Воспитание волевых качеств спортсмена

Воспитание волевых качеств спортсмена (31 вопрос)СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕВ последнее время особое внимание тренеров, спортсменов, преподавателей физической культуры в школах привлекают воп­росы психологии спорта, в частности, вопросы психологической подготовки спортсменов. Сейчас уже каждому специалисту, со­прикасающемуся с вопросами организации и методики физичес­кого воспитания и спорта, становится ясным, что средствами только физической и технической подготовки нельзя обеспечить спортсменам высоки...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Воспитание волевых качеств спортсмена (31 вопрос)














СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..…...3

  1. Основы волевых качеств…………………………………………………………4

    1. Определение понятия «воля»…………………………………………………....4

    2. Характеристика основных волевых качеств…………….…….………..............8

  2. Развитие и воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом…………………………………………….…………………………................12

  3. Самовоспитание воли……………………………………………………….……….....18

Заключение……………………………………………………………………………...22

Список используемых источников литературы………………………...………….....23




















ВВЕДЕНИЕ

В последнее время особое внимание тренеров, спортсменов, преподавателей физической культуры в школах привлекают воп­росы психологии спорта, в частности, вопросы психологической подготовки спортсменов. Сейчас уже каждому специалисту, со­прикасающемуся с вопросами организации и методики физичес­кого воспитания и спорта, становится ясным, что средствами только физической и технической подготовки нельзя обеспечить спортсменам высокие результаты в избранном виде спортивной деятельности: спортивные рекорды в любом виде спорта сейчас настолько высоки, что завоевание их требует от спортсмена на­ивысшего напряжения не только физических, но и психических спо­собностей. Часто спортсмен проигрывает соревнование, хотя он и в совершенстве владеет техникой данного вида спорта и физи­чески вполне подготовлен к эффективному участию в состязании. Проигрывает же он потому, что недостаточно подготовлен к этому соревнованию психологически, у него недостаточно развиты не­обходимые для спортивной борьбы психологические качества лич­ности.

Наибольшее значение для спортсменов имеют волевые качес­тва, и в первую очередь целеустремленность, инициативность стой­кость в борьбе с препятствиями, решительность, смелость, уверен­ность в своих силах и возможностях. В той или иной степени эти волевые качества обязательно должны характеризовать действия спортсмена в любом спортивном соревновании. Развитие у спорт­смена способности мобилизовать эти волевые качества является существенной задачей тренировки непосредственно перед сорев­нованием в предсоревновательном периоде. Высокий уровень развития этих качеств является показателем «спортивной формы» спортсмена, его готовности к активному участию в предстоящем соревновании.

Но волевые качества личности наиболее успешно развиваются лишь тогда, когда их воспитанию тренеры уделяют внима­ние в процессе общей психологической подготовки спортсменов на протяжении всего тренировочного периода, а не только на предсоревновательном его этапе. Воспитание этих качеств в процессе тренировки органически связывается с физической и технической подготовкой спортсменов, учетом специфики данного вида спор­та. Для того чтобы этот процесс протекал планомерно и целеус­тремленно, тренеру необходимо знать особенности и психологи­ческую структуру тренируемых им волевых качеств.

1. ОСНОВЫ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

1.1. Определение понятия «воля»

Чтобы правильно и целесообразно решать вопросы во­левой подготовки, необходимо хотя бы в общих чертах знать, что такое воля.

Под волей в психологической науке понимается спо­собность человека управлять собой - своими действиями, поступками, мыслями, переживаниями; она направлена на достижение сознательно поставленных целей при пре­одолении трудностей во имя тех или иных побуждений.

Основная сущность воли состоит в том, что человек способен управлять собой, своими действиями, поступка­ми, мыслями, переживаниями.

Как же спортсмен управляет собой во время трениро­вок, подготовки к состязаниям и участия в них?

Если поступки во имя коллектива, команды, клуба, страны спортсмен будет совершать многократно, то у него накопится опыт нравственного поведения. И, ока­завшись в сложной обстановке, он уже, не задумываясь, поступает так, что его действия в силу сложившегося и накопленного опыта отвечают нормам нашей морали.

Далее, спортсмен должен проявлять такое сочетание волевых качеств, которое обеспечило бы ему успех в из­бранном виде спорта. Для достижения высоких результа­тов, например, в прыжках на лыжах с трамплина и в тен­нисе необходимо различное сочетание волевых качеств; не могут быть одинаковыми и сами качества. Например, смелость в том и другом случае нужна различная: пры­гуну на лыжах с трамплина нужна смелость для пре­одоления реальной опасности в связи с возможностью по­лучения травмы, а теннисисту нужна «тактическая» сме­лость для ведения разнообразной, активной борьбы с выходами к сетке.

