Рабочая программа по физической культуре Настольный теннис

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Основы спортивной тренировки

Для направления подготовки «Педагогическое образование» 050100.62

профиль «Физическая культура»



Составлена в соответствии с ФГОС ВПО

Разработана преподавателем Тезиевой А.А.















Владикавказ 2014 г.



Пояснительная записка


Настоящая программа дисциплины «Основы спортивной тренировки» составлена в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования по подготовке бакалавра по направлению 050100.62»Физическая культура».


Основы спортивной тренировки

1. Цель дисциплины: научить студентов основам педагогического мастерства спортивной тренировки, выявлять проблематику теоретико-методической основы тренировки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы спортивной тренировки» относится к дисциплинам по выбору студента из вариативной части профессионального цикла (БЗ.В.ДВ.14.1) и находится в тесной взаимосвязи со следующими дисциплинами ООП по направлению подготовки 050.100.62 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура»: «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», «Спортивная медицина», «Физиология физического воспитания и спорта», «Психология физического воспитания и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и др., изучение которых вооружает студента системой знаний о профессиональной деятельности в физической культуре и спорте. В рамках этих дисциплин рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, таких, как её оздоровительная направленность, формирование положительных личностных качеств в процессе физического воспитания и т.д. Изучение дисциплины начинается на 3 курсе 6 семестр.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Основы спортивной тренировки» у студентов формируются следующие общекультурные (ОК), профессиональные компетенции (ПК).

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3).

В результате освоения дисциплины обучающихся должен знать:

- особенности содержания и организации спортивной тренировки;

- основы спортивной тренировки;

- закономерности педагогического процесса;

- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;

уметь:

- организовывать процесс тренировки;

- анализировать, планировать, оценивать тренировочный процесс;

- осуществлять в ходе тренировки воспитательную работу с учащимися;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль своей работы, уметь её представить;

владеть:

- методикой обучения техники и тактики в избранных видах спорта и умению изменить её с учётом возраста, пола занимающихся, уровней их физического развития и физической подготовленности;

- методами и организацией комплексного (внешнего и индивидуального) контроля при занятиях спортом, особенностями изменений происходящих в организме под воздействием нагрузок и способами оказания доврачебной помощи при экстремальных случаях.

Учебная дисциплина «Основы спортивной тренировки» относится к блоку дисциплин ОПД. В 02. Изучает собственносоревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом.

Данный курс рассчитан на изучение эффективных средств для совершенствования человека, для преобразования его духовной и физической природы в соответствии с запросами общества, изучения действенных факторов воспитания и самовоспитания в процессе спортивной тренировки.

Изучение основ спортивной тренировки призвано повысить уровень профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта. Будущие тренеры должны иметь полное представление о том, что по мере роста достижений воспитанник оказывается включённым в процесс не только физического, но и нравственного, эстетического, умственного, трудового, патриотического воспитания.

Изучение курса основ спортивной тренировки даёт широкое представление о том, что педагогическое значение спорта чрезвычайно велико, повышает теоретический уровень знаний в данной области.

Перед курсом «Основы спортивной тренировки» стоят следующие задачи:

- раскрыть значение, роль и место спортивной тренировки в процессе физического воспитания;

- способствовать формированию научного подхода в процессе спортивной тренировки;

- прививать любовь к благородной профессии педагога-тренера;

- овладеть специальными знаниями в области теории и методики спортивной тренировки;

В области учебно-воспитательной деятельности:

- использовать полученные знания в грамотном построении подготовки спортсмена к предстоящей соревновательной деятельности для достижения наивысших результатов;

В области научно-методической деятельности:

-развивать навыки научного исследования (подготовка к семинарским занятиям выступление перед аудиторией, поиск и упорядочивание новой информации); собственной деятельности с целью её совершенствования.

Место дисциплины в системе подготовки специалистов определяется её воспитательной и образовательной значимостью: в процессе спортивной тренировки осуществляется не только обучение, но и воспитание, которое имеет исключительное значение как в формировании личности, так и в решении практических задач.

Образовательное значение курса связанно с содержанием и методикой педагогических требований с тем, что круг теоретических идей не только расширяет кругозор будущих специалистов в области физической культуры и спорта, но и помогает лучше познать свою профессию и непосредственно подготавливает к практической деятельности.

Освоение данного курса предполагает следующие формы учебной работы:

- обязательные теоретические занятия, самостоятельная работа студентов

- учебно-исследовательская работа студентов;

- практические занятия.

Контроль знаний осуществляется посредством;

- контрольных работ;

- тестирования;

- самостоятельных работ (написание рефератов).












Объем дисциплины и виды учебной работы

3-4 курсы (заочники)

Виды учебной деятельности

Всего часов

Из них в интерактивной форме

Семестры

VI

VII

Аудиторные занятия (всего)

18


6

12

Из них:




Лекции (НУС)

6


4

2

Практические занятия

8


2

6

Зачёты

4



4

Лабораторная работа





Контроль самостоятельной работы





Самостоятельная работа (всего)

54


30

24

В том числе:





Курсовой проект





Реферат





Другие виды 94

самостоятельной

работы

54


30

24

Вид промежуточной к.р.

аттестации (зачет,

экзамен)





Общая трудоемкость Ll(()

час : /, Л //

зач. ед.

72


36

36















Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины

Наименование модуля

ОЗО (Бз-Ф3, Бз-Ф4)

л.з.

п.з

с.р

Модуль 1. Сущность и значение спорта.

1

Общая характеристика спорта. Основы теории соревновательной деятельности.

0,5


3

2

Основы теории подготовки спортсмена.

0,5


3

Модуль 2. Задачи, содержание, средства и методы спортивной тренировки.

3

Общая характеристика системы подготовки спортсмена.

