Рабочая программа внеурочной деятельности по Баскетболу

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Гимназия №1 городского округа Сухой Лог















ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО БАСКЕТБОЛУ













составитель: Верховых Е.А.,

учитель физической культуры



г.Сухой Лог, 2014г.

Содержание

I. Пояснительная записка………..……………………………………..…………3

II. Организационно-методические указания…………………………..…….…….6

III. Средства и методы, применяемые на занятиях по баскетболу……….……...8

IV. Контрольно-переводные нормативы (аттестация обучающихся)…………..10

V. Программный материал по практической и теоретической подготовке…….11

VI. Календарно-тематическое планирование…………………………………….14

VII. Список литературы…………………………………………………………….29



















I. Пояснительная записка

Рабочая программа по баскетболу для обучающихся 8-11 классов, составлена в соответствии следующих нормативных документов:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (с изменениями и дополнениями).

  2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р (с изменениями и дополнениями).

  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 271 (с изменениями и дополнениями).

  6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».

  9. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

  10. Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ" ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО);

11. Распоряжения Губернатора Свердловской области от 21 июля 2014 г. N 188-РГ "О поэтапном внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Свердловской области"

12. Областной закон «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области» от 19 декабря 1997 г. № 78-ОЗ (с изменениями и дополнениями).

Цель современного образования: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель НОО: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умения сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; дальнейшее

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цель основного общего образования - становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Цель МАОУ Гимназия № 1: создание современной информационно-образовательной среды, способствующей развитию индивидуальных способностей обучающихся через доступность и качество реализуемых образовательных услуг в условиях пилотного введения ФГОС основного общего и среднего общего образования.

Задачи:

  • совершенствование педагогической деятельности по реализации идей духовно-нравственного развития и воспитания и формированию универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности;

  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности, применяя педагогические технологии, формы, методы и приемы образовательной деятельности, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

  • Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

  • Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:

  • а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

  • б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;

  • в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

  • г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

  • д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Цель программы: углублённое изучение спортивной игры баскетбол.

Задачи:

- Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям и к здоровому образу жизни;

- Сохранение и укрепление здоровья ;

- Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности.

II. Организационно-методические указания


Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений для обучающихся 5-11 классов.

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.

Каждое занятие имеет свое содержание и форму. Содержание составляет активная практическая деятельность обучающихся, направленная на физическое совершенствование и выражающаяся в выполнении физических упражнений. При проведении учебно-тренировочных занятиях всегда учитываются индивидуальные особенности личности каждого обучающегося, поэтому предлагаемые физические упражнения носят дифференцированный характер.

Во время занятий необходим постоянный контроль физического и функционального состояния обучающихся во избежание перенагрузки. Поэтому, применяются следующие виды контроля:

1.предварительный контроль проводится в начале учебного года для изучения состава обучающихся. Для этого устанавливается состояние их здоровья, определяется физические и другие виды подготовленности, выявляется их готовность к предстоящим занятиям.

2. оперативный контроль предназначен для определения тренировочного эффекта в рамках отдельного занятия по критерию состояния организма занимающихся. Этот вид контроля применяется для оперативного регулирования динамики нагрузки.

3. текущий контроль используется для изучения реакции организма на нагрузку после занятия и позволяет определить восстановление работоспособности занимающихся. Результаты этого контроля дают возможность корректировать нагрузку для последующих занятий.

Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительная часть, основная часть и заключительная часть.

Подготовительная часть. Задача подготовительной части - подготовка организма занимающихся к предстоящему занятию. Привести функциональные системы в оптимальное рабочее состояние (ЧСС, сердечнососудистая, дыхательная системы, артериальное давление, активизация нервной системы, повышение мышечного тонуса и др.).

Основная часть, самая большая. В основной части решаются главные задачи занятия: образовательная, обучающая, воспитательная. Во время объяснения нового материала используются различные методы: словесный, наглядный, практический.

Словесный метод включает в себя рассказ, объяснение материала.

Наглядный метод включает в себя показ объясняемого материала.

Практический метод включает в себя практическое выполнение объясняемого материала. Здесь применяется метод упражнения: повторный, переменный, комбинированный; игровой и соревновательный методы. Наиболее большое место уделяется игровому и соревновательному методам (в виде различных эстафет, веселых стартов, ролевых игр и т.д.).

Заключительная часть. Задача заключительной части это восстановление всех систем организма в исходное состояние (в начале занятия), упражнения на расслабление мышц, упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, подведение итогов занятия.

ПРИМЕРНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ (БЛАГОПРИЯТНЫЕ) ПЕРИОДЫ

РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост


+

+

+

+

Мышечная масса


+

+

+

+

Быстрота

+

+

+


Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

+

Сила


+

+

+

Выносливость(аэробные возможности)

+

+

+


+

+

+

Анаэробные возможности

+

+

+

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+


Координационные возможности

+

+

+

+


Равновесие

+

+

+

+

+

+

+









III. Средства и методы, применяемые

на занятиях по баскетболу.


Средства, применяемые на занятиях по баскетболу.

Основным средством, применяемое на занятии является физическое упражнение. А именно:

  • общеразвивающие, акробатические упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, перекладина), упражнения в равновесии, беге, лазании, ориентировании в пространстве, прыжковые упражнения и другие. Эту группу упражнений необходимо применять для формирования у обучающихся правильной осанки, комплексного развития физических качеств, формирования жизненно важных умений и навыков.

  • Подвижные игры и эстафеты (с бегом и прыжками, с предметами). Их применение значительно усиливает развитие координационных способностей, если подвижные игры и эстафеты все время изменяются, и привыкание к их содержанию не наступает. Эти средства усиливают эмоциональный фон занятия и требуют наличия строгой дозировки.


Основные методы физической подготовки:

- игровой метод (проведение подвижных игр и игровых упражнений);

- соревновательный метод (эстафеты, выполнение контрольных нормативов по ОФП);

  • повторный метод (развитие координационных, скоростных, силовых способностей и гибкости).

Методы организации деятельности учащихся:

Фронтальный метод - предусматривает одинаковые задания для всех обучающихся, выполнение заданий под общим руководством тренера-преподавателя;

  • Поточный метод - применение метода необходимо, если выполняется упражнение на гимнастических скамейках, стенках, перекладине, а учащиеся выполняют его один за другим (потоком).

  • Индивидуальный метод - предусматривает персональные задания для обучающихся, которые выполняются самостоятельно.

  • Круговой метод (круговая тренировка) - характеризуется тем, что каждый обучающийся (обычно в составе группы из 3-4 человек) выполняет определенное количество различных упражнений, последовательно переходя с одной станции на другую (по кругу). Такой метод применяется для комплексного развития физических качеств.

Формирование универсальных учебных действий

УУД

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знания о физической культуре

Личностные, коммуникативные

• рассматривать физическую культуру как явление культуры;

• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

• определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками;

• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Личностные. коммуникативные, регулятивные

• использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.

Физическое совершенствование

Личностные

• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности;

• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.







IV. Контрольно-переводные нормативы

Передачи и броски мяча.

№ п/п

Контрольные упражнения

Возраст

11

12

13

1.

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).

20

22

23

2.

5 штрафных бросков (попаданий).

2

2

3

3.

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).

6

7

8


Уровень результатов работы по программе:

Приобретение социальных знаний (первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия (третий уровень)

Занятия в секции, овладение техникой игры в баскетбол


Участие в школьных спортивных соревнованиях, месячниках


Организация соревнований по баскетболу для учащихся начальной школы, судейство на соревнованиях

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Способы проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного и городского масштабов.




V. Программный материал по практической и теоретической подготовке


Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.

Развитие баскетбола в России.

История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

Соблюдение санитарно - гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.

Общая и специальная физическая подготовка.

Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.

Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.

Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.

Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков - «заслону в движении».

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Основы техники и тактики игры

Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.

Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Система зонной защиты 2 - 3, 2 - 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.

Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков - «сдвоенному заслону».

Сущность и назначение планирования, и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.

Контрольные игры и соревнования

Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.

Тестирование

История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Принципы организации обучения

  1. Принцип доступности и индивидуализации

  2. Принцип постепенности

  3. Принцип систематичности и последовательности

  4. Принцип сознательности и активности

  5. Принцип наглядности

Материально-техническое обеспечение занятий

Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:


  1. Щиты тренировочные с кольцами -2шт.

2. Мячи баскетбольные - 20 шт.

3. Насос ручной со штуцером - 2 шт;









Список литературы


  1. «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»

  2. «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984

  3. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001

  4. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.

  5. «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,

  6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000

  7. «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»

  8. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008

  9. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007





Литература для детей и родителей

  1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.

  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Просвещение, 1973. - С.79-81.

  3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ. культуры . -1996.

  4. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.

13

© 2010-2022