Следовательно, спортсмен должен совершенно ясно представлять себе совокупность каких волевых качеств требуют от него занятия любимым видом спорта, чтобы сознательно эти качества воспитывать в процессе трени­ровочной работы.

Спортсмену следует постоянно развивать, совершен­ствовать волевые качества, чтобы по мере роста мастерства преодолевать более серьезные трудности и дости­гать еще более высоких результатов.

И, наконец, спортсмен должен уметь управлять дви­жениями своего тела в условиях напряженной спортив­ной борьбы, связанной с переживаниями; сознательно вмешиваться в ход привычных движений, видоизме­нять их.

Волевой регулировке поддается только то, что созна­тельно заучено и закреплено. Практический опыт и ис­следования показывают, что сознательно выработанный и закрепленный навык может быть перенесен в различ­ные условия. Хорошо заученное движение освобождает сознание спортсмена для оценки внешних условий и об­становки состязаний, облегчая этим борьбу за высокий результат, за победу.

Научиться сознательно использовать приобретенный навык в момент напряжения спортивной борьбы, в зави­симости от ее хода, - одна из важных задач волевой под­готовки спортсмена.

Ясно осознанная цель является обязательным и важным компонентом воли спортсмена, определяющим его энергию, активность, настойчивость, упорство.

Быть волевым спортсменом - это значит не только глубоко понимать и сознавать цели и задачи, которые стоят перед спортивным движением, перед спортивным коллективом общества, клубом, перед самим
спортсменом, как членом коллектива, но и стремиться к
их претворению.

Спортсмен всегда ставит перед собой много различ­ных целей. Перспективные цели определяют поведение спортсмена на длительный период. Эти цели вытекают из осознания задач, которые стоят перед физкультурным движением нашей страны и связаны с деятельностью спор­тивного общества, ведомства, клуба. Конкретизи­руются перспективные цели в плане подготовки к олим­пийским играм, чемпионатам мира, Европы, страны и т. п.

На пути к достижению больших, перспективных, це­лей перед спортсменами ставятся промежуточные цели, например в виде результатов, которые должны быть по­казаны на соревнованиях в течение года.

Спортсмен обсуждает свои перспективные и промежу­точные цели с тренером, коллективом секции, команды, тренерским советом. Эти цели должны быть реальными и посильными. Их необходимо записывать в индивидуаль­ных заданиях.

И, наконец, спортсмен ставит перед собой конкретные цели на каждый день, тренировочное занятие, предвари­тельно также посоветовавшись с тренером. Эти задачи записываются в карточке-задании, в плане-конспекте уро­ка или личном дневнике. Конкретные цели обязательно должны содействовать достижению перспективных целей.

Часто цели перед спортсменом ставят тренер, коман­да или коллектив. Задача спортсмена - уяснить эти цели, понять, почему они поставлены, и принять их для испол­нения как свои личные.

Бывает, что в ходе соревнования активность у спорт­сменов снижается в связи с выполнением поставленной перед ними цели. В этих случаях следует поставить перед спортсменом новую, более высокую и значимую, цель, чтобы вновь повысить его активность. Но иногда сниже­ние активности, настойчивости может быть вызвано тем, что поставленная цель не соответствует возможностям спортсмена, степени его подготовки.

Определение целей, их постановка и доведение до соз­нания каждого спортсмена входят в содержание волевой подготовки.

Человек способен заставить себя преодолеть препят­ствия, трудности на пути к достижению поставленных це­лей. Величиной преодолеваемой трудности в известной мере определяется уровень волевого проявления лично­сти, значимость поступка. На тренировках и в ходе соревнований могут возни­кать самые разнообразные трудности. Они представляют собой или реально существующие объективные условия или выражаются в состоянии спортсмена.

Преодолеваются трудности, как правило, настойчи­востью, самообладанием, упорством, целеустремлен­ностью и другими волевыми качествами, воспитанием ко­торых должны постоянно заниматься как тренер, так и сам спортсмен. Нуж­но не уходить от трудностей, а, наоборот, усложнять тре­нировку, организовывать ее так, чтобы она по напряже­нию была близка к соревновательной обстановке. Но трудности для спортсмена должны создаваться посильные, с учетом степени его подготовки, чтобы одновременно можно было воспитывать в нем уверенность в своих силах.

Сталкиваясь с трудностями и не желая заставить себя преодолеть их, некоторые спортсмены начинают относить себя к разряду «неспособных», жаловаться на отсутствие таланта, вдохновения. Этим иногда оправдывают безво­лие, лень, страх перед трудностями. Никакой талант, ни­какие способности не могут заменить тренированность, большой труд и настойчивость, необходимые для дости­жения высоких результатов.

