Опыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт учителя физического воспитания в ускоренном оздоровлении учащихсяОпыт школы-гимназии №5 в ускоренном оздоровлении учащихся.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

В результате длительных, многолетних экспериментов в гимназии сложилась продуктивная система восстановления утраченных сил и развития здоровья учащихся, которые в нашей гимназии имеют высокую интеллектуальную нагрузку на уроках разных специалистов-педагогов и нуждаются в быстром и эффективном восстановлении сил.

Трёх уроков физического воспитания в неделю для этого явно недостаточно. Кроме того, занятия в спортзале и на спортплощадке посреди города, в несвежей атмосфере, для учащихся не так полезны и интересны, как за городом, в лесах или в горах.

Там дети поневоле развивают свою любознательность в освоении своей Родины, знакомятся с дикой природой, растениями и животными. Вместе с классными руководителями, родителями мы пошли на развитие внеурочной работы с детьми.

Известно, что важным условием гармоничного развития организма подростка является достаточная двигательная активность. В настоящее время ввиду значительной учебной нагрузки в школе, занятости учащихся музыкой, чтением, иностранными языками, продолжительных просмотров телевизионных передач и работой за компьютером, у большинства школьников, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом, отмечается недостаточная двигательная активность - гипокинезия.

Учитывая, что в последние годы гипокинезия учащихся приобретает всё большее распространение (сужен диапазон функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, общей устойчивости организма к простуде), понятно, что наша школа уже много лет подряд имеет высокий рейтинг в городе и республике по олимпиадам.

Только при систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу органов и систем человеческого организма. В этом ,главным образом, и заключается положительное влияние занятий физкультурой как одного из мощных факторов укрепления здоровья, улучшения физического развития, повышение работоспособности и формирование жизненно необходимых умений и навыков подростка. Чем шире диапазон физических упражнений и длительнее стаж занятий, тем ярче проявляется их положительное влияние.

Правильный двигательный режим благотворно влияет на состояние крови: увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина (особенно при занятиях на открытом воздухе). Многие факты свидетельствуют о том, что физические нагрузки способствуют также усилению активности гормональной системы.

Широко известна роль физкультуры в повышении естественных защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Наблюдения за молодыми физкультурниками показали, что систематические занятия повышают устойчивость организма к холоду и различным перегрузкам.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Напряжённая умственная деятельность также невозможна без движения. Вот учащийся сел и задумался над сложной задачей, и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате, так ему легче думать. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга.

У школьников с высокими показателями физического развития и подготовленности умственная работоспособность более устойчива , а аналитико-синтетическая деятельность центральной нервной системы значительно выше.

У физически тренированных подростков отмечается повышение интенсивности и концентрации внимания. Также такие школьники отличаются лучшей памятью, более высокой успеваемостью.

Приведённых примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной работы головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным предметам.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, приносят бодрость, хорошее настроение. Поэтому понятно, почему молодёжь, познавая «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.

Большая ценность физических упражнений состоит ещё и в том, что ,занимаясь ими, подросток не только укрепляет своё здоровье, получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает целый ряд положительных как двигательных, так и моральных качеств. К первым относятся : сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость; ко вторым - смелость, настойчивость, честность, дисциплинированность. Приобретаются также гигиенические знания и навыки.

В процессе занятий физкультурой и спортом развивается способность человека совершать движения с большей ловкостью, координированно и в то же время экономно. При этом развиваются не только органы дыхания, движения и кровообращения, но и деятельность высших отделов центральной нервной системы.

Наряду с традиционными элементами физической культуры в быту, распространение могут получить оздоровительный бег, пешеходные прогулки, путешествия в выходные дни и каникулы, планомерная подготовка и участие в туристических соревнованиях.

Большую пользу и радость школьникам приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Не только оздоровительное, но и воспитательное, и образовательное значение таких семейных путешествий немалое, если проводить их с определёнными целевыми установками, например, связать с занятиями по туризму, показать подросткам способы ориентирования, преодоления в пути различных препятствий.

Методика походов и прогулок

Такие прогулки за город желательно проводить в течение всего года. Важно заблаговременно выбрать место для загородных поездок. Оно не должно быть рядом с крупными населёнными пунктами, промышленными предприятиями, транспортными магистралями. Современные средства транспорта позволяют в течение часа или больше добраться до сельской местности или прямо с автобуса попасть на лоно природы.

Нельзя допускать, чтобы прогулки и экскурсии за город переутомляли ребят. Лёгкая, приятная усталость быстро проходит и только способствует физическому развитию и укреплению здоровья. Но такие признаки как побледнение, вялость, общее недомогание, головная боль или головокружение, свидетельствуют о перегрузке.

Для походов лучше выбирать такие места, где возможно проведение в пути разнообразных физических упражнений и неутомительных игр. Физические упражнения и подвижные игры следует проводить с постепенным возрастанием их трудности.

Подростки должны научиться ходить размашистым, пружинящим шагом со свободной работой рук, передвигаясь с равномерной скоростью. Во время походов можно устраивать специальные «учебные» переходы «походным» шагом. Взрослым нужно наблюдать за осанкой ребят, постараться отучать их от привычки смотреть при ходьбе себе под ноги.

Ребята могут упражняться в видах ходьбы. Это полезно и вместе с тем вносит разнообразие в пешие походы. Например, пройти за низкими кустами , нагнувшись так, чтобы не было заметно идущего; пройти 20-30 метров, сделав наименьшее число шагов; пройти за взрослым по рыхлому грунту «след в след»; пройти с закрытыми глазами босиком по тропинке, не сходя с неё; пройти по кочкам (камни гладкие и не совсем заросшие травой); пройти по бревну и не соскользнуть (бревно на траве).

