Зам. директора по НМР

Т.В. Уварова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 151

от «04» сентября 2015г.

Директор

МБОУ «СОШ № 35»

____________М. В. Лебедева

РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

ФК и ОБЖ

МБОУ «СОШ № 35»

Протокол № 1

от «27» августа 2015 г.

Руководитель ШМО

Л.А Емельянова ____________






Рабочая программа

учебного предмета

«Физическая культура»

(базовый уровень)

для учащихся 5В класса

на 2015-2016 учебный год


Предметная область: «Физическая культура »


Разработала:

Емельянова Л.А.,

учитель физической культуры,

I квалификационная категория




Братск, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для учащихся 5 В класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2018 гг., в соответствии с ФГОС ООО.

В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры в зале, с не дооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделу:

гимнастика (упражнения на брусьях, на перекладине).

В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на вариативную часть, раздел гимнастики дополнен акробатикой. На освоение программы данные изменения не влияют.

Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены:

  1. Переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;

  2. Переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

Началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

  1. Результаты обучения на начальной ступени обучения следующие: успеваемость 100%, качество - 90%. Уровень мотивации достаточный соответственно 80%. В основном преобладают ситуативный интерес (средний балл 1,8 - оптимальный уровень). Мотивы «учение по необходимости» (средний балл 1,5), «интерес к учебе» (средний балл 1,5) и «познавательный интерес» находятся на достаточном уровне (средний балл 1,4).

Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

-в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами.

- в формах учебного сотрудничества создать условия для обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).

- в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Цель программы:

формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Содержание программы тесно связано с предметами: биологией, ОБЖ, историей и представлено 5 разделами:

  1. Легкая атлетика;

  2. Спортивные игры: баскетбол, волейбол;

  3. Гимнастика с элементами акробатики;

  4. Лыжная подготовка;

  5. Основы знаний по физической культуре.


Общая характеристика учебного предмета

Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебный предмет "Физическая культура" является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит двигательная (физкультурная) деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.

Образовательная область "Физическая культура" призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования - начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:

  • понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.

  • способы и средства действия не сообщаются в готовом виде - в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.

  • присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  • создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.

В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.

Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:

  • Познавательная деятельность;

  • Игровая деятельность;

  • Рефлексивная деятельность;

  • Спортивная деятельность.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу на основной ступени обучения:

  1. Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.

  3. Создать пространство для проявления инициативных действий.


Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикум.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета "Физическая культура" направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценностьнауки - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков,признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметам обязательной части учебного плана предметной области «Физическая культура».

Согласно учебному плану основного общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету «Физическая культура» в 5-х классах отводится 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 35» на 2015-2016 учебный год.



Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения урока

Тема урока

Виды деятельности

01.09.2015

День знаний


03.09.2015

Правила по Т.Б. на уроках физкультуры. Высокий старт и стартовый разгон. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

07.09.2015

Бег на короткие дистанции:30,60 м. Эстафетный бег. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье.

Познавательная, спортивная

деятельность


08.09.2015

Бег на короткие дистанции:30,60 м. Финиширование. Эстафетный бег. Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма.

Познавательная, спортивная

деятельность


10.09.2015

Эстафетный бег. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками, метанием.

Познавательная, спортивная

деятельность


14.09.2015

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13-15 беговых шагов. Челночный бег. Олимпийские игры древности.

Познавательная, спортивная

деятельность


15.09.2015

Прыжок в длину способом «согнув ноги». Элементы техники. Челночный бег.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

17.09.2015

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13-15 беговых шагов. Совершенствование техники выполнения. Развитие скоростно-силовых качеств.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

21.09.2015

Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 13-15 беговых шагов. Развитие скоростно-силовых качеств. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

22.09.2015

Метание мяча в горизонтальную цель.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

24.09.2015

Метание мяча на дальность с разбега. Элементы техники.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

28.09.2015

Метание мяча на дальность на заданное расстояние с трех шагов разбега. Совершенствование техники выполнения.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

29.09.2015

Метание мяча на дальность. История зарождения олимп. движения в России.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

01.10.2015

ТБ на уроках баскетбола. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Физическое развитие человека.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

05.10.2015

Остановка двумя шагами и прыжком.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

06.10.2015

Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

08.10.2015

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, в тройках, в квадрате, круге).

