Подвижные игры на уроках

Игра - исторический сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения.  Подвижные игры как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика проведения.      Подвижные игры на уроках физической культуры в наибольшем объеме применяются в младших классах. В средних классах используются главным образом подвижные игры с элементами спортивных игр. В старших классах подвижные игры применяют обычно как воспитательное средство, способствующее овладению отдельными приемами техники и тактики той или иной спортивной игры.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Подвижные игры на уроках.


Игра - исторический сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Подвижные игры как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика проведения.

Подвижные игры на уроках физической культуры в наибольшем объеме применяются в младших классах. В средних классах используются главным образом подвижные игры с элементами спортивных игр. В старших классах подвижные игры применяют обычно как воспитательное средство, способствующее овладению отдельными приемами техники и тактики той или иной спортивной игры.

Подвижные игры содействуют решению образовательных задач: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой. С их помощью осуществляется и развитие физических качеств ( быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости), а также морально- волевых, гражданских качеств(смелость, честности, коллективизма и др.). Подвижные игры на уроках способствуют и решению оздоровительных задач. Ведь давно замечено, что игры благотворно влияют на развитие организма детей, способствуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.

Одно из основных педагогических задач - научить детей играть не только под нашим руководством, но и самостоятельно. С этой целью , приступая к играм в I классе, надо обучить детей организованным действиям в игровом коллективе. Это значит, что они должны бегать, не мешая и не толкая других; слышать и видеть сигнал и быстро действовать по сигналу; подчиняться авторитету водящего в игре; следовать правилам игры и т.д. Но и этого мало. Надо , чтобы дети развивали самостоятельность и инициативу, воспитывали в себе смелость и решительность, выдержку и настойчивость.

Во II классе эти задачи дополняются. Нужно научить детей согласовывать свои действия в паре и небольшой группе, проявлять настойчивость в достижении игровой цели. Важно при этом, чтобы ребята помогали руководителю готовить площадку для игры, раздавать инвентарь. Второклассники в игре, кроме того, совершенствуют физические(в основном быстроту и ловкость) и морально-волевые качества, ориентировку в пространстве, координацию движений.

В III классе с помощью подвижных игр учащиеся учатся действовать совместно со всем коллективом, развивают умение оценивать силы товарищей и связи с этим определять свой вклад в общий успех, подчинять личные интересы коллективным. Большое значение в занятиях с учащимися III класса занимают игры на развитие силы и выносливости. Третьеклассники должны также уметь самостоятельно провести изученную игру с помощью преподавателя, а в заключение игры уметь разобрать свои ошибки и ошибки товарищей.

В IV классе педагогические задачи еще более усложняются. Учителю следует развивать у ребят способность объективно распределять товарищей по командам, уметь организовывать действия своей команды, самостоятельно использовать судейские навыки. Продолжается совершенствование физических и морально-волевых качеств, особенное внимание уделяется развитию силы в сочетании с ловкостью и быстротой, ориентировке в сложных условиях. Одновременно начинается овладение элементарными навыками владения мячом, необходимыми для изучения спортивных игр.

Начиная с V класса подвижные игры на уроках используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр, а также совершенствования в технике других разделов учебной программы. Физические и морально-волевые качества продолжают совершенствоваться в играх более сложного содержания, требующих от учащихся более высокого уровня быстроты действий, координированности, силы и выносливости, целеустремленности, распределения внимания и быстроты ориентировки. Продолжается воспитание организаторских и судейских навыков, умения оценивать поведение играющих.

Большинство подвижных игр , используемых на уроках физической культуры, включают весь класс или присутствующих в активные действия, это значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, их нередко применяют для повышения моторной плотности урока. Если, например, в основной части урока школьники занимались на гимнастических снарядах и им долго приходилось ожидать выхода к ним, хорошо дать после этих упражнении подвижную игру высокой интенсивности и включить в нее всех присутствующих на уроке. Примером таких игр могут быть «День и ночь», Наступление», Навстречу сопернику», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу» и др.

Примерный перечень рекомендованных подвижных игр для уроков в I-VII классах. Подвижные игры распределены преимущественного вида действий в каждой игре: бега, прыжков, метаний, сопротивления.