По пути можно поупражняться в самых различных прыжках. Не следует отговаривать подростков от намерения перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т.д. Следить надо только за тем, чтобы всё это было в меру, а сами упражнения не представляли бы опасности.

В лесу у дерева можно проделать немало полезных упражнений, развивающих ловкость и силу. Вот одно из них: достать в прыжке с разбега вверх рукой или головой высоко расположенную ветку дерева, отталкиваясь одной или двумя ногами.

Можно провести разнообразные простейшие упражнения в метании: попасть шишкой в дерево, бросить дольше шишку вдоль тропинки, перекинуть палку через дерево, суметь бросить плоский камешек по поверхности воды так, чтобы он несколько раз подпрыгнул. Эти и подобные им незатейливые упражнения развивают ловкость, координацию движений, глазомер, сноровку.

Юные физкультурники могут упражняться в лазании на откосы различной крутизны и по разным направлениям, на ветвистые деревья, чтобы не выдавать себя качанием веток. Лазание развивает физическую силу, решительность, смелость и самообладание. В пути можно без труда пройти высохшее русло речки, но лучше переправиться через него по бревну. Переход по бревну - удобный случай для упражнений в равновесии. Следует показать подросткам, какими способами лучше передвигаться по узкой доске, как расходиться при встрече на бревне, сохраняя устойчивость, выгоднее переносить различную поклажу.

А сколько возможностей для физического совершенствования представляют зимой катания на санках. Это доступно людям любого возраста. Чистый морозный воздух полезен всем. Он очищает лёгкие и закаливает организм. Любители зимнего катания отличаются невосприимчивостью к простудным заболеваниям. У них повышается работоспособность. Если этим заняться с детьми дошкольного возраста, то потом это у них переходит в привычку, которая остаётся на всю жизнь.

Путешествия, походы, экскурсии стали одним их любимых видов активного отдыха учащихся нашей школы-гимназии. Это объясняется тем, что туризм отличается многообразием средств для восстановления и развития физических и духовных сил человека, способен удовлетворить культурные запросы учеников самых разных возрастов. Длительное пребывание на свежем воздухе, активное движение, физические нагрузки, положительные эмоции - всё это благотворно сказывается на здоровье, а значит и на учёбе.

Правильно организованный и хорошо проведённый туристический поход или экскурсия обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование учеников, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу.

В результате такой работы:

  1. учащиеся нашей гимназии уже много лет занимают призовые места по пешеходному туризму.

  2. уровень успеваемости стабильно высокий - наши выпускники, которые активно занимались туризмом, учились и учатся в ведущих ВУЗах Украины и России (Бубенчиков Андрей, Москва, МГУ ; Саган Полина, Москва, МГУ; Бащук Пётр, Санкт-Петербург, университет; Ганин Антон, Санкт-Петербург, университет; Трушин Максим, Харьков, ХАИ; Рябинин Лев -лауреат международных конкурсов, пианист; Шаповалов Вячеслав, Ростов, университет; Тищенко Татьяна - участник Всероссийского конкурса «Отечество», КДЧ МАН; Макушева Татьяна - призёр республиканской олимпиады по краеведению; Моисеенко Любовь - разработала историко-краеведческую тропу по массиву Тепе-Оба; и многие, многие другие)

  3. служба в армии и отзывы командиров - Свидлов Дмитрий, Рассковский Евгений, Бондаревский Владимир;

  4. успешно после выпуска работает, так как физически здоров - Евсеев Андрей (директор музея древностей)

  5. семьи учащихся следуют советам школы по оздоровлению детей - Азаровы Елена и Андрей и их дети Георгий и Алина, Кузьмины Юрий и Татьяна и их дочь Руслана, Тарасовы Александр и Ирина и их дети Елена и Иван и многие, многие другие.

Одной из форм развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся являются походы и экскурсии по родному краю. На карте представлены основные маршруты, освоенные учащимися нашей школы-гимназии.

Результатом такой деятельности являются научные и поисковые работы школьников: «Партизанское движение в юго-восточном Крыму).

На фото подъём на Берлюк по местам партизанских боёв.

Привал на переходе от Верхнего Кок-Аюна на Кок-Таш (Синий камень).

Нижний Кок-Аюн по местам крымских партизан.

Воронское озеро возле села Ворон.

Много автобусно-пешеходных экскурсий совершили учащиеся по родному Крыму.

Караби. Каменное море ! Традиционно привлекает туристов.

А вот мы на водопаде у Большого Каньона. «Серебристый дождь».



Что может быть прекрасней вида с Караби на долину ?

Заход солнца на фоне мыса Хамелеон.

Большой интерес у ребят вызывают зимние походы выходного дня. И нет ничего чудесней, чем катание на санках на Ангарском перевале. А катаемся не только на санках, но и на клеёнках, и на пластике.

А кто не был в зоопарке в Ялте, очень советуем там побывать. Необыкновенное, сказочное зрелище.

В походы и экскурсии у нас ходят не только старшеклассники, но и малыши, учащиеся 1-3 классов. Это мы дружной «семейкой» в Старом Крыму на поляне Десантников.

А это там же, но уже выехали вместе «папа, мама, я - спортивная туристическая семья».

Знания по туртехнике нам тоже пригодятся. Отработка навесной переправы в Старом Крыму.

А это уже Закарпатье - переход через холодную, даже летом, горную речку.

Вся работа по проведению экскурсий и походов в выходные дни способствует приобщению учащихся к занятиям физической культурой, воспитывает любовь к родному краю. Знания, почерпнутые в походах по родному краю, учащиеся используют при защите мановских работ, в краеведческих олимпиадах. Утробина Ольга заняла первое место, Лойко Сергей - третье место на краеведческой олимпиаде. Уже много лет наша школа-гимназия держит первые места на туристических слётах.





© 2010-2022