Программа дополнительного образования детей. Волейбол в школе

Секция «Волейбол в школе» носит спортивно-оздоровительную направленность Занятие группы рассчитано на 1 год, она рассчитана для учащихся 5-10 классов (возраст 10-16 лет) 2раза в неделю по 2ч. занятия (всего 136 часов); время проведения занятий, вторая половина учебного дня. На современном этапе перестройки образования одной из наиболее актуальных проблем является оптимизация физического воспитания учащихся, т.к. именно здесь закладывается фундамент физического здоровья человека, являющегос...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кубянская средняя общеобразовательная школа»

Атнинского района Республики Татарстан




«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «28» августа 2014 года

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР____________

от «29» августа 2014 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кубянская СОШ»

__________________________

Приказ № 65,П.4.

от «29» августа 2014 года





ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«Волейбол в школе»


возраст обучающихся 10 - 16 лет


срок реализации 1 год







Автор составитель:

Зарипов Булат Абдулович,

учитель физкультуры высшей

квалификационной категории














с.Кубян

2014г.








Пояснительная записка.

Секция «Волейбол в школе» носит спортивно-оздоровительную направленность

Занятие группы рассчитано на 1 год, она рассчитана для учащихся 5-10 классов (возраст 10-16 лет) 2раза в неделю по 2ч. занятия (всего 136 часов); время проведения занятий, вторая половина учебного дня. На современном этапе перестройки образования одной из наиболее актуальных проблем является оптимизация физического воспитания учащихся, т.к. именно здесь закладывается фундамент физического здоровья человека, являющегося основой его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Доказано, что уроки физической культуры удовлетворяют ежедневную потребность школьника в движении на 10-12% от требуемой.

Поэтому необходимо за счет спортивных секций и кружков увеличить двигательный режим детей. Ведь именно в этот школьный период жизни человека физические упражнения оказывают самое благотворное влияние на организм человека.

Секция «Волейбол в школе» носит спортивно-оздоровительную направленность.

Цель занятий:

-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической

культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,

пропаганда ЗОЖ.

-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;

-обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;

- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение

необходимых

волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления

на районных соревнованиях,

Задача занятий:

-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;

-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;

-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;

-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту

движений, скоростно-силовые качества, выносливость.

- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,

дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои

физические и духовные силы,

-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,

настойчивость;

- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в

себе, а иногда и боязнь.

Занятия секции «Волейбол в школе» (мальчики) проводятся в спортивном зале школы 2 раза в неделю по 2 часа (всего 136 часов в год).

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Основной принцип работы кружка по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителями кружка совместно с занимающимися.

В кружок принимаются дети, имеющие разрешение родителей и допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.

Подведение итогов: анализ результатов выступления команды на районных соревнованиях.

Занятия по волей болу должны носить учебно-тренировочную направленность.

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора- общественника.

С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.

Ожидаемые результаты работы:

- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;

- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);

- учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;

- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;

- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;

- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях,

таблицу учёта результатов;

- участвуют в спартакиаде школы по волейболу;

- комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников;

- выполнение начальных спортивных разрядов.

Учебно-тематический план.




№ п/п




Наименование темы



кол-во часов

Из них

теоретичес-кие занятия

практичес-кие занятия

1.


3.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.

Основы методики обучения в волейболе

Правила соревнований, их организация и проведение

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики игры

Контрольные игры и соревнования

Контрольные испытания

1


1


30

5

68

16

14

1

1


2


1

2

2

8







20

4

50

10

10

1

Итого:

136

16

120


Содержание программы.

Теоретические занятия - 16 (часов)

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).


Практические занятия - 120 часов


Общая физическая подготовка.

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-совершенствование навыков естественных видов движений;

-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения.

-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

-Упражнения для туловища и шеи.

-Упражнения для мышц ног и таза.

Акробатические упражнения.

Легкоатлетические упражнения.

- Бег.

- Прыжки.

- Метания.

Спортивные игры.

Подвижные игры:

Ходьба на лыжах..


Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий

Подвижные игры:

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.


Практические занятия по технике нападения.

Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары: -






Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

Действия с мячом. Приём мяча:

Блокирование


Практические занятия по тактике нападения.

Индивидуальные действия.

Групповые действия.

Командные действия.


Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.


Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.


Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35


5,0

7,5

4,9

11,2

170

45


6,0

9,5


Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площади

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

4

3

3

8

3



Материально-техническое оснащение занятий.

Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная

2. Стойки волейбольные

3. Гимнастическая стенка

4. Гимнастические скамейки

5. Гимнастические маты

6. Скакалки

7. Мячи набивные

8. Гантели различной массы

9. Мячи волейбольные

10. Рулетка










Тематическое планирование занятий кружка по волейболу.

Общее количество часов - 136

1

Задачи за этот год. Правила игры, расстановки.

Задачи за этот год. Правила игры, расстановки.

2

Общая физическая подготовка.

Прыжковые упражнения.

3

Техническая подготовка.

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

4

Общая физическая подготовка.

Прыжковые упражнения.

5

Тактика нападения.

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

6

Специальная физическая подготовка.

Контрольные игры и испытания.

7

Тактика нападения.

Атакующий удар после передачи.

8

Тактика защиты.

Одиночный, коллективный блок.

Общая физическая подготовка.

Упражнения со скакалками и мячами.

9

Тактика защиты.

Одиночный, коллективный блок.

10

Специальная физическая подготовка.

Контрольные игры и испытания.