Преодолевая трудности, человек руководствуется оп­ределенными мотивами, побуждениями, которые состав­ляют моральную и интеллектуальную основу волевых по­ступков человека. Побудительные силы или мотивы, дающие человеку возможность преодолевать трудности на пути к дости­жению целей, могут быть различные. Опыт лучших спортсменов показывает, что они достигают высоких результатов, напрягая все свои силы, способности, мастерство и волю.

Чувство ответственности перед народом, высокая политиче­ская сознательность являются ведущими силами, опре­деляющими волевое поведение спортсменов. Оно характеризуется также высоким чувством това­рищества, дружбы, коллективизма, ответственностью за спортивную честь команды. Сделать все возможное для победы коллектива - вот другой мотив, который руково­дит поступками наших спортсменов. Когда спортсмену в ходе состязаний становится очень трудно, когда возника­ет желание отказаться от продолжения спортивной борь­бы, ответственность перед коллективом дает ему силы преодолеть трудности, победить временную слабость.

По влиянию на человека различают две группы моти­вов: ведущие, основные, которые определяют поведение человека на длительный период времени (зная их, мож­но сказать, как поступит спортсмен в той или иной об­становке), и ситуационные, которые связаны с конкрет­ной обстановкой.

Если еще до начала соревнования спортсмен осознал, какое значение имеют его действия для коллектива, това­рищей, тренера, то это, как правило, ведет к высокому качеству выполнения поставленной задачи.

Если осознание общественных мотивов поведения на­ступает в ходе соревнований, когда спортсмен встречает­ся с трудностями, поставленная задача выполняется, но качество выполнения снижается по сравнению с первым случаем.

Иногда бывают случаи, когда спортсмен, думая лишь о себе, о своей славе, выходит из соревнования. Опыт показывает, что при встрече с серьезными трудностями такой спортсмен пасует, уходит от них и редко достигает высоких результатов. И только плохой результат застав­ляет его подумать об ответственности перед коллективом.

Воля в основе своей интеллектуальна. Это дает воз­можность понять значимость предстоящей спортивной борьбы для коллектива и самого спортсмена, понять свою роль в предстоящем состязании; осознать пути достиже­ния цели, оценить сложившуюся и могущую сложиться в ходе спортивной борьбы обстановку; принять, правильное решение и наметить план ведения спортивной борьбы; всесторонне проанализировать и оценить свою подготов­ку и поведение в процессе соревнования, наметить пути дальнейшего совершенствования. В этом плане волевая подготовка тесно связана с теоретической подготовкой спортсмена, с расширением его образования, кругозора, общей культуры [2,3].


1.2. Характеристика основных волевых качеств

Волевые усилия многообразны, как многообразны и конкретные проявления воли, получившие название волевых качеств. Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны. Отсюда многообразны и волевые качества. Исследование этого вопроса о составе волевых качеств показало, что различные авторы подходят к определению его часто без достаточных оснований. Одни из них считают волевыми качествами, например «волю к победе», тогда как это - комплексное проявление воли, другие называют волевым качеством «уверенность в своих силах», тогда как это - один из признаков состояния психической готовности к соревнованию и т. д.

В настоящее время принято считать основными волевыми качествами: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание. Установлены типичные признаки, характеризующие эти качества.

Целеустремленность - проявления воли, характеризующиеся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к достижению поставленной цели. Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели.

Настойчивость и упорство - проявления воли, характеризующиеся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий различной степени трудности. Воспитание настойчивости, упорства в достижении цели - одна из важных задач в подготовке спортсмена. Новички приходят в сек­цию с различными интересами, но чем больше они тренируются, вы­ступают в соревнованиях, тем ближе для них основная цель - до­биться высоких спортивных результатов. B ходе занятий необходимо прививать настойчивость и упорство в достижении цели, тем спортсменам, которые не имеют этого в достаточной мере. Лучший метод для этого - задания в тренировочных занятиях: выполнить число по­вторений упражнений сегодня хотя бы на один раз больше, чем вче­ра, пройти дистанцию в намеченное время и т.д. Положительное ре­шение данной задачи основано на воспитании воли к перенесению трудностей, сопряженных с выполнением больших нагрузок с высо­кой интенсивностью. B этом случае одних убеждений, разъяснений тренеров недостаточно. Необходимо, чтобы спортсмен сам претерпел это в ходе выполнения физических упражнений (плохое скольже­ние, встречный ветер, рыхлая дорожка и т.д.).

