• Преподавателю
  • Физкультура
  • Личностно-ориентированный выбор в отдельном виде спорта – как способ развития и укрепление физического состояния учащейся молодежи

Личностно-ориентированный выбор в отдельном виде спорта – как способ развития и укрепление физического состояния учащейся молодежи

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный выбор в отдельном виде спорта -

как способ развития и укрепление физического состояния

учащейся молодежи

Сидоров Д.Г., Слонова Т.А., Швецова Н.В., Гурова Е.А.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный

университет

г. Нижний Новгород

Проблема здоровья неотделима от проблемы физической культуры человека, она возникает вместе с ней и видоизменяется соответственно условиям, которые создает себе сам человек.

В совокупности социальных мер, обеспечивающих охрану здоровья молодого поколения, определенное место принадлежит физической культуре и спорту, которые обеспечивают высокую учебно-трудовую активность учащейся молодежи и высокую работоспособность их после окончания вуза.

В условиях высшего учебного заведения возрастающую социальную роль и значимость приобретают физкультурно-спортивные мероприятия. Во-первых, именно они показывают состояние решения широкого круга задач физического воспитания, развития студенческого спорта, внедрения здорового образа жизни, воспитательного назначения спорта. Во-вторых, они являются методом приобщения студентов к физической культуре и спорту, повышения уровня их физической подготовленности, воспитания полезных двигательных навыков и умений, стимулируют интерес к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. В-третьих, они создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся.

Уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность. А личный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающееся в отношении личности к здоровью.

Развитие физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности.

Вопрос личностного формирования интереса к занятиям спорта, степени удовлетворенности практическими занятиями студенческой молодежи занимает одно из приоритетных мест в организации работы кафедр физической культуры.

Спорт - это совокупность наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, располагающих огромными возможностями воздействия на человека с целью укрепления его здоровья, гармоническому воспитанию личности, развития способностей к высокопроизводительному труду.

В спорте, как ни в каком другом виде деятельности, человек с наибольшей полнотой и разносторонностью раскрывает и познает себя. Это помогает ему правильнее оценить выбор профессии, своевременно развивать необходимые способности за счет более осознанного и активного самообразования и самовоспитания.

Проведенный анкетный опрос среди студентов 1-4 курсов ННГАСУ (всего опрошено более 400 учащихся) показал, что наиболее определенный интерес в выбранном виде спорта у молодежи вызывает: (см. табл. 1).


Таблица 1. Сводная таблица результатов опроса студентов

Какой вид спорта Вы предпочитаете?

Всего опрошенных (юн., дев)

В том числе

юношей

девушек

легкая атлетика

26,0 %

24,0 %

28,0 %

лыжный спорт

10,0 %

4,0 %

16,0 %

спортивные игры

46,0 %

60,0 %

32,0 %

другой вид спорта

18,0 %

12,0 %

24,0 %


Из анкетных данных видно, что повышенное предпочтение студенческая молодежь отдает спортивным играм. И это не случайно, так как спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной деятельностью и положительными эмоциями, эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувства товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива и др.

Формирование мотивов к занятиям спорта происходит под воздействием агитации и пропаганды. Так в частности на вопрос, заданный студентам: «В чем в большей мере определено Ваше предпочтение вида спорта?» - были получены следующие результаты (см. табл. 2).


Таблица 2. Сводная таблица результатов опроса студентов


Всего опрошенных (юн. и дев.)

В том числе

юношей

девушек

занимался спортом в школе

42,0 %

40,0 %

44,0 %

заодно с друзьями

36,0 %

28,0 %

44,0 %

слышал о качестве проводимых тренировок

2,0 %

4,0 %

-

способствует ППФП

-

-

-

это современный вид спорта

14,0 %

24,0 %

4,0 %

случайный выбор

6,0 %

4,0 %

8,0 %


Наши исследования выявили тот факт, что степень реального вовлечения студенчества в активные физкультурно-спортивные занятия все еще остаются на достаточно низком уровне. Эта характерность для нынешнего молодого поколения связана, прежде всего, с неразработанностью вопросов формирования и развития потребностей молодежи в физическом совершенствовании, детерминирующую их физкультурно-спортивную активность.

Важность и актуальность проблемы состоит в том, что потребность в занятиях физической культурой и спортом - это объективная необходимость жизнедеятельности и всестороннего развития человека, в той или иной степени отражаясь в сознании людей, является источником их деятельности, направленной не только на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, но и на формирование таких фундаментальных потребностей как нравственные и эстетические, в общении и коллективной деятельности, знаниях и творчестве, активном отдыхе и восстановлении, в признании другими людьми, самоутверждении и т.д.

Выводы:

  1. Физическая культура и спорт должны стать потребностью учащейся молодежи, способствовать не только укреплению их здоровья, но и удовлетворению духовных запросов, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности.

  2. Улучшить организацию физического воспитания можно с помощью дифференцированного построения учебного процесса, с учетом особенностей подготовленности и физического развития студентов, их физкультурных и спортивных интересов.

  3. Эффективность занятий по физической культуре и спорту можно повысить, увеличив использование в них технических средств обучения, усилив их профессионально-прикладную направленность, с применением компьютерной техники, повышающая надежность управления физическим состоянием студентов.


С П Р А В К А



  1. Сидоров Дмитрий Глебович - доцент каф. «Физическая культура»,

ННГАСУ.

  1. Слонова Татьяна Анатольевна - ст. преподаватель каф. «Физическая

культура», ННГАСУ.

  1. Швецова Наталья Викторовна - ст. преподаватель каф. «Физическая

культура», ННГАСУ.

  1. Гурова Елена Александровна - преподаватель каф. «Физическая культура», ННГАСУ.


  1. Адрес: 603950 г. Нижний Новгород, ННГАСУ (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), ул. Ильинская 65, кафедра «Физическая культура», тел. 430-53-25.

5555555555555555555555555

© 2010-2022