- Преподавателю
- Физкультура
- Мастер-класс для учителей физической культуры Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке
Мастер-класс для учителей физической культуры Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мазанова С.Н. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс
«Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке»
Автор: Мазанова С.Н. - учитель физической культуры МБОУ Семьянская средняя школа.
Цель: осознание педагогами необходимости рациональной организации труда учителя и ученика на уроке с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
-
Постановка проблемы:
- Здравствуйте, дорогие коллеги! Рада приветствовать вас в своей Мастерской. Цель нашей сегодняшней встречи состоит в том, чтобы поделиться опытом работы друг с другом по теме «Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке».
Я работаю в школе 15 лет и считаю, что один из самых интересных предметов в школе, это физическая культура - одна из благоприятных форм работы, где ученик развивается духовно, нравственно, физически, то есть гармонично. Главная цель нашего предмета - сохранение и укрепление здоровья учеников. Задача учителя - научить заботиться о своем здоровье. Задача ребенка - научиться пользоваться этими знаниями. А рациональная организация труда учителя и учеников - это одно из направлений работы по формированию и сохранению здорового образа жизни.
Что подразумевается под понятием РОТ? Поиск ответа на этот вопрос является предметом нашей встречи.
(Обсуждение)
Рациональная организация труда учителя и ученика - это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
Работа (учеба) «любой ценой» и на пределе возможностей очень часто заканчивается срывом и физическим, и психическим.
Снижение физиологической и психологической цены обучения, другими словами сохранение здоровья учителя и ученика, и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации труда.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
-рациональная плотность урока;
-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей;
-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
Ход рационального урока
-
Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
-
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут).
-
Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут).
-
Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
-
Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут).
-
Наличие и место на уроке таких методов, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действий, выбор способа действий, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, интерактивные приемы, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, воображения, самооценки).
-
Поза учащихся, чередование позы (учитель наблюдает за посадкой учащихся).
-
Наличие и место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (норма: на 20 и 35 минутах урока по 1 минуте занятий).
-
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни.
-
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.
-
Психологический климат на уроке.
- Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
- Наличие эмоциональных разрядок на уроке: поговорка, известное высказывание, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратите внимание на следующее:
-
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75-80%).
-
Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы ( норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для классов компенсирующего развития).
-
Темп окончания урока:
-
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
-
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание;
-
задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене, которая предназначена для отдыха ребенка).
-
Педагогический поиск.
- Почему же в современной школе возникла проблема здоровьесбережения?
(Варианты ответов участников мастер-класса)
- Во-первых, это одно из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
Сохранение и укрепление здоровья школьников
«…Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность…»
- Во-вторых, ФГОС:
«…В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
…
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся…».
- В-третьих, и это самое главное, резкое ухудшение здоровья детей.
- И сейчас мы с вами переходим к практической части нашего мастер-класса - составление плана урока с учетом рациональной организации труда учителя и ученика.
-
Практикум.
- Мы должны разделиться на 4 группа по два человека. Каждая группа должна будет составить план урока по одному из видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, лыжи и спортивные игры.
(участники рассаживаются по два человека, выбрав карточку с видом спорта)
- В помощь вам даю таблички-подсказки, которые помогут составить план занятия.
№
Факторы урока
Уровни рациональности урока
Рациональный
Недостаточно рационал-й
Нерационал-й
1
Санитарно-гигиенические условия урока:
-
воздушно-тепловой режим;
-
освещенность;
-
чистота и эстетика кабинета;
-
цветовая гамма кабинета.
Соответствуют нормам СанПИНа
Не соответствуют нормам СанПИНа по одному из факторов.
Несоответствие нормам СанПИНа по нескольким факторам
2
Плотность урока
Не менее 60% и не более 75-80%
85-90%
Более 90%
3
Количество видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2
4
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
11-15
Более 15
5
Частота чередования различных видов деятельности
Смена не позже чем через 7-10 минут
Через 11-15 минут
Через 15-20 минут
6
Количество видов преподавания
Не менее 3-х
2
1
8
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Урок эмоционально индифферентный
Преобладают отрицательные эмоции.
9
Наступление утомления учащихся
Не ранее 40 минут
Не ранее 35-37 минут
До 35 минут
10
Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения
Демократический
Демократический с проблемами организации сотрудничества
Авторитарный попустительский
(Группы работают 10 минут)
- Попрошу каждую группу выступить в течение 2 минут.
4. Рефлексия.
- А сейчас подведем итоги. Для чего же мы должны рационально организовывать работу учителя и ученика на уроке? Я предлагаю сделать это в форме СИНКВЕЙНА. Для этого мы должны подобрать
1. Одно существительное
2. Два прилагательных
3. Три глагола.
4. Фраза, отражающая смысл темы нашего мастер-класса.
5. Синоним
Рациональная организация труда учителя и ученика - это …
(Составляем синквейн)
Например
-
Работа
-
Нужная, кропотливая
-
Помогает, сохраняет, требует
-
Сохраняет здоровье
-
Труд
- на этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, он прошел с пользой. Спасибо за внимание!