Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста

Данная разработка является итоговой аттестационной (дипломной) работой по итогам обучения в Алтайской  государственной педагогической академии. Защищена с оценкой "хорошо". В работе представлены материалы исследований, проведенных мною в течение многих лет работы учителем физической культуры и - по совместительству - тренером филиала ДЮСШ. Итоги исследований подтверждают поставленные рабочие гипотезы о влиянии подвижных игр на физическое развитие младших школьников. Данная работа может быть испо...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [13].

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [13].

Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки [7,13,15].

Сложившаяся в республике за последние годы экологическая ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников средних классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].

Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми [6,17].

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной [13].

Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся [6,10,11,17] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.

Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Практическая значимость: разработана методика занятий подвижными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствующая развитию их физических качеств. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности [4].

Анализ научно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования [10].

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [3,12,18].

За последние годы подвижные все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде [18]. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.

1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов

Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее - шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [1,6].

К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 [11,14].

У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет - 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений [17].

Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц [7,21].

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более пластичными.

1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов

Многочисленные исследования специалистов [5, 10, 16, 22] показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.

Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост [22]. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Многие специалисты [5, 10, 20] показывают, что развитие двигательных качеств - одна из центральных задач физического воспитания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс качеств. Часто очень трудно определить, какое качество является ведущим при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более боле правильного отражения явлений действительности введены понятия комплексных качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, "взрывная" сила и т.д.

Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества [22].

Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.

Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств [3, 16]. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по воспитанию двигательных качеств. Однако единого мнения по вопросу какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание нет. Ряд авторов [5, 22] отдают предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям детей.

Другие авторы [16, 20] считают, что более высокий прирост результатов бывает при комплексном воспитании основных физических качеств.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.

1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре

Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей делятся на три группы:

Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.

Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.

Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам [11, 12, 19, 21], с точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений:

I. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр.

II. Игры с особенностями взаимосвязи участников.

III. Группы игр с особенностями организации и содержания.

Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.

Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников Е.М. Геллер [9] предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков:

1. Двигательной активности участников.

2. Организации играющих.

3. Преимущественно проявления двигательных качеств.

4. Преимущественного вида движений.

Исходя из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из рассмотренных нами классификаций в большей степени привлекло внимание классификации В.Г. Яковлева [22], Е.М. Геллера [10].

Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств в процессе занятий по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.

Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования - обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов.

Задачи исследования:

  • с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения подвижных игр учащимися младших классов.

  • разработать экспериментальную методику занятий подвижными играми различной направленности во внеурочное время у учащихся 5-х классов.

  • экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.

2.2. Методы исследования

При проведении эксперимента применялись следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы;

  2. Тестирование физической подготовленности;

  3. Педагогический эксперимент;

  4. Методы математической статистики.

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижными играми на уроках физической культуры у учащихся младших классов. Анализ литературы представил влияние подвижных игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижных игр учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности учащихся младших классов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижные игры.

Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.

2.2.2. Тестирование физической подготовленности

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

  1. Общая выносливость (бег 1000 м, сек). Выполняется с высокого старта на беговой дорожке или ровной местности, на резиновом или асфальтовом покрытии. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до секунды.

  2. Прыгучесть (прыжок в длину с места, см). Выполняется от линии отталкивания двумя ногами одновременно с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от линии отталкивания до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предоставляется три попытки.

  3. Силовые способности (сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание), количество раз). исходное положение - упор лежа на полу. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью предмета высотой не более 5 см, не нарушая прямой линии тела, а разгибание производится до полного выпрямления рук при сохранении прямой линии тела. Дается одна попытка. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек. Фиксируется количество отжиманий при условии правильного выполнения упражнения.

  4. Активная гибкость (наклон вперед из положения "сидя", см). На полу обозначается центровая и перпендикулярная линии. Участник, сидя на полу, ступнями ног касается центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см., руки вперед, ладони вниз. Выполняется три наклона вперед, на четвертом фиксируется результат касания и фиксации ( не менее 2-х сек.) кончиков пальцев на перпендикулярной мерной линии. Сгибание ног в коленях не допускается.

