• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья Занятия физической культурой и спортом - фактор формирования эмоционально-волевой сферы подростка

Статья Занятия физической культурой и спортом - фактор формирования эмоционально-волевой сферы подростка

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ - ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура и спорт эмоциональная сфера личности подростка, волевые качества, самочувствие.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне современного социума - учебного, производственно-трудового, социально-экономического, семейно-бытового, духовного, оздоровительного, определяются уровнем здоровья.

Поэтому понятие «здоровье», можно определить следующим образом: здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и развития волевых качеств. Воля, представляя собой структурно сложную сторону личности, проявляется в волевых действиях через волевые качества: целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержку и самообладание, дисциплинированность. Волевые качества, становясь устойчивыми, переходят в черты характера, которые и определяют отношение человека к обществу и деятельности. Волевым усилием, с физиологической точки зрения, принято считать состояние внутреннего напряжения, направленного к сбалансированию процессов возбуждения и торможения. Такое сбалансирование достигается механизмами второй сигнальной системы. В одном случае волевое усилие обеспечивает преодоление чрезмерного возбуждения, в другом - торможения (например, при длительной мышечной работе преодоление охранительного торможения), в третьем - преодоление столкновения этих процессов (в резко меняющихся условиях).

Волевые усилия в зависимости от характера трудностей, с преодолением которых они связаны, подразделяются на несколько групп. К первой группе относят волевые усилия при мышечных напряжениях, ко второй - при напряжении внимания, к третьей - волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости, к четвертой - с соблюдением режима и к пятой - с преодолением чувства страха. Волевое действие, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску. Эмоция -это субъективное состояние личности, возникшее в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей, а также переживание человеком своего личного отношения к тем или иным отношениям действительности. С положительными или отрицательными эмоциями, связано и выполнение действия, достижение определенных результатов. Успешное выполнение деятельности сопровождается стеническими эмоциями, мобилизующими на преодоление еще больших трудностей. Отрицательные эмоциональные переживания и состояния в ряде случаев затрудняют выполнение соответствующих действий.

Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания особенностей строения и закономерностей развития эмоций. Процесс завершения развития эмоционально-волевой сферы происходит в подростковом возрасте, в котором стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Изучение эмоциональной сферы школьника подростка является одной из актуальных проблем психологии. Ее решения требует не только логика развития психологического знания, но и практические запросы. Эмоциональный процесс в развитии подростка включает три основных компонента.

Первый из них, - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается подростком как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как качество эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны.

Одним из важнейших аспектов в сфере содействия гармоничному развитию подростков, их эмоциональной сферы, является физическая культура и спорт как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Занятия спортом способствуют формированию у подростков положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение в определенных пределах интенсивности связано с возникновением приятных ощущений. Спортивная деятельность и физическое воспитание предоставляют обширное поле деятельности для развития эмоциональной сферы подростка. Уроки физической культуры, тренировки и соревнования строятся на возможности проявления сильных эмоциональных переживаний, освоения приемов владения эмоциями. При этом поведение человека, особенно при проявлении быстроты, силы, выносливости, ловкости и пластичности видно невооруженным глазом, легко наблюдаемо, и оценивается педагогами и партнерами. Наличие правил соревнований, использование средств контроля результатов физических упражнений способствует установлению связи потребностей и эмоций на разных психологических уровнях: от интерорецептивных ощущений и эмоциональных состояний до активизации и деятельности субъекта. Особенная роль эмоций в спорте заключается в том, что они не несут информации о внешних объектах и ситуациях, в которых осуществляется деятельность, но зато непосредственно отражают отношения между потребностями и способом ее удовлетворения. Эмоции как бы санкционируют деятельность прошлую, настоящую, будущую. Эти связи сохраняются в памяти человека, затем выступают регуляторами его деятельности. Это обстоятельство весьма существенно для спорта и физическоговоспитания.
Эмоция может внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации. Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние. В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния. Основным условием достижения положительных результатов в формировании эмоциональной сферы подростка в ходе учебно-тренировочного процесса, служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Достижение поставленных целей это - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания. Спорт - это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс общения. Общение и складывающиеся межличностные отношения в совместной, коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания творческой личности. В процессе занятий физкультурой и спортом закаляется воля школьника, его характер, совершенствуется умение управлять собой и своими эмоциями, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения. Спортсмен подросток занимается самопознанием и самосовершенствованием. Он должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Без самопознания ему не обойтись. Это работа трудная, кропотливая. Соревнуясь с соперниками, он обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта, победы не достигнешь. Надо думать, решать, уметь разгадать стратегию соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки и эмоции, навязывать свою игру. Данные приемы необходимы в баскетболе, волейболе, футболе, хоккее, и других видах спорта. При этом игровая деятельность выступает как естественная форма приобретения опыта взаимоотношения людей, реализации творческих возможностей. Умелое сочетание индивидуальных и коллективных действий в процессе игры формирует активную, творческую личность, стремящуюся к постоянному поиску решений. Совершенствуясь на занятиях физической культуры, человек самосовершенствуется всесторонне. В современном образовании, наряду с традиционными ценностями, знаниями, умениями и навыками важнейшее значение приобретает развитие способностей индивида к творческому мышлению. Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. Творческая активность школьника заключается в том, что обучающийся не просто воспринимает поставленную задачу, но и сам отыскивает способы ее решения. Творческий уровень характерен для школьников, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Обучаясь в школе, подросток должен сформировать потребность в творческом труде разной направленности это освоение новых движений, выходом на новый уровень развития физических качеств, демонстрировать организаторские способности в роли учителя или судействе спортивных состязаний и многое другое. Подросток, занимающийся спортом, формирует самого себя, своё настроение.

Важно помнить, условием формирования любых способностей или компенсирующих его качеств является трудолюбие. Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, неблагоприятный психологический климат в группе.

Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера трусости, безволия, грубости и т. д. воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, ответственность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебнотренировочные занятия способствуют формированию у подростков нравственноэтических представлений, эмоционального контроля во многих поступках. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и самовоспитания занимающегося. Следовательно физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает освоение подростками, с одной стороны, основ физической культуры это знания и навыки в области физической культуры, оптимальный уровень двигательных способностей, хорошее физическое развитие, мотивы и освоенные способы умения осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность, а с другой - формирование эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер, подростка. Рассмотрев широкий круг вопросов, связанных с эмоционально-волевыми качествами при занятиях физической культуры и спорта, можно заключить, что важнейшим результатом использования средств и методов физической культуры и спорта, является воспитание как эмоционально, так и собственно волевых качеств настойчивости, смелости, инициативности. При занятиях физическими упражнениями, эмоциональная насыщенность при соревновании, коллективный характер занятий способствует совершенствованию эмоционально-волевых качеств. В целом, средства физической культуры и спорта способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемым в процессе занятий.

Список литературы

  1. Анохин П. К. Психология эмоций: Тексты. М.: Просвещение, 1984.

  2. Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности М.:, 1957

  3. Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена // Теория и практика физической культуры, 2002 №7

  4. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Изда-во МГУ, 1980

  5. Марищук В.Л., Романенко Н.В. Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями. - В кн. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта СПб: 1999

  6. Мельников В.М. Психология: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1987

  7. Попов А.Л. Спортивная психология Учебное пособие для физкультурных вузов М. Изд-во «Флинта», 2001

  8. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте М., 1977-140 с.

  9. Смоленцева В.Н. Психорегуляция в спорте // Теория и практика физической культуры, 2001№5




© 2010-2022