- Преподавателю
- Физкультура
- Программа факультативного курса Национальная одежда народов РС (Я)
Программа факультативного курса Национальная одежда народов РС (Я)
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайдукова Т.И. |
Дата | 19.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )
МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е
«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»
Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 2 города Нерюнгри
678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 -26 -44,
e-mail: [email protected]
УТВЕРЖДЕНО РАССМОТРЕНО
на заседании научно методического совета на МО учителей
Гимназии № 2 ____________________________
протокол № _______________ Протокол №________________
Директор Гимназии № 2 руководитель МО____________
________________Вицина О.А. ___________________________
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Национальная одежда народов РС(Я)»
для 5-8 классов
Разработала:
Хайдукова Т.И.
учитель культуры НРС(Я)
Нерюнгри
2014
Содержание
Глава 1. Пояснительная записка
-
Общая характеристика курса …………………………………………………………….3
-
Особенности каждого раздела программы ……………………………………………...3
-
Место предмета культура НРС(Я) в базисном учебном плане………………………....4
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета……………………………………………………………………………………4
Глава 2. Содержание учебного предмета
2.1. 5-6 классы………………………………………………………………………………….5
2.2. 7-8 классы………………………………………………………………………………….6
Глава 3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса; занятость кабинета……………………………………….6
Глава 4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся…………………………………………………………………...9
Глава 1. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного курса
Программа факультативного курса «Национальная одежда народов Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию деятельностного подхода к образованию федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.
Целью факультативного курса «Национальная одежда народов Саха (Якутия)» является изучение особенностей национального костюма как части культуры народов РС(Я), формирование этнокультурных компетенций, развитие творческих способностей.
Задачи курса:
-
приобщить обучающихся к материальной и духовной культуре народов РС(Я), к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
-
развивать интерес к национальной культуре, создателям материальных и духовных ценностей народа;
-
сформировать у обучающихся целостное систематизированное представление об истории национального костюма народов Севера;
-
развивать творческие способности и умения и навыки художественного труда, шитья.
-
воспитать чувства подлинного интернационализма и толерантности, основанного на знании, понимании, уважении к таланту и труду народа.
Программа предназначена для обучающихся 5-х - 8-х классов, изучающих предмет
«Культура народов республики Саха (Я)».
1.2 Разделы программы.
Примерное распределение часов по разделам:
№
Название раздела
Кол-во
часов
Вводная тема
1
1
Орнамент как украшение национального костюма.
2
2
Одежда и духовный мир.
1
3
Головные уборы народов Севера.
3
4
Многопредметность национальной одежды.
4
5
Обувь в национальном костюме.
2
6
Особенности национальной одежды у разных народов РС(Я)
3
7
Работа над проектами «Праздничный национальный костюм народов РС(Я)
6
8
Влияние европейской культуры на традиционную одежду народов РС(Я)
4
9
Подготовка и организация выставки «История развития национального костюма у народов РС(Я)»
6
10
Итоговое занятие
1
Резерв
1
Всего
34
1.3. Место учебного курса.
Изучение курса организуется во внеурочное время. Группы формируются из обучающихся желающих дополнительно заниматься изучением культуры народов РС(Я), в которую могут входить дети разного возраста - обучающихся 5-8 классов, в количестве до 15 человек. Курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).
1.4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения факультативного курса «Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия)» должны быть достигнуты определенные результаты:
-
знание истории развития национальной одежды, знание отличительных особенностях национального костюма;
-
сформированные представления об основах изготовления национальной одежды, национального орнамента и особенностях украшения;
-
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; быть способным к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию:
-
творческое отношение к полученным знаниям: оформление выставок моделей, макетов, рисунков, альбомов, защита проектов и т.д.
Требования к уровню подготовки:
в результате изучения факультативного курса обучающийся должны:
знать:
-
основные этапы в культурном развитии народа Саха и других народов Севера;
-
эстетические идеалы народа Саха;
-
понятия: «национальный орнамент», «ровдуга», «дьабака», «парка», «кухлянка» «торбаса» и т.д. .
уметь:
-
самостоятельно оценивать, анализировать национальный костюм разных эпох и народов;
-
определять отличительные особенности национальных костюмов;
-
пользоваться справочной и специальной литературой, вести поисковую работу, готовить сообщения;
-
создавать творческую работу в разных жанрах и из различного подручного материала.
2.1. Содержание факультативного курса: 5 - 8 классы.
Содержание факультативного курса «Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия)».
№
уро
ка
Наименование темы
Кол-во часов
Деятельность
обучающихся
результат
1
Введение
1
Теоретическое ознакомление с курсом, практическое выполнение орнамента.
Обучающися получают представление о том, как они будут изучать национальную одежду, и чем будут заниматься.
2
3
2. Орнамент как украшение национального костюма.
Национальной орнамент народов крайнего севера
2
Теоретическое изучение орнамента. Практическое выполнение орнамента национального костюма народов РС(Я)
Украшение модели национальным орнаментом.
4
3.Одежда и духовный мир.
Национальная одежда как отображение духовного мира.