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

12.10.2015

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. Терминология баскетбола.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

13.10.2015

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. Терминология баскетбола.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

15.10.2015

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

19.10.2015

Ведение мяча с изменением направления движения и скорости.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

20.10.2015

Ведение мяча без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

22.10.2015

Броски мяча в кольцо одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

02.11.2015

Правила по Т.Б. на уроках гимнастики и акробатики. Висы и упоры. М: согнувшись и прогнувшись; Д: смешанные висы; Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки.

Познавательная

деятельность




03.11.2015

Вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы.

Познавательная

деятельность


05.11.2015

Акробатические упражнения: кувырок вперед и назад. Самонаблюдение и самоконтроль.

Познавательная

деятельность


09.11.2015

Акробатические упражнения: кувырок вперед и назад.

Познавательная

деятельность


10.11.2015

Акробатические упражнения: «Мост» из положения лежа на спине.

Познавательная

деятельность


12.11.2015

Акробатические упражнения: «Мост» из положения лежа на спине.

Познавательная

деятельность


16.11.2015

Акробатические упражнения: «Мост» из положения лежа на спине. Стойка на лопатках.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

17.11.2015

Акробатическое соединение из 3-5 элементов. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

19.11.2015

Упражнения на бревне: ходьба, стойки, повороты. Подъем и соскок с бревна.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

23.11.2015

Комбинация из упражнений в равновесии из 3-4 элементов на бревне.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

24.11.2015

Комбинация из упражнений в равновесии из 3-4 элементов на бревне.

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

26.11.2015

Лазанье по канату в 2 приема.

Познавательная

деятельность

30.11.2015

Лазанье по канату в 2 приема

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

01.12.2015

Лазанье по канату на скорость

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

03.12.2015

Лазанье по канату с помощью ног на скорость

Познавательная

деятельность,

игровая деятельность

07.12.2015

Вскок в упор присев и соскок прогнувшись.

Познавательная

деятельность

08.12.2015

Вскок в упор присев и соскок прогнувшись.

Познавательная

деятельность

10.12.2015

Прохождение гимнастической полосы препятствий.

Спортивная деятельность

14.12.2015

ТБ на уроках баскетбола. Индивидуальные тактические действия в нападении. Техника свободного нападения.

Игровая, познавательная деятельность

15.12.2015

Индивидуальные тактические действия в нападении. Нападение быстрым прорывом.

Игровая, познавательная деятельность

17.12.2015

Индивидуальная техника защиты: перехват мяча.

Игровая, познавательная деятельность

21.12.2015

Учебно-тренировочные игры Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Игровая, спортивная деятельность

22.12.2015

Учебно-тренировочная игра в баскетбол.

Игровая, познавательная деятельность

24.12.2015

Учебно-тренировочная игра в баскетбол.

Игровая, спортивная деятельность

11.01.2016

Правила по Т.Б. на уроках волейбола. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед

Игровая, познавательная деятельность

12.01.2016

Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.

Игровая, познавательная деятельность

14.01.2016

Передачи мяча сверху двумя руками в парах на месте. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Игровая, познавательная деятельность

18.01.2016

Передачи мяча двумя руками сверху в парах на месте, с перемещением через сетку

Игровая, познавательная деятельность

19.01.2016

Передачи мяча сверху двумя руками

Игровая, познавательная деятельность

21.01.2016

Прием мяча снизу над собой.

Игровая, познавательная деятельность

25.01.2016

Прием мяча снизу над собой.

Игровая, познавательная деятельность

26.01.2016

Прием мяча снизу над собой.

Игровая, познавательная деятельность

28.01.2016

Прием и передачи мяча через сетку.

Игровая, познавательная деятельность

01.02.2016

Правила по Т.Б. на уроках лыжной подготовки. Требования к одежде. Переноска лыж.

Познавательная

деятельность

02.02.2016

Техника скользящего шага. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности.

Познавательная

деятельность

04.02.2016

Техника скользящего шага.

Познавательная

деятельность

08.02.2016

Техника скользящего шага. Виды лыжного спорта.

Познавательная

деятельность

09.02.2016

Техника попеременного двухшажного хода.

Познавательная

деятельность

11.02.2016

Техника попеременного двухшажного хода.

Познавательная

деятельность

15.02.2016

Техника попеременного двухшажного хода.

Познавательная

деятельность

16.02.2016

Техника одновременного бесшажного хода.

Познавательная деятельность

18.02.2016

Техника одновременного бесшажного хода.

Познавательная деятельность

22.02.2016

Техника одновременного бесшажного хода.

Познавательная деятельность

25.02.2016

Подъём «полуелочкой», торможение «плугом».