Решительность и смелость - проявления воли, характеризующиеся современностью и обдуманностью решение вопросов и задач, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью реализации решений в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности. Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими сино­нимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть. Отсутствие у человека смелости также характеризуется многими понятиями: робость, боязливость, осмотрительность, пугливость, трусость.

Выдержка и самообладание - качества, которые выражаются в преодолении отрицательных, неблагоприятных эмоциональных со­стояний (чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т. п.), нарастающего утомления. Они воспитываются в процессе преодоления утомления и болевых ощущений, выполнения любого задания точно и до конца, развития способности не теряться в труд­ных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.

Особое значение имеет воспитание чувства дружбы и товарищества, умения подчинять личные интересы интересам кол­лектива (в определенных видах спорта).

Инициативность и дисциплинированность - эти качества выра­жаются в способности спортсмена вносить в игру элемент творчест­ва, необдуманно не поддаваться влиянию других людей и их дейст­вий. Игрок, обладающий инициативностью, - хороший организатор, он ведет за собой команду. Дисциплинированность выражается в умении игрока подчинять свои действия задачам коллектива, плану всей команды.

Дисциплинированность вос­питывается в процессе самостоятельного решения поставленных за­дач, нахождения путей и средств для достижения поставленной це­ли. Излишняя опека подавляет инициативность, приучает во всем полагаться на тренера.

Обычно о волевых усилиях говорят и пишут так, как будто они качественно однородны и различаются лишь по интенсивности. Существуют попытки дифференцировать их по признаку характера деятельности умственной или физической.

Существуют и другие подходы в этом плане. Однако к дифференцировке волевых усилий нужно подходить, ориентируясь на особенности препятствий, требующих проявления тех или иных волевых качеств. Иначе говоря, нужно развивать у спортсмена способность к волевым усилиям не только в количественном отношении (пo интенсивности) , но и по особенностям, соответствующим конкретным волевым ка­чествам. Очевидно, что волевые усилия марафонца, свя­занные с проявлением настойчивости и упорства в условиях длительной, напряженной борьбы и нарастающего утомле­ния, совершенно не идентичны волевым усилиям, например, фехтовальщика, проявляющего выдержку и самообладание, чтобы не среагировать на ложный вызов противника.

Даже проявление одного и того же качества настойчи­вости у марафонца и, например, у гимнаста-многоборца, по психологическому содержанию не идентичны вследствие объективных различий в условиях деятельности.

Точно так же не идентичны проявления выдержки и са­мообладания у фехтовальщика, у стрелка-стендовика, тяже­лоатлета и представителей других видов спорта.

Значит, и волевые усилия даже при проявлении одно­го и того же качества (в приведенных случаях настойчи­вости и упорства, выдержки и самообладания) будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спор­тивной деятельности.

Все сказанное в равной мере относится к волевым усилиям, связанным с проявлением других волевых качеств - целеустремленности, решительности и смелости, инициативности - самостоятельности [1,4].


















2. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Для интеллектуального развития людей решающее значение имеют: практика, деятельность, труд. Это непо­средственно относится и к спортивной деятельности, к воспитанию спортсменов.

Достижение высоких спортивных результатов воз­можно при условии многолетней, кропотливой, непре­рывной и настойчиво проводимой тренировочной работы. Если посмотреть план подготовки любого спортсмена или команды, то сразу видно, что наибольшее количе­ство времени отводится на тренировку.

Практика совершения волевых дей­ствий в ходе многократных тренировок должна превра­тить знания спортсмена о том, как нужно поступать, в привычное волевое поведение, то есть превратить отдель­ные проявления волевых качеств в постоянные черты ха­рактера.

Чтобы тренировочная работа содействовала воспи­танию волевых качеств, необходимо много и упорно тру­диться, не бояться больших нагрузок, сложных условий, перетренировки. Преодолевать эту боязнь помогает вера в тренера, вера в методы и формы организации трени­ровок. Большое воспитательное значение имеет личный опыт спортсмена.

Пример ведущих спортсменов страны и мира помо­гает остальным преодолевать трудности «черновой» тре­нировочной работы, повышать мастерство, проявлять волю.

Большое значение имеют знания по теории физиче­ского воспитания, по вопросам физиологии, психологии и педагогики. Спортсмен должен постоянно совершенство­вать свои знания, расширять свой теоретический круго­зор, духовно расти.

Однообразная работа ведет к явлению приспосабли­вания (адаптации) организма. Именно поэтому и необ­ходимо постепенно и неустанно увеличивать объем и ин­тенсивность тренировочной работы. Этому вопросу осо­бенно много внимания уделялось в последние годы, что привело к значительному росту спортивных результатов. Сейчас спортсмены тренируются не 3-4, а 5-6 дней в неделю по два раза в день по большинству видов спорта.