  5. Скоростно - силовые способности (подъем туловища из положения "лежа на спине", количество раз). Исходное положение - лежа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены при помощи партнера по команде. Фиксируется количество выполненных упражнений, до касания локтями коленей, в одной попытке за 30 сек.

  6. Скоростные способности (бег на 30 м, сек). Проводится на беговой дорожке или ровной местности, на резиновом или асфальтовом покрытии (старт произвольный).

2.2.3. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент был проведен на базе средней школы в период с 01.10.2014 г. по 01.04.2015 г. В нем приняли участие ученики 5-го класса общеобразовательной школы. Сущность педагогического эксперимента заключалась в экспериментальном обосновании эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. Было сформировано две экспериментальные группы (Г-1 (занятия подвижными играми на секции волейбола) и Г-2 (занятия подвижными играми на секции самбо)) и КГ-3 (занятия на уроках физической культуры). В эксперименте доказывалась эффективность занятий подвижными играми у учащихся младших классов.

2.2.4. Методы математической статистики.

Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывалась оценка уровня физической подготовленности (УФП) каждого учащегося и ОУФП группы.

Оценка уровня физической Оценка

подготовленности

от 0.61 и свыше Супер

от 0.21 до 0.60 Отлично

от -0.20 до 0.20 Хорошо

от -0.60 до -0.21 Удовлетворительно

от -1.00 до -0.61 Неудовлетворительно

от -1.01 и ниже Опасная зона

Вычисление уровня физической подготовленности (УФП) участника "Президентских состязаний" в каждом виде упражнения (кроме бега 1000 м.):

УФП = (результат показанный - нормативный) : нормативный результат (Н)

участником (Р) результат (Н)

УФП = (нормативный рез.(Н) - показанный рез.(Р)) : нормативный результат (Н) (в беге на 1000 м)

Нормативный результат взят из возрастных оценочных нормативов из таблицы для возраста 11 лет. ( 24, с.4, 10).

2.3.Организация исследования

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В нем приняли участие учащиеся младшего школьного возраста (5 класс).

Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных уроков и внеурочных занятий - контрольное тестирование.

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.

На втором этапе исследования - проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов, подтверждение рабочей гипотезы исследования. Были сформированы 3 опытные группы: из них 2 экспериментальные (Г-1 и Г-2) и 1 контрольная (КГ-3) группы.

Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания в школе для учащихся 5-х классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на секции волейбола.

Разработанная экспериментальная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе тренировок учащихся экспериментальных групп (Г-1 и Г-2). В контрольной группе данная методика не проводилась с целью определения эффективности разработанной нами экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся, а также ее экспериментального обоснования. Подвижные игры подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся. Разработанная экспериментальная методика включалась в тренировочный процесс два раза в неделю (понедельник, среда).

Учащиеся Г-2 занимаются в ДЮСШ (группа НП-1) три раза в неделю у тренера Куликова В.М. В методике тренировок он на первом году обучения (чтобы привлечь и закрепить у учащихся интерес к занятиям самбо) использует игровой метод.

В группе Г-1 также первый год обучения волейболу и я разработал подводящие упражнения для волейбола только в игровой форме. (Приложение 1).

В конце педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной группы были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с целью обоснования экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности у учащихся младших классов.

Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, я исходил из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому мною была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

На основании педагогических наблюдений мною были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества.

Отбирая игры, я стремился не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования

Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп неоднороден в представленных показателях физического состояния. Наблюдалось преимущество в группах Г-1 и Г-2 по ряду показателей физической подготовленности. Проведя более детальный анализ достоверности межгрупповых различий в представленных в таблице 1 сочетаниях было выявлено, что по некоторым показателям физического состояния отмечались достоверно значимые различия (таблица 1).

Результаты межгрупповых различий в сочетании Г-1 и Г2 : КГ-3 показали, что достоверно значимые отличия наблюдались в силовых способностях (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз) (УФП соответственно 0.16, 0.40 и -0.37), где превалировала Г-2; и подъем туловища (УФП соответственно 0.60, 0.67 и 0.29) где превалировали Г-1 и Г-2.