1


8

4

Средства и методы спортивной тренировки.

1

1

8

5

Разделы и стороны подготовки спортсмена.

1

1

8

Модуль 3. Основные педагогические закономерности спортивной тренировки.

6

Соотношение закономерности и принципов спортивной тренировки.


1

3

7

Направленность к максимуму достижений.


1

3

8

Принципы спортивной тренировки.

0,5

1

3

Модуль 4. Построение спортивной тренировки.

9

Общая характеристика структуры спортивной тренировки.

0,5


3

10

Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки.

0,5

1

3

Модуль 5. Особенности спортивной тренировки в детском и юношеском возрасте.

11

Особенности реализации принципов спортивной тренировки в юношеском возрасте.


1

3

12

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов.

0,5


3

13

Основы теории и методики спортивного отбора.


1

3















Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция-изложение, лекция-объяснение.

Использование традиционных технологий обеспечивает формирование когнитивного (знаниевого) компонента профессиональных компетенций будущего педагога.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: проблемная лекция, лекция-визуализация. При проведении практических занятий используются: контрольные диктанты, сообщения, тестирование, семинары.

Структура и содержание дисциплины


Наименование модуля

Содержание

Формиру

емые компетен ции(ОК, ПК)

Модуль 1. Сущность и значение спорта.

1.

Общая характеристика спорта. Основы теории соревновательной деятельности.

ПК-7

ОК-1

2.

Основы теории подготовки спортсмена.

ОПК-1 ОПК-4

Модуль 2. Задачи, содержание, средства и методы спортивной тренировки.

3.

Общая характеристика системы подготовки спортсмена.

ПК-7

ОПК-1

ОК-3

4.

Средства и методы спортивной тренировки.

ОПК-1 ОПК-4

ОК-1

5.

Разделы и стороны подготовки спортсмена.

ПК-7

ОПК-1

ОК-3

Модуль 3. Основные педагогические закономерности спортивной тренировки.

6.

Соотношение закономерности и принципов спортивной тренировки.

ОК-1

ПК-7

ПК-3

7.

Направленность к максимуму достижений.

ОПК-1 ОПК-4

8.

Принципы спортивной тренировки.

ОПК-1 ОПК-4

ПК-7

Модуль 4. Построение спортивной тренировки.

9.

Общая характеристика структуры спортивной тренировки.

ПК-7

ОПК-1

ОПК-4

ПК-3

10.

Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки.

ОПК-1 ОПК-4

ПК-7

Модуль 5. Особенности спортивной тренировки в детском и юношеском возрасте.

11.

Особенности реализации принципов спортивной тренировки в юношеском возрасте.

ОПК-4

ОПК-1

ПК-7

ПК-3

12.

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов.

ПК-7

ОПК-1

ОПК-4

ОК-1

13.

Основы теории и методики спортивного отбора.

ОПК-4

ПК-7

ПК-3

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

по итогам освоения дисциплины


Оценка качества освоения дисциплины включает промежуточную аттестацию обучающихся.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

Программа самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов включает в себя разнообразную деятельность.

Виды СРС:

- проработка материала лекции, подготовка к контрольному диктанту;

- подготовка аннотации (аннотирование);

- подготовка реферата (реферирование);

- подготовка контрольной работы (аналитическая деятельность);

- подготовка вопросов / доклада к семинару;

- написание эссе;

- решение педагогических задач;

- по одной теме может быть несколько видов СРС.

Содержание СРС:


1.Контрольный диктант. Студент перерабатывает содержание лекций, дополняет и расширяет представление, углубляет знание через соответствующие разделы учебников, первоисточников.

В начале каждой лекции 5-7 мин. посвящается контролю усвоения понятий, идей, умения сопоставлять, аргументировать, осуществлять перенос.

2.Контрольная работа

3.Аннотация видеоматериала.

4.Реферат.


Структура содержания самостоятельной работы студентов для Бз-Ф3, Бз-Ф4.





Наименование раздела, тема самостоятельной работы

Кол. час

Содержание работы

Дополнительная литература

Форма контроля

1.

Общая характеристика спорта. Основы теории соревновательной деятельности.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.

Текст конспекта

2.

Основы теории подготовки спортсмена.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

3.

Общая характеристика системы подготовки спортсмена.

8

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.

Текст конспекта

4.

Средства и методы спортивной тренировки.

8

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

5.

Разделы и стороны подготовки спортсмена.

8

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

6.

Соотношение закономерности и принципов спортивной тренировки.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

7.

Направленность к максимуму достижений.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.

Текст конспекта

8.

Принципы спортивной тренировки.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

9.

Общая характеристика структуры спортивной тренировки.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

10.

Характеристика отдельных компонентов структуры спортивной тренировки.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

11.

Особенности реализации принципов спортивной тренировки в юношеском возрасте.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

12.

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

13.

Основы теории и методики спортивного отбора.

3

Задания к СРС:

Составьте конспект по теме.

Учебники.


Текст конспекта

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания, Учебник, М., Просвещение, 1990.

  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, Учебник, М., ФИС, 1991.

  3. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. физ. культ./Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

  4. Иванова А.С. Теория и методика физического воспитания, Учебник, Физкультура и спорт, М., 1969.

Дополнительная литература:

  1. Проведение физкультурной работы среди контингента послевузовского обучения, Учебно-методическое пособие, под общ. ред. Дудова В.А., М., Изд-во РАГС, 2004.

  2. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта, Махачкала, Издательство «Юпитер», 2002.

  3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь, Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, М., АО «Аспект Пресс», 1995.

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованные аудитории;

- технические средства обеспечения (магнитофон);

- аудио и видеоаппаратура;

- учебник;

-учебные пособия;

-дидактическое сопровождение дисциплины;

-интерактивная доска.



© 2010-2022