• Преподавателю
  • Физкультура
  • Мастер-класс для учителей физической культуры Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке

Мастер-класс для учителей физической культуры Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке»

Автор: Мазанова С.Н. - учитель физической культуры МБОУ Семьянская средняя школа.

Цель: осознание педагогами необходимости рациональной организации труда учителя и ученика на уроке с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Постановка проблемы:

- Здравствуйте, дорогие коллеги! Рада приветствовать вас в своей Мастерской. Цель нашей сегодняшней встречи состоит в том, чтобы поделиться опытом работы друг с другом по теме «Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке».

Я работаю в школе 15 лет и считаю, что один из самых интересных предметов в школе, это физическая культура - одна из благоприятных форм работы, где ученик развивается духовно, нравственно, физически, то есть гармонично. Главная цель нашего предмета - сохранение и укрепление здоровья учеников. Задача учителя - научить заботиться о своем здоровье. Задача ребенка - научиться пользоваться этими знаниями. А рациональная организация труда учителя и учеников - это одно из направлений работы по формированию и сохранению здорового образа жизни.

Что подразумевается под понятием РОТ? Поиск ответа на этот вопрос является предметом нашей встречи.

(Обсуждение)

Рациональная организация труда учителя и ученика - это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

Работа (учеба) «любой ценой» и на пределе возможностей очень часто заканчивается срывом и физическим, и психическим.

Снижение физиологической и психологической цены обучения, другими словами сохранение здоровья учителя и ученика, и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации труда.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

-рациональная плотность урока;

-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей;

-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Ход рационального урока

  1. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).

  2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут).

  3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут).

  4. Количество видов преподавания (норма: не менее трех).

  5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут).

  6. Наличие и место на уроке таких методов, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действий, выбор способа действий, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, интерактивные приемы, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, воображения, самооценки).

  7. Поза учащихся, чередование позы (учитель наблюдает за посадкой учащихся).

  8. Наличие и место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (норма: на 20 и 35 минутах урока по 1 минуте занятий).

  9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни.

  10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.

  11. Психологический климат на уроке.

- Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

- Наличие эмоциональных разрядок на уроке: поговорка, известное высказывание, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратите внимание на следующее:

  1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75-80%).

  2. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы ( норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для классов компенсирующего развития).

  3. Темп окончания урока:

  4. быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

  5. спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание;

  6. задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене, которая предназначена для отдыха ребенка).


  1. Педагогический поиск.

- Почему же в современной школе возникла проблема здоровьесбережения?

(Варианты ответов участников мастер-класса)

- Во-первых, это одно из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Сохранение и укрепление здоровья школьников

«…Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность…»

- Во-вторых, ФГОС:
«…В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся…».

- В-третьих, и это самое главное, резкое ухудшение здоровья детей.

- И сейчас мы с вами переходим к практической части нашего мастер-класса - составление плана урока с учетом рациональной организации труда учителя и ученика.


  1. Практикум.

- Мы должны разделиться на 4 группа по два человека. Каждая группа должна будет составить план урока по одному из видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, лыжи и спортивные игры.

(участники рассаживаются по два человека, выбрав карточку с видом спорта)

- В помощь вам даю таблички-подсказки, которые помогут составить план занятия.

Факторы урока

Уровни рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рационал-й

Нерационал-й

1

Санитарно-гигиенические условия урока:

  • воздушно-тепловой режим;

  • освещенность;

  • чистота и эстетика кабинета;

  • цветовая гамма кабинета.

Соответствуют нормам СанПИНа

Не соответствуют нормам СанПИНа по одному из факторов.

Несоответствие нормам СанПИНа по нескольким факторам

2

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

3

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

4

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15

Более 15

5

Частота чередования различных видов деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Через 11-15 минут

Через 15-20 минут

6

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

8

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции.

9

Наступление утомления учащихся

Не ранее 40 минут

Не ранее 35-37 минут

До 35 минут

10

Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения

Демократический

Демократический с проблемами организации сотрудничества

Авторитарный попустительский

(Группы работают 10 минут)

- Попрошу каждую группу выступить в течение 2 минут.

4. Рефлексия.

- А сейчас подведем итоги. Для чего же мы должны рационально организовывать работу учителя и ученика на уроке? Я предлагаю сделать это в форме СИНКВЕЙНА. Для этого мы должны подобрать

1. Одно существительное

2. Два прилагательных

3. Три глагола.

4. Фраза, отражающая смысл темы нашего мастер-класса.

5. Синоним

Рациональная организация труда учителя и ученика - это …

(Составляем синквейн)

Например

  1. Работа

  2. Нужная, кропотливая

  3. Помогает, сохраняет, требует

  4. Сохраняет здоровье

  5. Труд

- на этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, он прошел с пользой. Спасибо за внимание!

© 2010-2022