Духовно-нравственное воспитание через формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.Г. Черкащенко

МОУ ДОД «ГорДЮЦ»

Духовно-нравственное воспитание через формирование

у дошкольников навыков здорового образа жизни


В настоящее время в нашей стране сохраняется обстановка, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Это не могло не отразиться на духовном и нравственном здоровье человека, прежде всего подрастающего. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

Считается, что гарантом духовного здоровья человека должна быть его собственная семья. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, по результатам анкетирования, они испытывают затруднения в формировании навыков здорового образа жизни, так им не хватает педагогических знаний и порой времени. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима совместная работа педагогов и родителей.

Духовно-нравственное здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его физического здоровья, что обуславливает в целом здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка, концептуальными идеями которого являются:

1. Понимание здоровья человека как единства здоровья тела, психического и духовно-нравственного состояния.

2. Осознание необходимости личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.

3. Принятие взрослыми (педагогами и родителями) идеи: только здоровый в полном понимании этого слова взрослый может воспитать здорового ребенка. Поэтому необходима серьезная работа по изменению самих себя, т. е. переориентация на здоровый образ жизни, духовно-нравственные ценности.

5. Глубокое понимание, что именно родители являются первыми и главными воспитателями своего ребенка, основными "архитекторами" его здоровья.

Для реализации идей была поставлена следующая цель - создание эффективной системы сохранения, укрепления и формирования здорового образа жизни детей (физического, психического социального и духовно-нравственного) на основе взаимодействия с родителями.

Понимание здоровья как интегрального свойства человека, как состояния полного физического, психического, социального благополучия, а не только - отсутствие болезней, побудило нас спроектировать педагогическую деятельность по обеспечению социально-эмоционального и духовно-нравственного благополучия детей. Именно поэтому воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ осуществляется в ДОУ по следующим основным направлениям:

  • Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

  • Развитие представлений о строении собственного тела, его особенностях и назначении органов;

  • Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

  • Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

  • Формирование представлений об окружающей среде;

  • Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

  • Развитие потребности родителей ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Данные направления реализуются с учетом возраста детей, в рамках перспективного планирования. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих дошкольников.

Одним из важных условий воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие специальной обучающей программы, которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. С этой целью во всех возрастных группах внедряются парциальные программы Н.Н. Авдеевой «Безопасность» и С.А. Козловой «Я - человек», которые особое внимание уделяют валеологическому образованию дошкольников. Познавательные занятия «Я забочусь о своем здоровье» непосредственно направлены на формирование культуры здоровья дошкольников и безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях. Кроме этого, в ДОУ разработаны авторские программы, направленные на оздоровление и сохранение здоровья всех воспитанников, начиная с младшего возраста: «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста 3-7 лет по физическому воспитанию с элементами лыжного спорта» и «Программа по физическому воспитания с использованием профилактическо - оздоровительных методов».

Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников в каждой возрастной группе широко используются нетрадиционные формы оздоровления, включающие в себя элементы дыхательной, глазодвигательной и пальчиковой гимнастик, релаксации, самомассажа, танцтерапии, упражнений на укрепление осанки, профилактику плоскостопия, психогимнастику, являющимися элементами современного направления - педагогики оздоровления. Благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. У детей формируются полезные привычки, которые закладываются в процессе их организованной физической активности, во многом определяющие становление черт характера и стимулирующие интерес к здоровому образу жизни.

Для эффективной работы в этом направлении были созданы необходимые условия: оборудованы физкультурный и музыкальный залы, спортплощадка. Родители совместно с детьми помогают в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования, а также в оформлении и благоустройстве участков на улице.

Благодаря четко организованной работе по преемственности мы смогли выстроить совместную деятельность педагогов средней образовательной школы № 16, ДЮСШ № 1 и ДОУ. Совместные посещения школьного стадиона, спортивного зала, организация секции спортивной аэробики помогают детям быстрее адаптироваться при поступлении в школу, а совместные спортивные праздники с привлечением родителей «Зимняя олимпиада», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Страна Светофория» и др. - помогают выстроить систему детско-родительского сообщества.

В 2007-2008 учебном году коллектив детского сада являлся участником Российского конкурса социально значимых проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, охраны здоровья населения и окружающей среды «Здоровье-дело каждого». Цель данного проекта, разработанного ОГОО «Дар»: разработка и внедрение системы межведомственного взаимодействия по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в подготовке молодежи к семейной жизни и родительству. В рамках данного проекта было решено много вопросов, связанных с повышением уровня педагогической грамотности родителей и педагогов.

С целью синхронизации оздоровительного режима в семье и ДОУ неоднократно проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме: конференция «Здоровье ребенка - в ваших руках», круглый стол «В семье растет дошкольник», работает семейный клуб «Успешные родители». Медицинский Вниманию родителей были предложены комплексы утренней гимнастики на выходные дни «Солнышко», «Стрекоза», «Я лечу в космос» и другие.

Традиционными в нашем детском саду являются спортивные праздники и развлечения детей с родителями, которые не только демонстрируют уровень физического развития участников, но и способствуют эмоциональному и социальному становлению личности воспитанников. Организовываются беседы, занятия, викторины. Дети, совместно с родителями участвуют в ежегодном конкурсе рисунков «Дети рисуют спорт», проводится выставка фотографий «Спортивная семья», соревнования и спортивные праздники "Папа, мама, я - спортивная семья!", «Всей семьей на старт», «Стартуют все». Подобран материал и оформлен в презентационные альбомы с фотолетописью экскурсий, спортивных мероприятий. Подобраны и систематизированы загадки, пословицы, поговорки, четверостишия, кроссворды, отражающие здоровый образ жизни.

Итогом планомерной, систематической работы по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни явилось активное участие дошколят и их родителей в соревнованиях различного уровня по зимним и летним видам спорта «Веселый малыш», дартсу, «01 спешит на помощь», где наши воспитанники регулярно занимают призовые места. Данные мероприятия помогают сформировать у ребят желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, чувство коллективизма, сопереживания и радости за товарища. Нами отмечено, что к концу дошкольного возраста происходит увеличение количества детей, у которых выработана привычка в самостоятельном применении оздоровительных физических упражнений.

Таким образом, при целенаправленном воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни полезных привычек, соответствующей мотивации занятий физкультурой, создании оптимального двигательного режима в течение дня отношение дошкольников к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Одновременно с этим происходит духовно-нравственное развитие личности каждого воспитанника, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, миру в целом.



© 2010-2022