Формирование беговой осанки и обучение технике бегового шага

Формирование беговой осанки и обучение технике бегового шага. Для формирования беговой осанки, а также становление техники бегового шага применяют специальные упражнения беговой направленности, называемые специальными беговыми. Можно сказать, что данные упражнения предназначены для обучения и совершенствования составляющих бегового шага, куда входят: 1)    Положение туловища на высокой стопе – семенящий бег; 2)    Активный вынос бедра вверх – высокое поднимание бедра; 3)    Приближение пятки тол...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование беговой осанки и обучение технике бегового шага.

Для формирования беговой осанки, а также становление техники бегового шага применяют специальные упражнения беговой направленности, называемые специальными беговыми. Можно сказать, что данные упражнения предназначены для обучения и совершенствования составляющих бегового шага, куда входят:

  1. Положение туловища на высокой стопе - семенящий бег;

  2. Активный вынос бедра вверх - высокое поднимание бедра;

  3. Приближение пятки толчковой ноги после отталкивания к ягодице - захлестывание голени.

Специальные беговые упражнения считаются сложными координационно-техническими действиями, которые требуют специальной физической подготовленности. Их не рекомендуется применять во вводной части урока и во время разминочного бега, что часто приходится наблюдать на уроках физической культуры и тренировочных занятиях. Лучше использовать их в начале основной части, когда нагрузка по объему и интенсивности должна быть оптимальной и направленной на правильное выполнение задания с указанием двигательных приемов. Например: высокое поднимание бедра с максимальным подъемом бедра вверх и жесткой постановкой выпрямленной опорной ноги или активной работы рук.

Все специальные беговые упражнения выполняют с переходом на бег, сохраняя ритм, темп и «посадку» (положение туловища во время бега), соответствующие данному упражнению. Неправильное выполнение упражнений без постоянного исправления ошибок и формированию неправильного навыка, а значит, к нарушению техники и структуры бега.

В процессе изучения техники бегового шага по составляющим необходимо придерживаться такой последовательности обучения: 1) семенящий бег; 2) высокое поднимание бедра; 3) захлестывание голени.

Методическая карта № 1. Обучение технике семенящего бега.

Задача 1. Создать правильное представление о технике семенящего бега; настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники выполнения данного упражнения.

С р е д с т в а. Рассказ о необходимости изучения семенящего бега, о технике его выполнения с акцентом на различных деталях техники. Показ упражнения учителем или наиболее подготовленным учеником в полной координации. Опробование.

Методические указания. а) семенящий бег - это специальное беговое упражнение, которое используется для становления техники бега, формирования беговой осанки и исправления ошибок. Без правильного овладения техникой семенящего бега не рекомендуется приступать к обучению остальным специальным беговым упражнениям; б) семенящий бег способствует формированию свободному, легкого и раскрепощенного бега; в) семенящий бег учит правильной постановке стопы при отталкивании, умению в правильной последовательности чередовать фазы напряжения и расслабления во время бега, а также служит для укрепления мышц стопы и ног; г) после опробования дать общую оценку выполнения упражнения. Выделить одну-три главные ошибки и обратить внимание на причины их возникновения.

Например: главная ошибка - во время выполнения упражнения колени «остаются сзади», а не «выскакивают» перед собой (значит, учащийся не владеет свободной и расслабленной постановкой ноги на грунт и не умеет быстро «отскочить» за счет активной работы стопы); «вялая» стопа (следовательно, постановка стопы на грунт не будет активная и бег получится на полусогнутых ногах) или жесткая постановка стопы на грунт из-за неумения осуществлять мягкую работу стопы - как пружинка или мяч.

Двигательные установки к выполнению семенящего бега:

  1. Упражнение выполнять на высокой «упругой» стопе;

  2. Стопы ставить по одной прямой, прямо «под себя»;

  3. Туловище слегка наклонено вперед до угла 85 градусов;

  4. Голова держится прямо так, чтобы она была продолжением линии туловища;

  5. Подбородок слегка приподнят, мышцы лица и шеи не напряжены;

  6. Плечевой пояс расслаблен, руки опущены вниз;

  7. В момент приземления толчковая нога полностью выпрямлена во всех суставах, бедро маховой ноги свободно поднимается вверх, но не до горизонтали;

  8. Отталкивание активное, энергичное. Старайтесь выполнять упражнение так, словно дорожка под вами раскалена;

  9. Учитесь выполнять семенящий бег свободно и непринужденно, с мягкой и быстрой постановкой стоп.

Методическая карта № 2. Обучение технике высокого поднимания бедра.

Задача 1. Создать правильное представление о технике выполнения высокого поднимания бедра.

С р е д с т в а. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется специальное беговое упражнение - высокое поднимание бедра. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом. Показ упражнения в полной координации с акцентом на различных деталях техники. Опробование.

Методические указания: а) высокое поднимание бедра - это специальное беговое упражнение, которое используется для формирования правильной беговой осанки, становления и совершенствования техники бегового шага, для укрепления и развития силы мышц стопы и бедер, силовой выносливости, а также для развития подвижности в суставах; б) высокое поднимание бедра - сложное координационное упражнение, требующее специальной физической подготовленности, поэтому его выполнение без постоянного исправления ошибок приведет к закреплению, формированию неправильных двигательных навыков, а значит, к таким перегрузкам на организм, как «удары» по позвоночному столбу.

Двигательные установки к выполнению высокого поднимая бедра те же, что и к формированию правильной беговой осанки.

Надо обратить внимание на следующее:

  1. Работы стопы. Упражнение выполняют так же, как в семенящем беге - стопа «заряжена» и активно «отскакивает» от дорожки (как мяч, пружинка и т.д.);

  2. Опорная нога полностью выпрямлена во всех суставах;

  3. Бедро поднимается до горизонтали и выше за счет включения в работу мышц бедер и тазобедренного сустава;

  4. Плечевой пояс расслаблен, руки работают по широкой амплитуде: впереди до уровня подбородка, сзади - до отказа, одновременно с отработкой скрестного движения плечевого и тазобедренного поясов во встречных направлениях - «колено-локоть».

Методическая карта № 3. Обучение технике захлестывания голени.

Последовательность обучения технике захлестывания голени та же, что и при обучении технике высокого поднимания бедра.

Существуют два варианта выполнения упражнения: без отведения и с отведением бедра назад. Роль рук так же может быть двоякой: с активной работой рук, согнутых в локтевых суставах, или без такой работы, когда они свободно опущении вниз и «подключены» к работе ног. Рекомендуется в начале обучения выполнять упражнения без отведения бедра и с активной работой рук, что облегчает восприятие общего рисунка упражнения. В дальнейшем можно использовать различные способ его выполнения.

Ознакомившись со специальными беговыми упражнениями, следует запомнить. Что обучение им необходимо для формирования свободного, легкого и раскрепощенного бега, в основе которого лежит правильная беговая осанка.

Однако только одна беговая подготовка не обеспечивает разностороннего физического развития, поэтому в процессе учебного или тренировочного занятия надо применять также упражнения на укрепление мышечного корсета и развития других двигательных качеств.

Конспект подготовила учитель МБОУ СОШ № 3 по физической культуре

Катышева Галина Михайловна

© 2010-2022