Кроме того, значительно увеличился по времени период специальной подготовки. Это стало возможным благо­даря наличию искусственных ледяных дорожек, хоккей­ных полей, освещенных лыжных трасс, закрытых зимних легкоатлетических манежей, теннисных кортов, а также благодаря созданию специализированных спортивных баз по отдельным видам спорта и проведению состя­заний.

Опыт показывает, что объем и интенсивность приме­няемых нагрузок должны соответствовать степени трени­рованности, иначе произойдет задержка в росте резуль­татов и наступит перетренированность.

Очень сложные двигательные задачи и большие фи­зические нагрузки при условии недостаточного отдыха между нагрузками могут привести к перенапряжению корковых процессов, перенапряжению стереотипа, т. е. обусловить развитие перетренировки.

Отдых необходим для накопления «энергии нервных центров», для предупреждения пере­утомления центральной нервной системы. Отдых нужен и перед состязаниями для того, чтобы появился «голод» к своему виду спорта, появилось желание заниматься, со­стязаться. Однако полезен не пассивный, не бездеятель­ный отдых. Отдыхая, нужно заниматься другими видами спорта, совершать прогулки и т. п.

Какие же пути используются для усложнения учебно-тренировочного процесса? Тренировки спортсмена при неблагоприятных метеорологических условиях - одна из форм воспитания волевых качеств, воспитания привычки преодолевать различные трудности, средство научиться заставлять себя делать то, что нужно для успеха, в спор­тивной борьбе.

Проведение намеченной заранее тренировки вне зави­симости от погоды само по себе уже является хорошим средством воспитания дисциплинированности, серьезного отношения к делу. Состояние грунта, снежного покрова, льда и т. п. может быть хорошим «союзником» в воспи­тании воли. Целесообразно проводить бег, ходьбу, езду и другие упражнения в движении против сильного встреч­ного или бокового ветра, на сыром и неровном грунте, мягком и изрезанном льду, рыхлом снеге, раскатанной или ледяной лыжне, на мягком песчаном грунте и т. д.

Как показывает опыт лучших спортсменов, чтобы вы­ступать уверенно, спокойно и смело, следует в процессе тренировок создать «запас» всех необходимых качеств. Что же можно рекомендовать для создания необходимо­го «запаса» качеств, обеспечивающего уверенность в спортивной борьбе?

Рекомендации во многом зависят от вида спорта. Для тренировок горнолыжников, например, нужно подбирать такие профили трасс, на которых скорость спуска превы­шала бы скорость на состязаниях. Если спортсмен смо­жет успешно проходить сложную тренировочную трассу на большой скорости, то и на соревновании он будет чув­ствовать себя уверенно.

В велосипедном, лыжном спорте, легкой атлетике, пла­вании и других видах спорта целесообразно использовать в тренировках большие отрезки, чем соревновательные; а если отрезки меньше, то преодолевать их надо с больши­ми скоростями.

В таких видах спорта, как борьба, бокс, время боя или встречи может по времени превышать соревновательное, а площадь ковра, ринга может быть уменьшена.

Большое разнообразие приемов можно использовать в играх, особенно в хоккее, создавая при этом дополнитель­ные сложности для игроков. Например, один защитник действует против одного нападающего, затем против двух и, наконец, против трех. В результате этого создает­ся для защитника «запас прочности» мастерства, а также уверенности, самообладания, быстроты переключения внимания, смелости и других качеств.

Для воспитания смелости, мужества в хоккее широко используется такое упражнение. Если кто-либо из напа­дающих уклоняется в играх от жесткой борьбы, навязы­ваемой противником, то на тренировках этому нападаю­щему предлагают выполнять функции защитника, да еще с дополнительным заданием: действовать в обороне при отборе шайбы без клюшки.

В тренировочной работе гимнастов используются та­кие приемы: выполнить упражнение большего объема, чем это необходимо для соревнования; выполнить упраж­нение на максимальный балл; используя только один под­ход, добиться высокой оценки за чистоту исполнения и др.

Развитию волевых качеств способствуют занятия, в процессе которых от спортсмена в состоянии утомления требуется проявление новых усилий, сосредоточенности, концентрации внимания. Например, баскетболисты иног­да выполняют броски по корзине не в начале тренировки, а в конце, после двусторонней игры; легкоатлеты отра­батывают финишный бросок в конце занятия или в мо­мент уже некоторого утомления, преодолевают несколько промежуточных финишей на дистанции и т. п.