Следует отметить, что УФП (наклон туловища вперед из положения сидя) очень низкий во всех трех группах (УФП соответственно -0.70, -0.71 и -0.75), т.е. друг от друга значительно не отличается.

3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов

Прирост представленных показателей физической подготовленности состояния за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия в занятиях подвижными играми. На протяжении всего исследования, изменения изучаемых показателей у детей экспериментальных групп имели положительную динамику (таблицы 1, 2, 3).







Таблица № 1 2014 г.


фамилия, имя

возраст

бег 30 м

(сек)

отжимание в упоре лежа

(раз)

прыжок в длину с места (см)

подъем туловища за 30 сек (раз)

наклон туловища вперед (см)

бег 1000 м

(сек)


ОУФП


ОУФП

группы


ОУФП

класса

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

Первая группа секция "Волейбол"

1.

Морева Ольга

11 лет

5.8

0.09

7

-0.41

160

0.05

20

0.25

5

-0.50

408

-0.31

-0.14




+0.01


2.

Новицкая Ирина

11 лет

5.4

0.16

18

0.50

175

0.15

28

0.75

3

-0.70

301

0.03

0.15

3.

Павлова Дарья

11 лет

5.3

0.17

20

0.67

160

0.05

26

0.63

6

-0.40

318

-0.02

0.18

4.

Климова Юлия

11 лет

5.6

0.12

16

0.33

160

0.05

25

0.56

-13

-2.30

300

0.04

-0.20

5.

Тарасова Наташа

11 лет

5.5

0.14

10

-0.16

155

0.02

29

0.81

3

-0.70

291

0.06

0.03



0.14


0.16


0.06


0.60


-0.92


-0.04


Вторая группа секция "Самбо"

1.

Кузьмин Виктор

11 лет

5.2

0.10

38

0.81

170

0.04

28

0.65

-2

-1.25

303

-0.13

0.04


0.05


2.

Хомяков Яков

11 лет

5.1

0.12

31

0.48

175

0.07

32

0.88

-1

-1.12

302

-0.12

0.05

3.

Бобров Артем

11 лет

5.5

0.05

19

-0.10

155

-0.05

25

0.47

10

0.25

314

-0.17

0.07



0.09


0.40


0.02


0.67


-0.71


-0.14


Третья группа : урок физической культуры

1.

Бобров Толя

11 лет

5.7

0.02

16

-0.23

165

0.01

27

0.58

10

0.25

381

-0.42

0.04




-0.22


2.

Гречко Тимофей

11 лет

5.9

-0.02

11

-0.48

155

-0.04

18

0.06

-8

-2.0

384

-0.43

-0.48

3.

Глущенко Полина

11 лет

5.4

0.15

12

0

155

0.02

18

0.13

6

-0.40

408

-0.31

-0.07

4.

Суслова Алина

11 лет

6.1

0.05

4

-0.67

140

-0.07

18

0.13

8

-0.20

401

-0.30

-0.18

5.

Тарасов Вова

11 лет

5.8

0

10

-0.53

140

-0.14

24

0.41

-5

-1.50

506

-0.88

-0.44

6.

Шевченко Максим

11 лет

5.8

0

14

-0.33

155

-0.04

24

0.41

3

-0.63

391

-0.46

-0.18



0.03


-0.37


-0.04


0.29


-0.75


-0.47



-0.08


Таблица № 2 2015 г.


фамилия, имя

возраст

бег 30 м

(сек)

отжимание в упоре лежа

(раз)

прыжок в длину с места (см)

подъем туловища за 30 сек (раз)

наклон туловища вперед (см)

бег 1000 м

(сек)


ОУФП


ОУФП

группы


ОУФП

класса

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

рез-т

УФП

Первая группа секция "Волейбол"

1.

Морева Ольга

11 лет

5.6

0.12

10

-0.16

175

0.15

21

0.31

5

-0.50

324

-0.04

-0.02




+0.12


2.

Новицкая Ирина

11 лет

5.1

0.20

21

0.43

190

0.25

35

1.18

4

-0.60

254

0.18

0.27

3.

Павлова Дарья

11 лет

5.2

0.18

24

1.0

170

0.12

27

0.69

7

-0.30

301

0.03

0.28

4.

