Мастер-класс на тему: Сплочение команды

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»















Мастер-класс


«СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ»


Составитель:

учитель

физической

культуры

Тюлюмова А.Г.



Югорск

2015

Мастер-класс

«СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ»


Добрый день, уважаемое коллеги, родители, учениники! Меня зовут Тюлюмова Алена Геннадьевна.

Я - учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должна проводить в спортивном зале. Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура - это не физ-ра (как часто пишут школьники в дневнике) и она не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе, надеюсь, не потеряет и в актовом зале. Я выбрала из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие упражнения в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.

У каждого педагога есть обязательные отправные моменты в проведении уроков, в организации воспитательного процесса в классе и школе. Я представлю свои - разграничение, общение, выбор, остановлюсь на последнем:

1) я выступаю за разграничение физкультуры и спорта в обучении, подразумевая, что уроки физкультуры - для всех и в рамках учебного расписания, а занятия спортом - для желающих и после уроков.

2) я приветствую общение учащихся на уроке; ведь если физкультура для всех, то она в обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.

3) я за то, чтобы физическую культуру как предмет всегда выбирали дети и она была для них главным предметом, потому что самое важное и дорогое для человека - это здоровье.

4) я исхожу из трёх принципов в обучении, которые могут обеспечить интерес ребёнка, а соответственно и его участие в работе: ученик должен хотеть, мочь и уметь.

«Хотеть» - это постоянное желание школьника что-то делать на уроке. «Мочь» - это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить при построении работы. «Уметь» - этот показатель определяется способностью учителя донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы он научился применять их на практике.

Итак, физкультура для всех и каждого! И для всех он должен быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание. А это всё позволяет учителю из класса создать команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить. Победить, прежде всего, себя.

Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.

Мне нужны ученики и, я приглашаю на 8 добровольцев (нужно чётное количество)…..

Любой урок физкультуры начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю несколько упражнений для активизации внимания и координации взаимных действий. Первое упражнение называется «Атомы и молекулы».

1. Упражнение «Атомы и молекулы»

Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы - одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулу, число атомов в которой я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? На каких предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?

Следующее разминочное упражнение учит координировать совместные действия, быстро считать, выявляет степень групповой сплочённости и настрой участников на взаимодействие.

2. Упражнение «Точка опоры»

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Материал: Не требуется.

Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем - 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая - две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу.

Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?

Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу в группе, задает доброжелательный тон.

Мои ученики уже готовы к более сложной работе, они быстро нашли контакт друг с другом, мы видим прекрасное взаимодействие и поэтому сейчас мы будем выполнять сложнокоординированные упражнения. Одно из таких упражнений - «Карандаши». Оно учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль - она проигрывает). Кроме этого стимулируются подушечки пальцев.

3. Упражнение «Карандаши»

Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль - она проигрывает).

Описание упражнения: Участники разбиваются на две группы. Каждой группе понадобятся карандаши (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Группы встают в круг и поднимают карандаши до уровня плеч, прижав его между указательными пальцами рук партнеров-соседей справа и слева. По команде ведущего они начинают движение: опускание карандашей, поднимание, сведение к центру, приседания, повороты и др.

Можно модифицировать упражнение: бег с одним карандашом в паре, можно зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй - левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету. Упражнение выполнимо в шеренге, колонне на месте и в движении.

Обсуждение: Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?

Ещё одно упражнение, которое тренирует умение действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Одновременно хорошо укрепляет мышцы пальцев и рук.

4. Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Описание упражнения: 8 участников делятся на две группы по 4 человека. Им выдают гимнастические палки и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.

Вместо палки можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру, гимнастический обруч или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников - опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение: Что препятствовало выполнению упражнения? Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?

И когда мои ученики хорошо разогрелись, настроились на взаимодействие, научились координировать свои действия, предлагаю самое сложное упражнение «Путаница», которое повысит тонус команды и окончательно сплотит участников.

5. Упражнение «Путаница»

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.

Обсуждение:

  • Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания?

  • Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

  • Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь многим пригодятся такие упражнения для проведения физкульминуток, классных часов. Можно использовать такие упражнения в проведении Дней здоровья. Я попрошу участников построиться в шеренгу лицом к залу, согнуть руки в локтях так, чтобы ладони были обращены вверх, изображая весы.



7. Завершающее упражнение «Спасибо!»

Описание упражнения: Участники встают в шеренгу (круг), и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую - это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Спасибо моим ученикам, у нас получилась хорошая сплочённая команда.

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует. А я же хочу закончить свой мастер-класс словами из песни, которую написал учитель музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:

Научить и душой обогреть - В этом весь наш учительский труд, И счастливее сделать сердца Предстоит нам за 40 минут…

Всем большое спасибо!



© 2010-2022