11

Тактика нападения.

Атакующий удар после передачи.

12

Общая физическая подготовка.

Упражнения со скакалками и мячами.

13

Техника нападения.

Атака после паса назад.

14

Тактика нападения.

Атака после паса назад.

15

Тактика нападения.

Атака в условиях прессинга.

16

Тактика нападения.

Подача, пас снизу, передача и атака.

17

Тактика нападения.

Подача, пас снизу, передача и атака.

18

Техника нападения.

Верхняя подача.

19

Тактика защиты.

Прием подачи в правой и левой задних зонах.

20

Общая физическая подготовка.

Упражнения со скакалками и мячами.

21

Техническая подготовка.

Нацеленная подача

22

Тактическая подготовка.

Передача сверху.

23

Техника защиты и нападения.

Игра на скидку в пределах линии атаки.

24

Техника защиты и нападения.

Игра на скидку в пределах линии атаки.

25

Специальная физическая подготовка.

Подъем мяча в падении

25

Техника защиты и нападения.

Подъем мяча в падении

27

Техника защиты и нападения.

Подъем мяча в падении

28

Техника защиты.

Игра «На подачах-вся команда».

29-30

Техника защиты.

Передача безадресного мяча.

31-32

Техническая подготовка.

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

33-34

Техническая подготовка.

Передача -перемещение- передача.

35-36

Общая физическая подготовка.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

37-38

Техническая подготовка.

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

39-40

Специальная физическая подготовка.

Прием с кувырком.

41-42

Общая физическая подготовка.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

43-44

Техническая подготовка.

Пас из неудобного положения.

45-46

Техническая подготовка.

Прием, пас предплечьями, пас-связка, атака и отбивание.

47-48

Тактическая подготовка.

Прием, пас предплечьями, пас-связка, атака и отбивание.

49-50

Тактическая подготовка.

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

51-52

Тактическая подготовка.

Подача, пас предплечьями, «связка»

53-54

Тактическая подготовка.

Игра "Кому принимать подачу?"

55-56

Техническая подготовка.

Одиночный, коллективный блок.

57-58

Тактическая подготовка.

Верхняя подача.

59-60

Тактическая подготовка.

Одиночный, коллективный блок.

61-62

Тактическая подготовка.

Блокирование на выносливость.

63-64

Техническая подготовка.

Атакующий удар в разных позициях после приема мяча.

65-66

Техническая подготовка.

Защита 2-1-3.

67-68

Техническая подготовка.

Отражение скидки: левый нападающий атакует.

69-70

Тактическая подготовка.

Отражение скидки: правый нападающий атакует.

71-72

Тактическая подготовка.

Отражение атакующих ударов по линии: правый защитник.

73-74

Техническая подготовка.

Верхняя подача.

75-76

Тактическая подготовка.

Отражение атакующих ударов по линии: левой защитник.

77-78

Техническая подготовка.

Пас из неудобного положения.

79-80

Техника атакующего удара.

Атака и контратака.

81-82

Общая физическая подготовка.

Блокирование на выносливость.

83-84

Техническая подготовка.

Атака и контратака.

85-86

Тактика защиты.

Проход связующего и прикрытие сзади справа.

87-88

Техническая подготовка

Прием подачи и атака.

89-90

Тактическая подготовка

Прием подачи и атака.

91-92

Тактика защиты.

Проход связующего и прикрытие сзади справа.

93-94

Тактика защиты.

Проход связующего и прикрытие сзади справа.

95-96

Тактика защиты.

Прикрыть и отразить.

97-98

Тактическая подготовка.

Связующий атакует вторым касанием.

99 -100

Тактика защиты.

Защита 2-4.

101-102

Тактика защиты.

Защита в шесть игроков.

103-104

Тактика защиты.

Прием силовой атаки.

105-106

Тактика защиты.

Прием силовой атаки.

107-108

Тактика защиты.

Прикрытие от скидок через площадку.

109-110

Техническая подготовка.

Короткий пас.

111-112

Техническая подготовка.

Короткий пас.

113-114

Тактическая подготовка.

Прикрытие от скидок через площадку.

115-116

Специальная физическая подготовка.

Блокирование на выносливость.

117-118

Тактическая подготовка

Игра волейбол с заданием.

119-120

Тактическая подготовка

Связующий принимает, а правый нападающий выполняет связку.

121-122

Тактическая подготовка

Игра"Кому принимать подачу"

123-124

Тактическая подготовка

Пас из неудобного положения.

125-126

Общая физическая подготовка.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

127-128

Тактическая подготовка

Связующий принимает, а правый нападающий выполняет связку.

129-130

Тактическая подготовка

Атака и контратака.

131-132

Тактическая подготовка

Атака и контратака.

133-134

Тактическая подготовка

Игра волейбол с заданием.

135-136

Тактическая подготовка

Игра в волейбол. Подведение итогов


Список литературы.


  1. Абрамов Э.Н., Бобкова Л.Г. Разработка рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура»: Методические рекомендации. - Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2006г.

  2. Абрамов Э.Н. Оценка по физической культуре: нормативно-правовые и организационные аспекты: Методические рекомендации. Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2005г..

  3. Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с.

  4. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2005. - 72 с.

  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов институтов физкультуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

  6. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. - метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. - М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. - 626 с.

  7. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного урока физической культуры /2009г..

  8. Примерные программы по учебному предмету федерального базисного учебного плана «Физическая культура» /2009г.

  9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физической культуре/2004г.


© 2010-2022