Программа факультативного курса Национальная одежда народов РС (Я)

Программа факультативного курса "Национальная одежда народов РС(Я), для обучающихся 5-8 классов. Цели курса: изучение особенностей национального костюма как части культуры народов РС(Я), формирование этнокультурных компетенций, развитие творческих способностей. Задачи: приобщить обучающихся к материальной и духовной культуре народов республики Саха(Я);развивать интерес к национальной культуре;сформировать у обучающихся целостное систематизированное представление об истории национального костюма;...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )

МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е

«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»

Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 2 города Нерюнгри

678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 -26 -44,

e-mail: [email protected]

УТВЕРЖДЕНО РАССМОТРЕНО

на заседании научно методического совета на МО учителей

Гимназии № 2 ____________________________

протокол № _______________ Протокол №________________

Директор Гимназии № 2 руководитель МО____________

________________Вицина О.А. ___________________________


ПРОГРАММА

факультативного курса

«Национальная одежда народов РС(Я)»

для 5-8 классов




Разработала:

Хайдукова Т.И.

учитель культуры НРС(Я)



Нерюнгри

2014





Содержание




Глава 1. Пояснительная записка

  1. Общая характеристика курса …………………………………………………………….3

  2. Особенности каждого раздела программы ……………………………………………...3

  3. Место предмета культура НРС(Я) в базисном учебном плане………………………....4

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета……………………………………………………………………………………4

Глава 2. Содержание учебного предмета

2.1. 5-6 классы………………………………………………………………………………….5

2.2. 7-8 классы………………………………………………………………………………….6

Глава 3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса; занятость кабинета……………………………………….6

Глава 4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся…………………………………………………………………...9









Глава 1. Пояснительная записка.

1.1. Общая характеристика учебного курса

Программа факультативного курса «Национальная одежда народов Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию деятельностного подхода к образованию федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.

Целью факультативного курса «Национальная одежда народов Саха (Якутия)» является изучение особенностей национального костюма как части культуры народов РС(Я), формирование этнокультурных компетенций, развитие творческих способностей.

Задачи курса:

  • приобщить обучающихся к материальной и духовной культуре народов РС(Я), к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

  • развивать интерес к национальной культуре, создателям материальных и духовных ценностей народа;

  • сформировать у обучающихся целостное систематизированное представление об истории национального костюма народов Севера;

  • развивать творческие способности и умения и навыки художественного труда, шитья.

  • воспитать чувства подлинного интернационализма и толерантности, основанного на знании, понимании, уважении к таланту и труду народа.

Программа предназначена для обучающихся 5-х - 8-х классов, изучающих предмет

«Культура народов республики Саха (Я)».

1.2 Разделы программы.

Примерное распределение часов по разделам:

Название раздела

Кол-во

часов

Вводная тема

1

1

Орнамент как украшение национального костюма.

2

2

Одежда и духовный мир.

1

3

Головные уборы народов Севера.

3

4

Многопредметность национальной одежды.

4

5

Обувь в национальном костюме.

2

6

Особенности национальной одежды у разных народов РС(Я)

3

7

Работа над проектами «Праздничный национальный костюм народов РС(Я)

6

8

Влияние европейской культуры на традиционную одежду народов РС(Я)

4

9

Подготовка и организация выставки «История развития национального костюма у народов РС(Я)»

6

10

Итоговое занятие

1


Резерв

1


Всего

34

1.3. Место учебного курса.

Изучение курса организуется во внеурочное время. Группы формируются из обучающихся желающих дополнительно заниматься изучением культуры народов РС(Я), в которую могут входить дети разного возраста - обучающихся 5-8 классов, в количестве до 15 человек. Курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).

1.4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения факультативного курса «Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия)» должны быть достигнуты определенные результаты:

  • знание истории развития национальной одежды, знание отличительных особенностях национального костюма;

  • сформированные представления об основах изготовления национальной одежды, национального орнамента и особенностях украшения;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; быть способным к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию:

  • творческое отношение к полученным знаниям: оформление выставок моделей, макетов, рисунков, альбомов, защита проектов и т.д.

Требования к уровню подготовки:

в результате изучения факультативного курса обучающийся должны:

знать:

  • основные этапы в культурном развитии народа Саха и других народов Севера;

  • эстетические идеалы народа Саха;

  • понятия: «национальный орнамент», «ровдуга», «дьабака», «парка», «кухлянка» «торбаса» и т.д. .

уметь:

  • самостоятельно оценивать, анализировать национальный костюм разных эпох и народов;

  • определять отличительные особенности национальных костюмов;

  • пользоваться справочной и специальной литературой, вести поисковую работу, готовить сообщения;

  • создавать творческую работу в разных жанрах и из различного подручного материала.

2.1. Содержание факультативного курса: 5 - 8 классы.

Содержание факультативного курса «Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия)».

уро

ка

Наименование темы

Кол-во часов

Деятельность

обучающихся

результат

1

Введение

1

Теоретическое ознакомление с курсом, практическое выполнение орнамента.

Обучающися получают представление о том, как они будут изучать национальную одежду, и чем будут заниматься.

2

3

2. Орнамент как украшение национального костюма.

Национальной орнамент народов крайнего севера

2

Теоретическое изучение орнамента. Практическое выполнение орнамента национального костюма народов РС(Я)

Украшение модели национальным орнаментом.