I класс. Спокойные по характеру, подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений, с гимнастическими движениями на ходу и стоя, игры на внимание - «Быстро по местам», «Совушка», «Кто подходил?» и др. Игры с элементами бега «Гуси-лебеди», « Два Мороза»,с использованием малого мяча, простейшие эстафеты.

II класс. Во II классе совершенствуются и усложняются игры первого года обучения и дополняются играми, в которых требуются согласованные действия в парах, в небольших группах. Можно давать эстафеты с непрерывными соревнованиями между командами, на с простыми заданиями.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений - «Быстро шагай», «Запрещенное движение», Часовые».

Игры с элементами бега - «Дай руку», «Ноги на земле», «Вызов номеров», «Прятки».

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча - «Свечи», «Стой», «Мяч среднему», Гонки мячей», «Защита укрепления» и т.п.

III класс. Игры здесь более продолжительны по времени . Одна игра может занять всю основную часть урока, например, "Охотники и утки", "Круговая лапта", "Перестрелки" и др.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений - «Класс смирно!», «Передача мяча в колоннах» и др.

Игры с прыжками - «Удочка», «Прыжок за прыжком», эстафеты с прыжками в длину и в высоту.

Игры с метанием и ловлей мяча - «Охотники и утки», «Защищай товарища», «Не давай мяча водящему», « Перестрелки» и др.

Учащимися в этом возрасте можно давать игры с силовым напряжением - «Бой петухов», «Тяни в круг» и др.

IV класс. В этом классе можно проводить игры командные, с элементами спортивных игр. У них уже повышается интерес к самим выполняемым действиям. Их интересует не только результат, но и качество выполнения того или иного действия. С ростом чувства коллективизма учащиеся все больше стремятся участвовать в играх с выручкой товарищей.

Игры с элементами бега - «Ловля парами», «Салки на одной ноге», «Скакуны», «Наступление».

Игры с прыжками - «Скакуны», «Веревочка под ногами», «Удочка» и др.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча - «Русская лапта», «Город за городом».

Игры с элементами сопротивления в парах и командах - «Перетягивание в парах», « Тяни на булаву», Борьба в квадратах».

V класс. В подвижные игры еще больше включают элементы спортивных игр, гимнастики и легкой атлетики. Повторяются и усложняются игры, изученные в предыдущих классах.

Игры с элементами баскетбола и ручного мяча - «Мяч капитану», «Пионербол», Мяч ловцу», «Борьба за мяч».

Игры с элементами волейбола - «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», « Встречная волейбольная пасовка над сеткой».

Игры с прыжками - командные соревнования в прыжках с прыжках с места в длину: «Челнок» и др.

Игры на лыжах - тренировка ходьбы без палок игровым методом, игра «Лыжники, на места!».

VI класс. Игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передач мяча разными способами в командах, игры типа эстафет и борьба за мяч между командами - «Рывок за мячом», «Борьба за мяч».

Игры с элементами волейбола типа эстафет и с передачами мяча - « Встречная волейбольная пасовка над сеткой», эстафеты с элементами волейбола.

Игры с прыжками, с элементами сопротивления в парах и группами.

Игры на лыжах. Закрепление изученных способов передвижения на лыжах игровым методом, например игра «По следам».

VII класс. Подвижные игры могут быть использованы на уроках как подготовительные к той или иной спортивной игре, как средство закрепления отдельных приемов и навыков.

Игры с элементами баскетбола и ручного мяча - «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки».

Игры с элементами волейбола - «Пасовка волейболистов», « По наземной мишени» и др.

Игры с элементами футбола - «Мяч головой и ногой через сетку», «Эстафеты с ведением мяча ногой» и др.

Игры с сопротивлением - «Выталкивание из круга», «Перетягивание каната», «Колесо».

Игры на лыжах - дополнительно к изученным ранее «Сороконожка на лыжах» и др.

VIII-XI классах место подвижных игр почти полностью занимают спортивные. Подвижные игры могут быть использованы на уроках с целью разминки , поднятия эмоционального тонуса, а также для закрепления пройденных приемов техники и тактики той или другой спортивной игры игровым методом с охватом всего класса.



© 2010-2022