- Преподавателю
- Физкультура
- Технологии по формирования навыков ЗОЖ у обучающихся
Технологии по формирования навыков ЗОЖ у обучающихся
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кутергин С.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему: «Инновационные технологии в формировании навыков ЗОЖ»
Слово здоровье, пожалуй, самое частое в общении людей. Что же такое здоровье? Так как человек существо социально-биологическое, то здоровье можно определить как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
От чего зависит здоровье? Существует 4 группы факторов, оказывающих влияние на здоровье.
-
биологические - пол, возраст, наследственность.
-
природные - климат, экология.
-
социальные - законодательство о здоровье, условия труда, быта, отдыха.
-
медицинские - уровень развития медицины.
Ведущее значение следует придавать социальным факторам. Чем выше уровень экономики, тем выше показатели общественного здоровья.
Мотивация здоровья и ЗОЖ занимает центральное место в сохранении здоровья каждого человека. Человек должен самостоятельно поддерживать мотивацию. Главным помощником в этом должно выступать общество: государство, школы, ВУЗы и прочие социальные институты.
Важную роль в поддержании здоровья играет Ф.К.
Под Ф.К. мы должны понимать систему совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, выработку потребности в физическом самосовершенствовании.
Частью физического воспитания учебный курс по ЗОЖ, целью которого является формирование у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотивного отравления организма. Развитие отвращения к пьянству, наркотикам, курению.
В настоящее время тема ЗОЖ является одной из главных в воспитательной системе любого учебного заведения. Современная психолого-педагогическая литература предлагает инновационные методы по повышению мотивации ЗОЖ. Программа воспитания ЗОЖ должна включать:
1. воспитание физической культуры человека.
2. воспитание навыков ЗОЖ.
3. практическое освоение оздоровительных систем.
Данные задачи решает технология спортивно-ориентированного физического воспитания. Инновационная сущность этой технологии состоит в том, что физическое воспитание предлагает спортивную ориентацию, т.е. выбор вида спорта или других форм физической активности ребенка.
Данная технология хороша тем, что интегрирует в себе принципы личностно-ориентированного образования и спортивной тренировки, устраняет целый ряд противоречий традиционного физического воспитания. Однако, спортивно-ориентированная ФК возможна только при наличии спортивной материально-технической базы.
Очень популярны здоровосберегающие технологии, цель которых заключается в формировании у учащихся потребности в ЗОЖ. Примеры таких технологий:
-
Технология «Дыхания» - освоение полного дыхания.
-
Технология «Коррекции речи» - релаксация речеобразующих органов, смена интонаций, речевые упражнения.
-
Технология «Коррекции зрения» - комплекс упражнений для расслабления глаз.
-
Технология «Опорно-двигательного аппарата» - профилактика двигательных нарушений, например, осанки, плоскостопия.
Также популярными сегодня являются элективные курсы по ЗОЖ, примерно можно использовать следующие темы:
- «ЗОЖ и вредные привычки»;
- «Основы валеологии»;
- «Коррекционное физическое воспитание».
Большую пользу в формировании ЗОЖ приносят волонтерские отряды учащихся, которые на личном примере показывают и доказывают преимущества ЗОЖ сверстникам.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы выделим для себя ряд приоритетных задач в формировании навыков ЗОЖ у учащихся:
-
Развитие двигательных качеств, умений и навыков, закаливание, координация осанки.
-
Формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности в укреплении своего здоровья.
-
Повышение физической и умственной работоспособности.
-
Формирование потребности в ЗОЖ.
-
Воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
-
Формирование системы знаний об анатомо-физиологический особенностей функционирования человеческого организма.
-
Развитие волевых и спортивно-физических качеств.
Эти задачи решаются посредствам:
- гимнастики;
- игр;
- туризма;
- природных сил;
- гигиенических факторов;
-санитарных норм.
Самыми приемлемыми формами работы в данном направлении являются:
- уроки ФК;
- уроки ЗОЖ;
- факультативные занятия;
- внеклассная и спортивно-массовая работа;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- занятия в системе дополнительного образования.