4

3.Одежда и духовный мир.

Национальная одежда как отображение духовного мира.

1

Изучение состава национального костюма у северных народов. (связь с духовным миром - верхний, средний, нижний мир). Выполнение выкроек из бумаги национального костюма.

Выполнение бумажной модели.

5

6

7

4. Головные уборы народов Севера. Виды головных убор и их украшение.

3

Изучение названий головных уборов, конструкции, предназначение различных головных уборов, их украшение. Сравнительный анализ головных уборов разных народов севера. Выполнение выкроек головных уборов из ткани.

Выполнение моделей для кукол разных размеров с использованием различных материалов.

8,

9,

10

5.Многопредметность национальной одежды. Конструкция верхней одежды. материал и украшение верхней одежды.

3

Изучение названий одежды и их конструкция, назначение. Выполнение выкроек из разных материалов. Украшение одежды разного предназначения. Изготовление кукол из разных материалов.

Куклы из разных материалов. Выполнение моделей для кукол разных размеров.

11

Варежки

1

Изучение классификации варежек. Украшение варежек. Украшение модели варежек, выполнение выкройки из разных материалов.

Выставка варежек разного предназначения.

12

13

6. Обувь в национальном костюме. Виды обуви, украшение.

2

Изучение разных видов обуви в национальном костюме народов РС(Я). Выполнение выкройки обуви из ткани. Украшение нарядной обуви.

Модели обуви из ткани для кукол.

14

15

7. Особенности национальной одежды разных народов РС(Я). Сходства и различия национальной одежды народов РС(Я) (якутов, чукчей, юкагиров, эвенов, долган, Эвенков)

2

Подготовка сообщений и презентаций о национальных костюмах разных народов РС(Я) - (работа в группах, парах)

Презентации по темам. Изготовление костюмов.

16

Праздничные обычаи эвенков

1

Просмотр праздничного представления в национальных костюмах эвенков (приглашение творческой группы школы «Арктика»)

Очное знакомство с культурными обычаями эвенков, их национальной одеждой.

17

18

19

20

21

8.Работа над проектами: «Праздничные национальные костюмы разных народов РС(Я)».

5

Изготовление праздничных костюмов разных народов. - работа по группам, в парах. Подготовка защиты проекта.

Защита проекта. Выставка моделей национальных костюмов.

22

Защита проектов

1

Защита проектов - выставка моделей национальных костюмов, поделок, рисунков, демонстрация презентаций о национальной культуре.

Защита проекта. Выставка моделей национальных костюмов

23

24

25

9.Влияние европейской культуры на традиционную одежду народов РС(Я).

3

Сообщения о влиянии европейской культуры на традиционную одежду народов республики Саха (Я)

Представление сообщений.

26

Современный национальный костюм

1

Изучение моделей современного национального костюма. Создание собственных костюмов с элементами традиционных национальных украшений.

Представление эскизов моделей.

27

28

29

30

31

10.Подготовка к выставке «История развития национального костюма у народов РС(Я)»

5

Подготовка исторических справок о костюмах. Представление национальных костюмов разных эпох из разного материала, в различной технике. (папье-маше, бумага разного качества, ткани, мех, пряжа и др.) Изготовление учебного пособия для уроков культура народов РС(Я)

Выставка моделей, историческая справка

32

Организация выставки. Представление национальной одежды на уроках в классах.

1

По мере готовности групп - обучающиеся представляют свои работы в классах с информацией об истории создания национального костюма, его предназначении.

Представление костюмов в классах на уроках культуры народов РС(Я).

33

Итоговое занятие

1

Игра-викторина «Что? Где? Когда?». В игре участвуют сформированные команды.

Несколько обучающихся оказывают помощь учителю в организации игры-викторины.

Определения уровня знаний и умений у обучающихся

34

Резерв

1


3.2. Использование ЦОР - кабинеты оснащены компьютерами, проекторами, в работе используются цифровые образовательные ресурсы, выполненные учителем.


  1. Ювелирное дело.

  2. Использование орнамента в национальных костюмах и украшениях.

  3. Культура народов Севера. Юкагиры.

  4. Культура народов Севера. Долганы.

  5. Культура народов Севера. Чукчи.

  6. Культура народов Севера. Эвены.

  7. Культура народов Севера. Эвенки.

  8. Культура народов Севера. Якуты.

  9. Национальная одежда якутов.

3.3. Используемая литература.


  1. Винокурова У.А. «Сказ о народе саха». - Якутск: Нац.кн. изд-во «Бичик».1994.

  2. Илин - исторический, культурологический журнал.

  3. Маэстро - приложение к журналу Илин.

  4. «Сардана» Акционерная фирма художественных промыслов - Якутск, 1992

  5. Серошевский Вл. «Якуты» - М., 1993.

  6. Хабарова М.В. «Народное искусство Якутии» - Изд-во «Художник РСФСР», 1981.

  7. Холбос. Фотоальбом о потребительской кооперации республики Саха (Я), Якутск, 1993.

  8. Энциклопедия Якутии. Том 1.под ред. Ф.Г. Сафронова - М. 2000

  9. yandex.ru/images/search?text

  10. yandex.ru/images/ республики Саха»

  11. uvd45.ru›11-klass/traditcionnaia…odezhda…iakutov/

  12. milamax.ru/istoriko-etnograficheskiy-buklet--


© 2010-2022