Климова Юлия

11 лет

5.6

0.12

22

0.83

170

0.12

28

0.75

-12

-2.2

304

0.02

-0.06

5.

Тарасова Наташа

11 лет

5.3

0.17

14

0.16

165

0.09

30

0.88

4

-0.60

287

0.07

0.12



0.16


0.45


0.15


0.76


-0.84


0.05


Вторая группа секция "Самбо"

1.

Кузьмин Виктор

11 лет

5.0

0.14

50

1.38

170

0.04

28

0.65

0

-1.0

253

0.06

0.21


0.15


2.

Хомяков Яков

11 лет

5.1

0.12

39

0.85

180

0.10

34

1.0

0

-1.0

249

0.07

0.19

3.

Бобров Артем

11 лет

5.6

0.03

25

0.19

155

-0.05

24

0.41

8

0

316

-0.17

0.07



0.09


0.81


0.03


0.69


-0.67


-0.01


Третья группа : урок физической культуры

1.

Бобров Толя

11 лет

5.8

0

19

-0.10

165

0.01

30

0.76

11

0.37

376

-0.40

0.11




-0.15


2.

Гречко Тимофей

11 лет

5.6

0.03

10

-0.52

155

-0.04

21

0.24

-7

-1.87

309

-0.15

-0.38

3.

Глущенко Полина

11 лет

5.5

0.14

16

0.33

165

0.09

20

0.25

6

-0.40

378

-0.21

0.03

4.

Суслова Алина

11 лет

6.0

0.06

5

-0.58

140

-0.07

20

0.25

8

-0.20

408

-0.31

-0.14

5.

Тарасов Вова

11 лет

5.8

0

8

-0.61

140

-0.14

27

0.59

-6

-1.75

474

-0.76

-0.44

6.

Шевченко Максим

11 лет

5.6

0.03

16

-0.23

160

-0.01

27

0.59

4

-0.50

371

-0.38

-0.08



0.04


-0.29


-0.03


0.29


-0.72


-0.36



+0.01


Таблица № 3



Группа

бег 30 м

(сек)

отжимание в упоре лежа

(раз)

прыжок в длину с места (см)

подъем туловища за 30 сек (раз)

наклон туловища вперед (см)

бег 1000 м

(сек)


ОУФП


+ / -

к.2014

УФП

УФП

УФП

УФП

УФП

УФП


2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015



1.


1 группа

секция "Волейбол"



0.14



0.16



0.16



0.45



0.06



0.15



0.60



0.76



-0.92



-0.84



-0.04



0.05



+0.01



0.12






+0.11


2.


2 группа

секция "Самбо"




0.09



0.09



0.40



0.81



0.02



0.03



0.67



0.69



-0.71



-0.67



-0.14



-0.01



0.05



0.15





+0.10



3.


3 группа

Урок физической культуры




0.03



0.04



-0.37



-0.29



-0.04



-0.03



0.29



0.45



-0.75



-0.72



-0.47



-0.36



-0.22



-0.15





+0.07

Представленные занятия подвижными играми оказали положительное воздействие на динамику силовых способностей верхних конечностей у мальчиков всех опытных групп (Г-1, Г-2 и КГ-3). В контрольной группе данные изменения вызваны прежде всего широким использованием гимнастических упражнений на снарядах (в соответствии с проходимыми програмными требованиями на уроках физической культуры).

Полученные результаты за время основного исследования указывают на то, что достоверно значимый прирост наблюдался в экспериментальных группах Г-1 и Г-2. (Прирост УФП 0.29 и 0.41).

Прирост за время исследования прыгучести наблюдался только в группе Г-1. В группах Г-2 и КГ-3 он практически не изменился. Это связано вероятнее всего с тем, что применение подводящих упражнений при обучении игре в волейбол способствует развитию именно этого качества.

В показателе общей выносливости (бег 1000 м) значительные изменения наблюдались в Г-1 (прирост УФП 0.9 ) и Г-2 (прирост УФП 0.06), в то время как в КГ-3 достоверно значимого прироста не произошло. Это напрямую связано с тем, что занятия подвижными играми позволяют активно развивать общую выносливость у занимающихся.

