Функциональный тренинг на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


В конце мая 2015 года, для повышения профессиональных навыков, я посетил семинар под руководством известного в Санкт-Петербурге фитнес-тренера Виктора Кучмистрова и замечательного московского специалиста, ведущего методиста Федерации фитнес-аэробики России Дмитрия Желдакова. Меня настолько впечатлило и вдохновило все услышанное и увиденное, что я немедленно стал воплощать полученные знания и умения в жизнь, а именно, на уроках физической культуры в начальной школе. Семинар назывался «Функциональный тренинг. Стретчинг. Коррекция осанки.» В этой статье мне хотелось бы рассказать о том, что же такое функциональный тренинг.

Функциональный тренинг - тренировка, направлена на обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств (сила, выносливость, гибкость, быстрота и координационные способности) и их сочетания, улучшение телосложения и т.п. то есть того, что может подпасть под определение «хорошие физические кондиции», «хорошая физическая форма», «спортивный внешний вид» (эти же задачи ставит перед собой учитель физической культуры на своих уроках).
Функциональные тренировки изначально использовали профессиональные спортсмены. Фигуристы и конькобежцы с помощью специальных упражнений тренировали чувство равновесия, метатели дисков и копий - взрывную силу, спринтеры - стартовый толчок. Несколько лет назад функциональные тренировки стали активно внедрять в программу фитнес-клубов. Смысл функционального тренинга в том, что человек отрабатывает движения, необходимые ему в повседневной жизни: учится легко вставать и садиться за стол или в глубокое кресло, технично перепрыгивать через лужи, поднимать и удерживать на руках ребенка - список можно продолжать бесконечно, благодаря чему улучшается сила мышц, участвующих в этих движениях. Оборудование, на котором происходит тренировка, позволяет совершать движения не по фиксированной траектории, как на обычных тренажерах, а по свободной - это тяговые тренажеры, амортизаторы, мячи, свободные веса. Таким образом, Ваши мышцы работают и двигаются самым физиологичным для них образом, именно так, как это происходит в повседневной жизни. Подобные тренировки имеют значительную эффективность. Секрет в том, что функциональные упражнения вовлекают в работу абсолютно все мышцы Вашего тела, включая глубокие, ответственные за устойчивость, равновесие и красоту каждого нашего движения. Данный тип тренинга позволяет развить все пять физических качеств человека - силу, выносливость, гибкость, быстроту и координационные способности.

Равномерное и одновременное развитие верхних и нижних мышечных групп создает оптимальную нагрузку на всю костную структуру, делая наши движения в повседневной жизни более естественными. Добиться гармоничного развития всей нашей морфофункциональной системы позволяет функциональный тренинг.

Ещё одна особенность и отличительная черта функционального тренинга - это его вариативность. Благодаря тому, что в процессе занятий вам необходимо выполнять как можно более простые и естественные для организма движения, их количество может быть настолько велико, что каждая новая тренировка (урок) будет состоять из уникальных и не повторяющихся комплексов, задействовав различные группы мышц и постепенно укрепляя их (Вариативность очень важна в занятиях с детьми, поскольку, им быстро надоедает выполнять одни и те же упражнения).

Следует также учесть, что усложнение функциональных тренировок осуществляется не за счёт увеличения используемого веса, а при помощи усложнения выполняемых движений. Таким образом, в процессе тренировки вы избежите нежелательного чрезмерного напряжения в суставах и позвоночнике, что сведёт вероятность травм к минимуму. Всё это делает функциональный тренинг идеальным для использования на уроках физической культуры.

На своих уроках я перестал ограничиваться набором стандартных упражнений, необходимых для сдачи норм ГТО и выполнения нормативов. Те же «подтягивания» мы выполняем различными хватами, из различных положений и на различной высоте. Начинаем с простых упражнений, например, подтягивания на низкой перекладине из виса лежа (упражнение, которое в большинстве школ, «доступно» только девочкам) или подтягиваний по Голтису и постепенно переходим к более сложным видам подтягиваний, например, к тому же «классическому» подтягиванию на высокой перекладине прямым хватом. Кстати, «обезьяний» хват (когда большой палец руки находится снизу перекладины) с которым так нещадно борются учителя физической культуры, физиологически более естественен для человека. В каждом классе, каждый год возникает одна и та же ситуация, из десяти мальчиков «нормально» подтянуться могут один - два человека, остальные висят на перекладине «вяло подергиваясь» и ничего кроме, стойкой неприязни такие «упражнения» у них не вызывают. Занимаясь каждый урок «по чуть-чуть», а не только вовремя прохождения раздела «Гимнастика» мы с учениками добиваемся замечательных результатов, мальчики и девочки свободно сдают норматив по подтягиваниям, получая удовольствия от собственных результатов и от урока в целом.

Так же, на своих уроках, мы широко используем различный инвентарь. Мячи и гимнастические палки можно использовать для развития ловкости и координации (жонглирование) и для профилактики плоскостопия (положить палку на пол, походить и попрыгать по ней различными способами). Вместо гантелей используем две пластиковых бутылки с водой. Большой интерес у детей вызывают упражнения с резиной (бинт Мартенса стоит в аптеке сто рублей, гимнастическая лента около пятисот рублей, экономия существенная). Упражнения со скакалкой (обычной короткой и длинной, когда прыгают сразу несколько человек) универсальны, поскольку развивают сразу все физические качества. Подробное описание упражнений можно найти в моем блоге infourok.ru/user/mishakov-kirill-evgenevich/blog или найти в любом «интернет-поисковике».

Простота, доступность, универсальность - три кита функционального тренинга в море удовольствия от занятий физической культурой.




© 2010-2022