Спортсмены применяют в тренировках упражнения, которые создают обстановку даже более трудную, чем в соревнованиях. Так, хоккеист имеет в игре до ста сило­вых столкновений. Чтобы «приучить» спортсмена к ним, в тренировках организуются игры таким образом, что игрок имеет до 120-140 силовых столкновений.

Борцы выполняют приемы из различных исходных положений, с разных дистанций, меняют уровень захва­тов, используют различную степень сопротивления «учеб­ных» противников, изменяют площадь ковра, используют ограничение зрительного анализатора (совершают брос­ки с закрытыми глазами), с одним борцом борются под­ряд без пауз 2-3 спортсмена, соперником может быть борец более тяжелого веса и т. д.

Воспитанию волевых качеств содействует выполнение упражнений с различными отягощениями. Легкоатлеты весной, а лыжники осенью на тренировках часто надева­ют тяжелую обувь и тренировочные костюмы, используют утяжеленные снаряды. Боксеры на тренировках надева­ют более тяжелые перчатки. Лыжники, конькобежцы, хоккеисты, легкоатлеты и спортсмены других видов спор­та в предсоревновательный период тренируются, надевая специальный пояс, вес которого можно регулировать.

Очень хорошим средством воспитания необходимых для победы волевых качеств является метод соревнова­ний, прикидок. В свое время были введены нормы уча­стия спортсмена в течение сезона в определенном коли­честве состязаний в зависимости от степени подготовки. Однако введение в учебный процесс прикидок, состязаний требует осто­рожности, так как может привести к нервному переутом­лению.

Целесообразно иногда проводить тренировки в при­сутствии зрителей, судей, гостей или просто на фоне спе­циально созданных шумов. Это заставляет спортсмена мобилизовываться, преодолевать волнение, стремиться хорошо выполнить упражнение. Такие тренировки при­учат спортсмена к обстановке, которая будет во время состязаний.

Чтобы спортсмен мог смело, уверенно и спокойно вы­ступать на состязаниях, следует часть тренировок прово­дить в условиях, максимально приближенных, к условиям спортивной борьбы. Если имеется возможность, то жела­тельно, чтобы спортсмен заранее изучил обстановку состязаний, трассу, ее профиль, покрытие, освещение и т.д.

В процессе тренировочных занятий рекомендуется разнообразить обстановку, чтобы спортсмен научился быстро приспосабливаться к любым условиям, чтобы ка­кая-либо неожиданность на состязании не испугала его, не лишила уверенности. Так, например, прыгуны на лыжах с трамплина, готовясь к ответственным состязаниям, тренируются на различных трамплинах.

Горнолыжники, чтобы научиться мгновенно принимать решения в зависимости от кон­кретных условий, тренируются на «закрытых» трассах, то есть без предварительного их осмотра. Боксеры, фех­товальщики, борцы проводят «боевые пятницы», «откры­тые соревнования», чтобы встретиться с разными, а са­мое главное - новыми соперниками.

В связи с тем, что некоторые спортсмены (штангисты, гимнасты) выполняют то или иное движение, зрительно ориентируясь по деталям или линиям зала, а также по расположенным в нем предметам, рекомендуется прово­дить занятия в различных залах или менять места рас­положения снарядов. В противном случае в новых усло­виях, потеряв привычный ориентир, спортсмен не сможет правильно выполнить упражнение.

Чтобы спортсмен в соревновании проявил свою волю более целенаправленно, ему необходимо знать своего про­тивника, его сильные и слабые стороны и в зависимости от этого заранее на тренировках готовиться к спортивной борьбе с ним. Сведения о спор­тивных противниках можно почерпнуть из литератур­ных источников (выступлений журналистов, спортсменов и тренеров в печати), просматривая фото­материалы тренировок и соревнований, изучая результа­ты состязаний, обобщая личный опыт встреч с ними и отзывы товарищей.

В литературе предлагается перечень вопросов, на которые нужно стремиться от­ветить, ведя спортивную разведку об основных соперни­ках. Обращается особое внимание на необходимость изучения психологических особенностей соперника: его темперамента, находчивости, способности сохранять спо­койствие или увлекаться при ведении борьбы; смелости и решительности при ведении встречи; умения мобилизо­вать себя, настойчивости в достижении цели, воли к победе; реакции на успех и неудачу по ходу соревнова­ния и после него; на место и значение спортсмена в кол­лективе, отношение к нему членов команды и др. Кроме того, и в других вопросах оценки противника (техника, тактика, физическая подготовка, общие данные) также должны найти место психологические моменты. Все это, вместе взятое, и позволит составить более объективный прогноз возможных результатов, определить план подго­товки к встречам и план самой встречи.