Познавательная деятельность

29.02.2016

Подъём «полуелочкой», торможение «плугом».

Познавательная деятельность

01.03.2016

Подъём «полуелочкой», торможение «плугом».

Познавательная деятельность

03.03.2016

Поворот «переступанием» в движении.

Познавательная деятельность

07.03.2016

Поворот «переступанием» в движении.

Познавательная деятельность

10.03.2016

Передвижение на лыжах до 3 км

Спортивная деятельность

14.03.2016

Передвижение на лыжах до 3 км

Спортивная деятельность

15.03.2016

Передвижение на лыжах до 3 км

Спортивная деятельность

17.03.2016

ТБ на уроках волейбола. Нижняя прямая подача.

Познавательная, игровая деятельность

31.03.2016

Нижняя прямая подача.

Познавательная, игровая деятельность

04.04.2016

Нижняя прямая подача.

Познавательная, игровая деятельность

05.04.2016

Прямой нападающий удар (после подбрасывания мяча партнером)

Познавательная, игровая деятельность

07.04.2016

Прямой нападающий удар (после подбрасывания мяча партнером)

Познавательная, игровая деятельность

11.04.2016

Прямой нападающий удар (после подбрасывания мяча партнером)

Познавательная, игровая деятельность

12.04.2016

Прием и передачи мяча через сетку в парах.

Познавательная, игровая деятельность

14.04.2016

Прием и передачи мяча через сетку в парах.

Познавательная, игровая деятельность

18.04.2016

Прием и передачи мяча через сетку в парах.

Познавательная, игровая деятельность

19.04.2016

Прием и передачи мяча в движении.

Познавательная, игровая деятельность

21.04.2016

Прием и передачи мяча в движении.

Познавательная, игровая деятельность

23.04.2016

Прием и передачи мяча в движении.

Познавательная, игровая деятельность

25.04.2016

Двусторонняя игра в волейбол по упрощенным правилам.

Спортивная, игровая деятельность

26.04.2016

Двусторонняя игра в волейбол по упрощенным правилам.

Спортивная, игровая, рефлексивная деятельность

28.04.2016

Правила по Т.Б. на уроках баскетбола. Стойки и перемещения игроков.

Познавательная, игровая деятельность

30.04.2016

Перемещение в стойке приставными шагами боком и спиной вперед.

Познавательная, игровая деятельность

02.05.2016

Остановка двумя шагами и прыжком; Повороты без мяча и с мячом.

Познавательная, игровая деятельность

03.05.2016

Ловля мяча двумя руками и передача мяча на месте.

Познавательная, игровая деятельность

05.05.2016

Ловля мяча двумя руками и передача мяча на месте и в движении без сопротивления защитника.

Познавательная, игровая деятельность

10.05.2016

ТБ на уроках легкой атлетики. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Познавательная, спортивная деятельность

11.05.2016

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Элементы техники.

Познавательная, спортивная деятельность

12.05.2016

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Совершенствование техники выполнения

Познавательная, спортивная деятельность

16.05.2016

Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».

Познавательная, спортивная деятельность

17.05.2016

Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Элементы техники.

Познавательная, спортивная деятельность

19.05.2016

Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Совершенствование техники выполнения.

Познавательная, спортивная деятельность

23.05.2016

Высокий старт и стартовый разгон.

Приемы закаливания.

Познавательная, спортивная деятельность

24.05.2016

Высокий старт и стартовый разгон.

Познавательная, спортивная деятельность

26.05.2016

Высокий старт и стартовый разгон. Эстафетный бег.

Познавательная, спортивная деятельность


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.1. Основы знаний по физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

Приемы закаливания. Воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы тела, длины тела, окружности грудной клетки и других анатомических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

1.2. Легкая атлетика(21 ч)

Техника спринтерского бега. Высокий старт; бег с ускорением; скоростной бег; бег на результат 60м;

Техника длительного бега.

Техника прыжка в длину. Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега;

Техника прыжка в высоту. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

Техника метания мяча в цель и на дальность. Метание теннисного мяча на заданное расстояние, с 4-5 шагов разбега; бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди;

Развитие скоростных способностей. Эстафеты, старты из различных положений.

1.3.Гимнастика с элементами акробатики(18 ч)

Висы и упоры. Вис согнувшись, вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание в висе прямых ног, подтягивание из виса лежа;

Опорные прыжки.

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (5 класс);

Акробатические упражнения.

Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках; (5 класс);

На развитие координационных способностей. Упражнения на гимнастической стенке, на гимнастическом бревне, прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину.