За время эксперимента показатель активной гибкости (наклон вперед) не показал достоверно значимого прироста ни в одной из опытных групп , что указывает на то, что данному качеству необходимо больше внимания уделять на занятиях с детьми данного возраста.

Анализ скоростных способностей (бег 30 м) также не показал достоверно значимых изменений за время проведенного исследования ни в одной из опытных групп. Это говорит о том, что данное качество в младшем школьном возрасте развивается медленнее, чем другие (приложение 1, 2, 3).

Наблюдался прирост в показателе силовых способностей (поднимание туловища за 1 минуту). Так достоверно значимый прирост отмечался в КГ-3 (прирост УФП 0.15). В контрольной группе данный прирост вызван тем, что на уроках физической культуры велась активная работа с целью сдачи данного норматива, поэтому данное упражнение выполнялось учащимися в

конце основной части каждого урока. В группах Г-1 и Г-2 данные показатели изначально были высокими, поэтому значимого прироста не было выявлено.

Таким образом, следует отметить положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 5-х классов. Наблюдаемые положительные изменения, очевидно, связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей.

ВЫВОДЫ

1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.

2. Выявлено, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.

3. Экспериментально установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 5-х классов. Наблюдаемые положительные изменения связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей. Так, достоверно значимые изменения за время основного эксперимента произошли в показателях характеризующих: общей выносливости (бег 1000 м), прыгучести (группа Г-1), силовых способностей (сгибание рук в упоре лежа) - Г-1 и Г-2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.

Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

  2. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин  тов.  М.: Просвещение, 1990.  287 с.

  4. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. - «Физическая культура». - Гродно, 1995. - 68 с.

  5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн.  М.: Физкультура и спорт, 1974.  208 с.

  6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

  7. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 1980. - 197 с.

  8. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

  9. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С.24-32.

  10. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1978. - 88 с.: ил.

  11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов.  М., 1985.  80 с.

  12. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом.  М.: Физкультура и спорт, 1971.  116 с.

  13. Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 1979. - №3. - С.12-15.

  14. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 1984. - №8.

  15. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. - 221 с.

  16. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Мн.: Народная асвета, 1980. - 128 с.

  17. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.

  18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

  19. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.

  20. Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». - Гомель, 1992. - 149 с.

  21. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. - М.: Педагогика, 1990. - 63 с.

  22. Яковлев В.Г. Игры для детей.  М.: Физкультура и спорт, 1975.  158 с.

  23. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.  М.: Физкультура и спорт. 1972.  176 с.

  24. Положение о XV спортивных соревнованиях школьников Алтайского края "Президентские состязания". - Барнаул, 2014 г. - 27 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЕ Г-1

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

(ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА)

ВЫНОСЛИВОСТЬ

СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ

БЫСТРОТА

КООРДИ-НАЦИОННЫЕ

КОМПЛЕКСНЫЕ

Мяч от стены

Создавай круг

Накорми птиц

Загони шайбу

Косарь

Опасная прогулка

Отними ленту!

Угадай погоду

Бросай первым

Карусели

Прыжок за прыжком

Кто больше осилит!

Кому, что надо

Попади в цель

Конек-горбунок

Догони!

Помоги, друг!

Чего не бывает

Два капитана

Нора лисы

Кто быстрее!

Создавай пару!

Угадай, что это

Кто первый

Дровосек

Регулировщик

Будь готов!

Кузнечики

Кто дальше

Погреемся

Колобок

Салки в круге

Хитрый лис

Попади в корзину

Радуга Силач

Казаки-разбойники

Лабиринт

Снегири

Мяч водящему

Пружинка

Кто найдет

Борьба за мячами

Кто быстрее

Мячи в корзину

Лестница

Кит

Занимай место!

Лучший снайпер

Прогулка с мячом

Стоп

Гуси-лебеди

Гонка мячей

Лишний в кругу

С горки вниз

Горячий мяч*

Заблудились

Передачи по кругу

Партизаны

Лови комара

Большие-маленькие

Охота за мячом

Передача мяча

Картошка

Медведь

Ель, елка, елочка

Ловля рыбы

Червяк

Пойди, не упади



© 2010-2022