Доклад «Коррекционная направленность урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей. Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения. В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция) Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Коррекционная направленность урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида»Коррекционная направленность урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Коррекция - система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

Коррекционная работа - это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.

Общая коррекция заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.

Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов. Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.

Коррекционная направленность уроков особо значима при работе с такими детьми. Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физической культуры. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики.

Кроме основных предметов в учебный план включены предметы коррекционной направленности такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), социально-бытовая ориентировка (СБО).

Занятия ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков.

Уроки ритмики. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки.

Уроки «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель: максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности.

Уроки устной (разговорной) речи. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.

Занятия с учителем-логопедом. Цель: коррекция речевых нарушений.

Уроки СБО. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина.)

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие навыков адекватного общения.

6.Развитие речи, овладение техникой речи.

7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Работая учителем детей с нарушением интеллектуального развития необходимо знать особенности проведения уроков. Рассмотрим основные общедидактические требования. Эти требования общие и для коррекционных и для общеобразовательных школ.

1. Общедидактические требования:

  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

  2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

  4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

  5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

  6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

  7. Урок должен быть оснащен:

    • техническими средствами обучения;

    • дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

    • весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

  9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

  10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

    • проведение физминуток (начальная школа - 2 физминутки, старшая школа - 1 физминутка);

    • соответствие мебели возрасту детей;

    • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

    • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

    • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

  11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

    • оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

    • способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

2. Специальные требования:

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

  2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

  6. опора на более развитые способности ребенка;

  7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

- выбор цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение учащихся к деятельности на уроке;

- развитие интереса к уроку;

- чередование труда и отдыха.

Тему урока учитель выбирает из программы; она должна соответствовать его тематическому плану. Цели урока: у нас их три - образовательна (дидактическая), коррекционно-развивающая, воспитательная.

В практике специальных школ 8-го вида как и в других общеобразовательных школах различают следующие типы уроков:

1.Комбинированный урок;

2.Урок изучения нового материала;

3.Урок закрепления знаний;

4.Урок повторения изученного материала

5.Урок систематизации и обобщения знаний

6.Урок проверки и оценки знаний

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Вот примерная структура комбинированного урока:

- организационный момент и подготовка к уроку;

- организация учебной деятельности;

- проверка домашнего задания;

- повторение ранее изученного материала;

- подготовка к восприятию нового материала;

- изучение новых знаний;

- коррекция в процессе получения новых знаний;

- закрепление нового материала;

- подведение итогов;

- объявление домашнего задания;

- вывод из урока.

Определив структуру урока, учитель выбирает методы работы на каждом этапе. Здесь важно учитывать следующие моменты:

1. Любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по обработке учебной информации: повторять, закреплять, изучать и т.п.; учитель должен заранее знать объем и способы информации, отрабатываемой им и учениками. Дня этого необходимо четко сформулировать инструкции учащимся, чтобы не повторять дважды, что и как делать.

2. Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включенные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто считали, писали, отвечали, но и делали это с включением в активную работу психологических функций.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен их скомбинировать таким образом, чтобыосуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке, и тем самым реализовался охранительный режим обучения. Нельзя допускать такое планирование урока, в ходе которого ученики все время работают в режиме беседы, или долго пишут, или долго читают. Учитель должен упражнять их в различных видах деятельности: слушают (учителя) - отвечают (беседа) - думают и пишут (программированные задания) - рассказывают (рассказ ученика) - играют (кроссворд) - читают (работа с текстовым материалом) и т.д. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта урока должен думать не о том, что он будет делать («я объясняю», «я повторяю», «я спрошу»), а прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода. Такой подход к планированию урока способствует реализации педагогом роли организатора учебного процесса, а не роли главного источника знаний, что, бесспорно, малополезно для наших подопечных.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания. Остановимся поподробнее на коррекционно-развивающих задачах.

Коррекционная задача урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практически невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций. Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация и сравнения. Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ текста) от учащихся требуется умение запоминать текст и воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти. На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа может быть направлена на восприятие и зрительную память. Таким образом, коррекционная задача должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их активную работу будет подступать и отрабатываться учебная информация.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;

  • развитие слухового восприятия…;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…

Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока. Например, организационный момент урока преследует цель: создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. Физкультминутка и офтальмопауза даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. Физкультминутка и офтальмопаузы, логопедические разминки - по выбору учителя - что походит по содержанию к теме урока. Коллективные виды работ или выступления перед классом способствуют коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Эта же цель реализуется и на классных часах. При выполнении заданий, упражнений на любом уроке задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся.



© 2010-2022