1
Изучение состава национального костюма у северных народов. (связь с духовным миром - верхний, средний, нижний мир). Выполнение выкроек из бумаги национального костюма.
Выполнение бумажной модели.
5
6
7
4. Головные уборы народов Севера. Виды головных убор и их украшение.
3
Изучение названий головных уборов, конструкции, предназначение различных головных уборов, их украшение. Сравнительный анализ головных уборов разных народов севера. Выполнение выкроек головных уборов из ткани.
Выполнение моделей для кукол разных размеров с использованием различных материалов.
8,
9,
10
5.Многопредметность национальной одежды. Конструкция верхней одежды. материал и украшение верхней одежды.
3
Изучение названий одежды и их конструкция, назначение. Выполнение выкроек из разных материалов. Украшение одежды разного предназначения. Изготовление кукол из разных материалов.
Куклы из разных материалов. Выполнение моделей для кукол разных размеров.
11
Варежки
1
Изучение классификации варежек. Украшение варежек. Украшение модели варежек, выполнение выкройки из разных материалов.
Выставка варежек разного предназначения.
12
13
6. Обувь в национальном костюме. Виды обуви, украшение.
2
Изучение разных видов обуви в национальном костюме народов РС(Я). Выполнение выкройки обуви из ткани. Украшение нарядной обуви.
Модели обуви из ткани для кукол.
14
15
7. Особенности национальной одежды разных народов РС(Я). Сходства и различия национальной одежды народов РС(Я) (якутов, чукчей, юкагиров, эвенов, долган, Эвенков)
2
Подготовка сообщений и презентаций о национальных костюмах разных народов РС(Я) - (работа в группах, парах)
Презентации по темам. Изготовление костюмов.
16
Праздничные обычаи эвенков
1
Просмотр праздничного представления в национальных костюмах эвенков (приглашение творческой группы школы «Арктика»)
Очное знакомство с культурными обычаями эвенков, их национальной одеждой.
17
18
19
20
21
8.Работа над проектами: «Праздничные национальные костюмы разных народов РС(Я)».
5
Изготовление праздничных костюмов разных народов. - работа по группам, в парах. Подготовка защиты проекта.
Защита проекта. Выставка моделей национальных костюмов.
22
Защита проектов
1
Защита проектов - выставка моделей национальных костюмов, поделок, рисунков, демонстрация презентаций о национальной культуре.
Защита проекта. Выставка моделей национальных костюмов
23
24
25
9.Влияние европейской культуры на традиционную одежду народов РС(Я).
3
Сообщения о влиянии европейской культуры на традиционную одежду народов республики Саха (Я)
Представление сообщений.
26
Современный национальный костюм
1
Изучение моделей современного национального костюма. Создание собственных костюмов с элементами традиционных национальных украшений.
Представление эскизов моделей.
27
28
29
30
31
10.Подготовка к выставке «История развития национального костюма у народов РС(Я)»
5
Подготовка исторических справок о костюмах. Представление национальных костюмов разных эпох из разного материала, в различной технике. (папье-маше, бумага разного качества, ткани, мех, пряжа и др.) Изготовление учебного пособия для уроков культура народов РС(Я)
Выставка моделей, историческая справка
32
Организация выставки. Представление национальной одежды на уроках в классах.
1
По мере готовности групп - обучающиеся представляют свои работы в классах с информацией об истории создания национального костюма, его предназначении.
Представление костюмов в классах на уроках культуры народов РС(Я).
33
Итоговое занятие
1
Игра-викторина «Что? Где? Когда?». В игре участвуют сформированные команды.
Несколько обучающихся оказывают помощь учителю в организации игры-викторины.
Определения уровня знаний и умений у обучающихся
34
Резерв
1
3.2. Использование ЦОР - кабинеты оснащены компьютерами, проекторами, в работе используются цифровые образовательные ресурсы, выполненные учителем.
-
Ювелирное дело.
-
Использование орнамента в национальных костюмах и украшениях.
-
Культура народов Севера. Юкагиры.
-
Культура народов Севера. Долганы.
-
Культура народов Севера. Чукчи.
-
Культура народов Севера. Эвены.
-
Культура народов Севера. Эвенки.
-
Культура народов Севера. Якуты.
-
Национальная одежда якутов.
3.3. Используемая литература.
-
Винокурова У.А. «Сказ о народе саха». - Якутск: Нац.кн. изд-во «Бичик».1994.
-
Илин - исторический, культурологический журнал.
-
Маэстро - приложение к журналу Илин.
-
«Сардана» Акционерная фирма художественных промыслов - Якутск, 1992
-
Серошевский Вл. «Якуты» - М., 1993.
-
Хабарова М.В. «Народное искусство Якутии» - Изд-во «Художник РСФСР», 1981.
-
Холбос. Фотоальбом о потребительской кооперации республики Саха (Я), Якутск, 1993.
-
Энциклопедия Якутии. Том 1.под ред. Ф.Г. Сафронова - М. 2000
-
yandex.ru/images/search?text
-
yandex.ru/images/ республики Саха»
-
uvd45.ru›11-klass/traditcionnaia…odezhda…iakutov/
-
milamax.ru/istoriko-etnograficheskiy-buklet--