Для подготовки к соревнованиям целесообразны предварительные тренировочные встречи с сильными со­перниками. Это поможет выявить свои слабые стороны. Борьба только со слабыми противниками может привести к зазнайству, пренебрежению к противнику, к переоценке своих сил и недооценке возможностей противника.

В ходе тренировочной работы целесообразно встре­чаться не столько с сильными и слабыми, сколько с раз­ными соперниками. Это объясняется тем, что у каждого противника свои излюбленные тактические приемы, он обладает своеобразным сочетанием физических, интел­лектуальных, эмоциональных и волевых качеств, имеет определенный спортивный авторитет, опыт внутренних и международных встреч и т. д.

Встречи с многочисленными и разными противниками приучают спортсменов мгновенно ориентироваться в ходе спортивной борьбы, быстро принимать смелые решения в зависимости от действий противника и своего замысла, прививают инициативность, самостоятельность и другие качества [5,6].

3. САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

Самовоспитание - процесс работы человека над собой, над своим собственным физическим и духовным совершенствованием, основанный на знаниях о себе самом - самопознании. Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего - с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Стремление к самовоспитанию следует рассматривать как свидетельство зрелости спортсмена, свидетельство си­лы его воли, характера, убеждений, целеустремленности. Жизненный путь лучших спортсменов мира говорит о том, что они большое внимание уделяли самосовершенствованию своей личности, воздействию на самого себя.


Что же составляет основу самовоспитания? Прежде всего, необходимо знать самого себя, уметь хорошо разбираться в совершаемых поступках, видеть свои положи­тельные и отрицательные стороны, критически оценивать свое поведение, исходя из общественных интересов.

Очень важно, кроме этого, уметь прислушиваться к мнению других. Как оцениваются его действия, качества, спортсмен может услышать во время разбора прошедше­го соревнования или тренировки, на собрании команды, тренерском совете, в беседе с коллегами и друзьями.

Спортсмен должен воспитывать у себя привычку под­водить итоги проделанной работы, анализировать ее, про­думывать, как в последующем добиться более высоких результатов. Анализ своего поведения лежит в основе развития и самоусовершенствования личности спортсме­на, его волевых качеств.

Большую помощь спортсмену в анализе поведения может оказать личный дневник. Но, чтобы он выполнил свое назначение, в него следует записывать не только содержание тренировки, но и итоги ее: какое воздействие она произвела, что нужно еще сделать. Только в этом случае дневник будет отражать рост спортсмена, изме­нение его качеств.

Записи в дневнике, сформулированные как задачи, правила, принципы, направляют волю спортсмена на их выполнение, являются дисциплинирующим средством. Это имеет большое значение для развития воли спорт­смена, так как во многом определяет направленность его поведения.

Выполнение изо дня в день в течение многих лет определенных правил требует большой волевой закалки, уме­ния управлять собой, своим поведением. B то же время выполнение этих условий является замечательным сред­ством самовоспитания воли.

Спортсмену следует познакомиться с теорией воспи­тания воли. Эти знания дадут возможность более глубо­ко разбираться в своих качествах, поведении и сознатель­но намечать пути преодоления своих слабых сторон.

Занятия спортом требуют от спортсмена самооблада­ния и сдержанности. C одной стороны, строгое соблюде­ние режима, определенного распорядка дня во многом зависит от волевых качеств спортсмена, с другой сторо­ны, это является средством самовоспитания воли.

Для самовоспитания спортсмен может использовать разнообразные приемы. Все они связаны с работой вто­рой сигнальной системы. Можно выделить несколько групп приемов, которые дают возможность мобилизовать волю на преодоление трудностей посредством слова.

Приемы, связанные с отношением к другим людям. К ним относится выбор образцов, примера, которому спортсмен подражает при управлении своим поведением. Бывают случаи, когда спортсмен от одного берет одни качества, а от другого - другие. Образуется обобщенный образ, которому спортсмен подражает.

Приемом мобилизации своей воли является постанов­ка активных целей по отношению к другим участникам состязаний, коллегам по тренировке. Слово является большой побудительной силой, дающей возможность преодолевать труд­ности, помогающей воздействовать на себя.

Мобилизовать свою волю спортсмену помогает и же­лание быть примером для других.

Воздействовать на себя помогает чувство самолюбия: «Все прыгают, а чем я хуже их?».

Приемы, связанные с отношением спортсмена к само­му себе. K этой группе приемов нужно отнести свое соб­ственное решение, принятое заблаговременно: «Я вчера решил и сегодня сделал. Очень помогло, что твердо ре­шил: «Раз запланировал, принял решение, то надо ис­полнять». Ни в коем случае нельзя уступать себе. Это будет проявлением безволия. Победа над собой, даже маленькая, воодушевляет на более серьезные дела. B этом и будет заключаться развитие, воспитание своей воли.

