- Преподавателю
- Физкультура
- Личностно-ориентированный выбор в отдельном виде спорта – как способ развития и укрепление физического состояния учащейся молодежи
Личностно-ориентированный выбор в отдельном виде спорта – как способ развития и укрепление физического состояния учащейся молодежи
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гурова Е.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Личностно-ориентированный выбор в отдельном виде спорта -
как способ развития и укрепление физического состояния
учащейся молодежи
Сидоров Д.Г., Слонова Т.А., Швецова Н.В., Гурова Е.А.
Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет
г. Нижний Новгород
Проблема здоровья неотделима от проблемы физической культуры человека, она возникает вместе с ней и видоизменяется соответственно условиям, которые создает себе сам человек.
В совокупности социальных мер, обеспечивающих охрану здоровья молодого поколения, определенное место принадлежит физической культуре и спорту, которые обеспечивают высокую учебно-трудовую активность учащейся молодежи и высокую работоспособность их после окончания вуза.
В условиях высшего учебного заведения возрастающую социальную роль и значимость приобретают физкультурно-спортивные мероприятия. Во-первых, именно они показывают состояние решения широкого круга задач физического воспитания, развития студенческого спорта, внедрения здорового образа жизни, воспитательного назначения спорта. Во-вторых, они являются методом приобщения студентов к физической культуре и спорту, повышения уровня их физической подготовленности, воспитания полезных двигательных навыков и умений, стимулируют интерес к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. В-третьих, они создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся.
Уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность. А личный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающееся в отношении личности к здоровью.
Развитие физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности.
Вопрос личностного формирования интереса к занятиям спорта, степени удовлетворенности практическими занятиями студенческой молодежи занимает одно из приоритетных мест в организации работы кафедр физической культуры.
Спорт - это совокупность наиболее эффективных средств и методов физического воспитания, располагающих огромными возможностями воздействия на человека с целью укрепления его здоровья, гармоническому воспитанию личности, развития способностей к высокопроизводительному труду.
В спорте, как ни в каком другом виде деятельности, человек с наибольшей полнотой и разносторонностью раскрывает и познает себя. Это помогает ему правильнее оценить выбор профессии, своевременно развивать необходимые способности за счет более осознанного и активного самообразования и самовоспитания.
Проведенный анкетный опрос среди студентов 1-4 курсов ННГАСУ (всего опрошено более 400 учащихся) показал, что наиболее определенный интерес в выбранном виде спорта у молодежи вызывает: (см. табл. 1).
Таблица 1. Сводная таблица результатов опроса студентов
Какой вид спорта Вы предпочитаете?
Всего опрошенных (юн., дев)
В том числе
юношей
девушек
легкая атлетика
26,0 %
24,0 %
28,0 %
лыжный спорт
10,0 %
4,0 %
16,0 %
спортивные игры
46,0 %
60,0 %
32,0 %
другой вид спорта
18,0 %
12,0 %
24,0 %
Из анкетных данных видно, что повышенное предпочтение студенческая молодежь отдает спортивным играм. И это не случайно, так как спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной деятельностью и положительными эмоциями, эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувства товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива и др.
Формирование мотивов к занятиям спорта происходит под воздействием агитации и пропаганды. Так в частности на вопрос, заданный студентам: «В чем в большей мере определено Ваше предпочтение вида спорта?» - были получены следующие результаты (см. табл. 2).
Таблица 2. Сводная таблица результатов опроса студентов
Всего опрошенных (юн. и дев.)
В том числе
юношей
девушек
занимался спортом в школе
42,0 %
40,0 %
44,0 %
заодно с друзьями
36,0 %
28,0 %
44,0 %
слышал о качестве проводимых тренировок
2,0 %
4,0 %
-
способствует ППФП
-
-
-
это современный вид спорта
14,0 %
24,0 %
4,0 %
случайный выбор
6,0 %
4,0 %
8,0 %
Наши исследования выявили тот факт, что степень реального вовлечения студенчества в активные физкультурно-спортивные занятия все еще остаются на достаточно низком уровне. Эта характерность для нынешнего молодого поколения связана, прежде всего, с неразработанностью вопросов формирования и развития потребностей молодежи в физическом совершенствовании, детерминирующую их физкультурно-спортивную активность.
Важность и актуальность проблемы состоит в том, что потребность в занятиях физической культурой и спортом - это объективная необходимость жизнедеятельности и всестороннего развития человека, в той или иной степени отражаясь в сознании людей, является источником их деятельности, направленной не только на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, но и на формирование таких фундаментальных потребностей как нравственные и эстетические, в общении и коллективной деятельности, знаниях и творчестве, активном отдыхе и восстановлении, в признании другими людьми, самоутверждении и т.д.
Выводы:
-
Физическая культура и спорт должны стать потребностью учащейся молодежи, способствовать не только укреплению их здоровья, но и удовлетворению духовных запросов, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности.
-
Улучшить организацию физического воспитания можно с помощью дифференцированного построения учебного процесса, с учетом особенностей подготовленности и физического развития студентов, их физкультурных и спортивных интересов.
-
Эффективность занятий по физической культуре и спорту можно повысить, увеличив использование в них технических средств обучения, усилив их профессионально-прикладную направленность, с применением компьютерной техники, повышающая надежность управления физическим состоянием студентов.
С П Р А В К А
-
Сидоров Дмитрий Глебович - доцент каф. «Физическая культура»,
ННГАСУ.
-
Слонова Татьяна Анатольевна - ст. преподаватель каф. «Физическая
культура», ННГАСУ.
-
Швецова Наталья Викторовна - ст. преподаватель каф. «Физическая
культура», ННГАСУ.
-
Гурова Елена Александровна - преподаватель каф. «Физическая культура», ННГАСУ.
-
Адрес: 603950 г. Нижний Новгород, ННГАСУ (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), ул. Ильинская 65, кафедра «Физическая культура», тел. 430-53-25.
5555555555555555555555555