- Преподавателю
- Физкультура
- «Работа со спортивно одаренными детьми по предмету Физическая культура»
«Работа со спортивно одаренными детьми по предмету Физическая культура»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Койлакаев Б.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Работа со спортивно одаренными детьми по предмету "Физическая культура"»
учитель Койлакаев Бегали Алимуратович
МАОУ СОШ "Земля родная" г. Новый Уренгой
В настоящее время прослеживается повышенный интерес к проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей и, в совокупности, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность - одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Одним из актуальных направлений в работе учителя физической культуры является работа с одаренными детьми.
Одаренность по предмету "физическая культура" рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности.
Внеурочная деятельность осуществляемая с одаренными детьми, включает в себя спортивные кружки, секции, студии, творческие мастерские, которые дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Особым пластом является работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях, которые уже очень рано продемонстрировали способности в какой-либо области и стали получать подготовку в этой области (легкая атлетика, футбол, единоборства и т.д.). Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играет участие школьников во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету "Физическая культура", которая включает теоретические знания предмета и комплексные спортивные состязания не только по видам физкультурно-спортивной по школьной программе, а и более широкий спектр двигательных спортивных действий.
Для сопровождения и развития одаренных детей необходима разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся по освоению предмета "Физическая культура".
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуально образовательного маршрута включает следующие компоненты:
-
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе Государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
-
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
-
технологический (определение используемых педагогических технологий, метов, методик, систем обучения и воспитания);
-
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
-
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
-
результативный (формируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
-
создать условия для индивидуализации и профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
-
сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
-
перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников" продолжается работа по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры".
Подготовка к областным олимпиадам по физической культуре должно проводиться в системе, начиная с 1 класса.
При работе с одаренными детьми необходимо обратить внимание на следующее:
-
осуществление сотрудничества учителей общеобразовательных учреждений с тренерами-преподавателями учреждений спортивной направленнсти с целью выявления и дальнейшего сопровождения детей, проявляющих способности в области физической культуры и спорта;
-
выявление и отбор детей из числа обучающихся для участия в спартакиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни) и участия на этапах Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры".
Практика показала, что более всего в работе учителя с одаренными учащимися по физической культуре преобладают следующие формы работы:
-
секционные занятия по видам спорта;
-
занятия исследовательской деятельностью;
-
фестивали, конкурсы;
-
подготовка и участия в олимпиадах;
-
работа по индивидуальным планам;
-
сотрудничество с другими школами;
-
соревнования.