Мобилизовать волю помогает отвлечение сознания от трудностей, которые нужно преодолеть. Есть два вари­анта такого приема. Один заключается в том, что прео­долеваемая трудность сравнивается с другой, более не­приятной и тяжелой, и тогда она кажется не такой большой. Второй - в том, что в памяти воспроизводится что-либо интересное, приятное, отвлекающее от пережи­ваемой трудности.

Один из сильных приемов для проявления волевых качеств - самовнушение. Если трудность встречается вторично, то спортсмен подбадривает себя, основываясь на прошлом успешном опыте.

Большое значение для проявления воли имеют знания о трудностях, которые могут возникнуть во время состя­заний, и о способах их преодоления.

Надежда на успех может быть тем побудителем, кото­рый заставляет спортсмена проявлять волевые качества и преодолеть трудности.

И, наконец, приемом мобилизации воли может быть постановка дополнительных целей, например, на каком-либо отдельном отрезке дистанции.

Приемы, связанные с организацией тренировок, сос­тязаний. Когда спортсмену особенно трудно, то большое значение для него имеет подбадривание тренера, коллег или друга. Это заставляет повысить активность, про­явить настойчивость, терпение.

Определенный порядок и очередность выполнения ка­кого-либо упражнения, четкая дисциплина и требователь­ность на занятиях также заставляют спортсмена прео­долевать свою неуверенность, страх. Это очень ярко про­является в таких упражнениях, как прыжки на лыжах с трамплина, прыжки с парашютом и пр.

Зрители, музыка, проведение состязаний в живопис­ной местности также способствуют мобилизации воли.

B использовании приемов для самовоспитания воли следует придерживаться определенного порядка. Как показывает опыт, начинать надо с приемов, относящихся к организации внешних условий тренировок, затем перей­ти к использованию приемов, связанных с отношением к другим людям, и, наконец, - с отношением к самому себе. Причем приемами в ходе тренировочной работы, прикидок и состязаний нужно пользоваться сначала со­знательно и целенаправленно, чтобы их постепенно за­крепить, убедиться в их действенности, а затем уже ис­пользовать как привычные, как постоянно действующие.

Применение данных приемов зависит от вида спорта, от индивидуальных особенностей спортсмена, его опыта, знаний и т. п.

Важно другое: спортсмен может воздействовать на свою волю для успешного выполнения поставленной за­дачи. Знание приемов и использование их в момент пре­одоления трудностей является важным средством само­воспитания воли [3].






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему же волевому фактору, а, следовательно, и волевой подготовке, придается сегодня столь высокое значение? В общей форме ответить на вопрос можно так. Соревновательная борьба, борьба за достижение победы, за установление рекорда, выполнения норматива требует от спортсмена преодоления времени и пространства, веса и сопротивления снарядов, веса и инерции собственного тела, сопротивления противников, но, прежде всего преодоление самого себя. Достигается же оно только за счет волевой саморегуляции деятельности состояний спортсмена. Однако она может быть эффективной при условии достаточно высокой моральной, технической физической, теоретической, тактической его подготовленности.

Вопросам воспитания волевых качеств спортсменов в последние годы придается очень большое значение. Опыт крупных международных соревнований показывает, что важнейшим фактором высоких достижений спортсменов являются волевые качества, особенно в условиях, когда в каждом номере программы соревнований, в каждом виде спорта выступает много команд и спортсменов, которые блестяще подготовлены физически, технически, тактически и теоретически.

Наконец, методика воспитания волевых качеств еще отстает от запросов практики, в результате чего даже ве­дущие спортсмены иногда показывают на соревнованиях слабую волевую подготовку. Опыт показывает, что спортсмен должен не только знать, что такое воля, как и во имя каких побуждений нужно действовать в той или иной обстановке, но уметь на практике проявлять целеустремленность, настойчивость инициативность, самообладание, упорство, смелость и другие волевые качества. Причем проявлять волевые качества нужно многократно, чтобы они превратились в черты характера.

Вот почему волевая подготовка - один из постоянных факторов повышения спортивного мастерства - должна формировать у спортсмена волевые качества как посто­янные черты характера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Волевые качества баскетболиста. - Ереван, 1998. - 70 с.

  2. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 38 с.

  3. Ильин Е.П. Психология воли - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 288 с.

  4. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - Л.: Знание, 1977. - 48 с.

  5. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 206 с.

  6. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В. В. Пономаревой. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с.


© 2010-2022