Лазанье. Лазанье по канату.

1.4. Спортивные игры.

Баскетбол(22 ч)

Техника передвижений, остановок, стоек. Стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом вперед, спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.

Ловля и передача мяча. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Техника ведения мяча. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой, с пассивным сопротивлением защитника.

Техника бросков мяча. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника (5-6 классы).

Индивидуальная техника защиты. Вырывание и выбивание мяча (5-6 класс). Тактические действия. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков. Нападение быстрым прорывом.(5-6 классы);

Волейбол ( 23 ч)

Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед.

Техника приема и передач мяча.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой.(5-7);

Техника нижней прямой подачи.

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. (5-6);

Техника прямого нападающего удара.

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. (5-7);

Тактические приемы игры.

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. (5-6);

1.5. Лыжная подготовка(18 ч)

Техника лыжных ходов.

Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход. Подъём «Полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. (5);

В начале и в конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и заносятся в классный журнал (таблица прилагается).

Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах.


Планируемые результаты изучения курса

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • знание истории и географии края;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентовбудут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  2. аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  3. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  4. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  5. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  6. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Обучающийся научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Предметные результаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

В результате изучения курса учащийся будет:

Знать

  • основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

  • психофункциональные особенности собственного организма;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать (навыки)

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30м с высокого старта с опорой на руку, с

6,1

6,3

Силовые

Прыжок в длину с места, см

160

150

Поднимание туловища, лежа на спине руки за головой, кол-во раз

6

8

Выносливость

6-минутный бег, м

1000

850

Передвижение на лыжах 2000м

Без учета времени

Координационные

Челночный бег 3х10м, с

9,3

9,7



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

  1. технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

  2. исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.

  3. технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.


Образовательные пространства реализации программы

Первым образовательным пространством обучения является урок.

Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения конкретной работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся - они начинают осознаваться самим школьником.

И, наконец, практики - «полигон» для опробования найденных учащимися способов действия, необходимое условие их проверки и использования.

По своему месту в учении практики можно разделить на:

а) «готовящие», закладывающие некоторый опыт практического действия для уроков;

б) «порождающие», развитие которых приводит к осознанию противоречия, постановке учебной задачи и выходу класса к системе уроков, дающих новые знания;

в) «результирующие», опирающиеся на найденный на уроках способ действия.

По своей преобладающей направленности практики можно разделить на:

а) практики, направленные на объект;

б) практики взаимодействия (направленность на других людей),

в) практики проживания (направленность на себя).

Возможные виды практик:

  • речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление мини - рассказов и пр.);

  • практика путешествий, описания маршрута движения (маршруты, передвижения по улицам города, району, области) и землеописания (походы: картосхемы, изолинии);

  • первые практики публикаций (стенгазета, общеклассные сборники);

  • календарные практики (точка отсчета времени, будни, праздники, соотнесение года и века, тысячелетия);

  • подготовка докладов.

Третье образовательное пространство - домашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели.Нельзя лишать учащегося желания делать домашние уроки, но надо сделать так, чтобы они не были напрямую связаны с текущим материалом. Необходимо сделать так, чтобы ребенок мог эти задания выполнять тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (с помощью родителей) определять объем и время на эти «уроки», которые он ОБЯЗАТЕЛЬНО предъявит классу, учителю в специально отведенное время (уроки-презентации). Основная цель домашней самостоятельной работы сохранить желание к домашним урокам, заложив основные способы и приемы самостоятельной работы детей в домашних условиях. В ходе такой работы могут быть решены следующие педагогические задачи:

  • совершенствуются приемы планирования учащимися своих действий;

  • формируется потребность к осуществлению самостоятельных контрольных действий;

  • дана возможность ученику право на ошибку, на отсроченный результат, возможность не предъявлять «продукт», если считаешь, что результат не соответствует образцу;

  • созданы условия для формирования самооценки ученика относительно действия, а не личности, взаимооценку, оценку другого (сверстника) по заданным критериям.

Четвертое образовательное пространство - консультация, которая проводится в форме индивидуальных или групповых занятий для ответов на содержательные вопросы учащихся, которые возникают у младших школьников в ходе выполнения их домашней самостоятельной работы.

С целью развития универсальных учебных действий, ключевых (информационно-коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной) компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий. Они выстраиваются на предметном содержании и носят надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций

  • ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД, ключевых компетентностей используются следующие типы задач:

Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.

Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оцениваниезадачи и проекты на проведение теоретического исследования.

Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.

Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.


Рефлексивная деятельность

Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем стал».

В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.

Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. С этой целью применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого используются приемы: «Лестница успеха», «Оценочные линеечки» «Дорога к «5», «4», «3», «2», «Лента правил»,оценочный лист «Мои достижения» и др.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективны приемы: незаконченное предложение, тезис, подбор афоризмов (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю.Приемы анализа субъективного опыта«Синквейн» и «Диаманта», помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Результативность образовательного процесса по данной программепозволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • стартовый контроль:

- входное тестирование;

  • текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • промежуточный контроль:

- тестирование;

- выполнения творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты;

- домашние самостоятельные работы;

  • итоговый контроль:

- итоговое тестирование;

- защита исследовательских и проектных работ;

Способами оценивания результативности обучения являются:

  • пятибалльная система оценки;

  • тестирование;

  • учебные проекты;

  • мониторинг качества знаний;

  • учебные портфолио;

  • критериальное оценивание.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

  • Выполнение контрольно-диагностических срезов;

  • выполнение творческих заданий (создание презентаций по изучаемым темам);

  • проверка уровня овладения изученным материалом;

  • реализация полученных знаний в игровых ситуациях (действия в спортивных играх);

  • создание и выполнение ситуативных комбинаций;

  • ответы на вопросы по теоретическому материалу изучаемой темы.

Контрольно-диагностические срезы

Данные срезы позволяют определить уровень физической подготовленности учащихся. Они направлены на диагностику развития основных физических качеств. Срезы проводятся 2 раза в год: в первой и четвертой четвертях.

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение

(тест)

1.

Скоростные

Бег 30м,60м

Прыжки на скакалке за 1 мин.

2.

Координационные

Челночный бег 3х10м

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с разбега

Прыжок в высоту с разбега

Поднимание туловища из положения лежа

4.

Выносливость

Бег 1000м

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя

6.

Силовые

Подтягивание /вис

Метание набивного мяча

Критерии и нормы оценки деятельности обучающихся

Контрольное упражнение

(тест)

Возраст,

лет

Уровень

Мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1.Бег 30 м

11

5,1

5,2-6,5

6,6

5,2

5,3-6,5

6,6

12

5,2

5,3-5,9

6,0

5,3

5,4-6,0

6,1

13

4,9

5,0-5,9

6,0

5,0

5,1-6,1

6,2

14

4,8

4,9-5,8

5,9

4,9

5,0-6,0

6,1

15

4,5

4,9-5,3

5,5

4,9

5,3-5,8

6,0

2.Бег 60 м

11

10,0

10,1-11,2

11,3

10,4

10,5-11,4

11,5

12

9,7

9,8-10,9

11,0

10,2

10,3-11,4

11,5

13

9,4

9,5-11,0

11,1

9,8

9,9-11,0

11,1

14

9,3

9,4-10,9

11,0

9,7

9,8-10,9

11,0

15

8,8

9,2-9,6

9,8

9,6

9,8-10,3

10,8

3. Бег 1000 м

11

4,45

4,46-6,45

6,46

5,20

5,21-7,20

7,21

12

4,30

4,31-6,30

6,31

5,10

5,11-7,10

7,11

13

4,15

4,16-6,15

6,16

5,00

5,01-7,00

7,01

14

4,05

4,06-6,05

6,06

4,50

4,51-6,50

6,51

15

3,55

3,56-5,55

5,56

4,40

4,41-6,40

6,41

4.Челночный бег 3х10 м

11

8,5

8,8-9,3

9,7

8,9

9,3-9,7

10,1

12

8,3

8,6-9,0

9,3

8,8

9,1-9,6

10,0

13

8,3

8,6-9,0

9,3

8,7

9,0-9,5

10,0

14

8,0

8,3-8,7

9,0

8,6

9,0-9,4

9,9

15

7,7

8,0-8,4

8,6

8,5

8,8-9,3

9,7

5.Прыжок в длину с места

11

195

180-160

140

185

175-150

130

12

200

180-165

145

190

175-155

135

13

205

190-170

150

200

180-160

140

14

210

195-180

160

200

180-160

145

15

220

205-190

175

205

185-165

155

6.Прыжок в длину с разбега

11

340

339-260

259

300

229-220

219

12

360

359-270

269

320

319-231

230

13

380

379-280

279

350

349-240

239

14

420

419-361

360

400

399-291

290

15

420

419-361

360

400

399-291

290

7.Прыжок в высоту с разбега

11

110

100-90

85

105

100-85

80

12

115

110-95

90

110

105-90

85

13

125

120-105

100

115

110-95

90

14

130

129-115

110

120

119-100

95

15

135

134-125

110

125

124-110

100

8. Прыжки через скакалку (за 1 мин)

11

100

90

80

110

100

90

12

105

100

90

120

110

100

13

120

110

100

130

120

110

14

130

120

110

140

130

120

15

135

125

115

145

135

125

9.Наклон вперед из положения сидя

11

11

10-6

5

14

13-6

5

12

12

11-7

6

15

14-7

6

13

12

11-7

6

15

14-7

6

14

13

12-8

7

16

15-8

7

15

14

13-9

8

17

19-9

8

10.Подтягивание / вис

11

8

7-4

3

14

13-6

5

12

9

8-5

3

15

14-7

6

13

10

9-5

3

15

14-7

6

14

11

10-6

4

16

15-8

7

15

12

11-6

5

17

16-9

8

11.Поднимание туловища из положения лежа

11

22

21-12

11

16

15-10

9

12

23

22-13

12

17

16-11

10

13

24

23-14

13

17

16-11

10

14

25

24-15

14

18

17-12

11

15

26

25-16

15

19

18-13

12

12.Метание набивного мяча

11

350

349-320

319

300

299-260

259

12

370

369-340

339

330

329-270

269

13

400

399-370

369

350

349-290

289

14

450

449-390

389

400

399-320

329

15

500

499-420

419

450

449-390

389


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методический комплекс

Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2014;

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2014:

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д

1.3

Авторские рабочие программы по физической культуре

Д

1.4

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.5

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

2.1

Щит баскетбольный игровой

Д

2.2

Щит баскетбольный тренировочный

Г

2.3

Стенка гимнастическая

Г

2.5

Скамейки гимнастические

Г

2.6

Стойки волейбольные

Д

2.7

Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола

Д

2.8

Бревно гимнастическое напольное

Д

2.9

Перекладина гимнастическая пристенная

Д

2.10

Канат для лазания

Д

2.11

Обручи гимнастические

Г

2.12

Комплект матов гимнастических

Г

2.13

Перекладина навесная универсальная

Д

2.14

Набор для подвижных игр

К

2.15

Аптечка медицинская

Д

2.16

Спортивный туризм (палатки, рюкзаки, спальные мешки и др.)

Г

2.17

Стол для настольного тенниса

Д

2.18

Комплект для настольного тенниса

Г

2.19

Мячи футбольные

Г

2.20

Мячи баскетбольные

Г

2.21

Мячи волейбольные

Г

2.22

Сетка волейбольная

Д

2.23

Оборудование полосы препятствий

Д

3

Спортивные залы (кабинеты)

3.1

Спортивный зал игровой (гимнастический)

С раздевалками для мальчиков и девочек

3.2

Кабинет учителя

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

3.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи, контейнеры

4

Пришкольный стадион (площадка)

4.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

4.2

Сектор для прыжков в длину

Д

4.3

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д

4.4

Гимнастический городок

Д

4.5

Полоса препятствий

Д

4.6

Лыжная трасса

Д


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, использованная при подготовке программы

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010;

  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. П.А.Киселев, С.Б.Киселева.- М.: «Глобус» 2009 г.

  4. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы. В.И. Ковалько.-М.: «ВАКО», 2007г

  5. Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год;

  6. Физическая культура. Тестовый контроль. В.И.Лях 5-9 классы. М.:П.,2009г.

  7. Физкультурный паспорт (методическое руководство по тест - программе). А.Н.Тяпин, Ю.П.Пузырь, Л.А.Захаров, В.А.Кабачков. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры, 2008 г.

Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда/ кн. для дополнит, чтения по прогр.«Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. - М.:ГГОО «Валена, 2004. - Ч. 1-3.

  2. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKAPRESS, 2005.

  3. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

  4. Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. - М.: Слово, 2007.

  5. Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. - М.: Аванта+, 2003. - Т. 19. Экология.

  6. Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.: АСТ, 2007.

Интернет-ресурсы

  1. method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса (дата обращения:21.08.15)

  2. fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре (дата обращения:20.08.15)

  3. abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта (дата обращения:20.08.15)

  4. ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни (дата обращения:21.08.15)

  5. school.edu.ru Российский образовательный портал (дата обращения:20.08.15)

  6. portfolio.1september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту (дата обращения:21.08.15).

  7. spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе» (дата обращения:20.08.15)





© 2010-2022