- Преподавателю
- Физкультура
- Статья по теме Образование и здоровье
Статья по теме Образование и здоровье
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурнашев А.В. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образование и здоровье
В настоящее время в республике происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека.
В современных условиях на здоровье детей влияет множество факторов, важнейшими из которых является социальные, биологические и экологические.
Значительное место в осмыслении и решении задач сохранения и укрепления здоровья детей принадлежит системе образования. На образование как целостную государственную структуру, которая обеспечивает социализацию личности, ложится, помимо прочих, задач сохранения психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно в течение 10 - 11 лет. Опасность влияния школьных факторов риска усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а накапливаются в течение ряда лет.
Существует ряд факторов образовательной среды, влияющих на здоровье учащихся.
-
Учебные информационные перезагрузки учащихся.
-
Несовершенная организация учебного процесса, несоблюдения требований САНПИНов при составлении расписаний.
-
Несформированность универсальных, общеучебных навыков.
-
Слабый учет в обучении учащихся их индивидуальных особенностей.
-
Низкая двигательная активность.
Все эти факторы смыкаются на проблеме профессионализма учителя, его личностных, психологических особенностях, характере, эмоциональных проявлениях, состоянии здоровья, образа жизни и отношении к своему здоровью.
Для успешного решения задач модернизации образования в республике за последние годы сформировано сеть школ, которые сохраняют и укрепляют здоровье детей в ходе образовательного процесса. Идея содействия здоровью может успешно и продуктивно проникать во все аспекты школьной жизни. Это «Школы здоровья». Основная цель таких школ - это сохранение и укрепления здоровья детей путем развития личностных, духовных, психологических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным, экономическим, а также экологическим условием жизни.
Большое значение в укреплении здоровья школьников имеет организация рационального питания. Для этого нужно добиться адекватной энергетической ценности рационов, соответствующей энергозатратам детей;
-
Сбалансированности рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентом.
-
Обеспечения санитарно - гигиенической безопасности питания, включая соблюдения всех санитарных требований к состоянию пищеблока, постоянным продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Значительное место в системе мер по охране здоровья детей и молодежи занимает работа по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами.
Формирование культуры здоровья детей напрямую связано с проблемами взаимодействия школы и семьи. Необходимо объединить ресурсы и условия семьи и образовательных учреждений на основе создания заинтересованности в здоровье учащихся.
Здоровая, крепкая, полноценная семья является гарантом здоровья и благосостояния детей, подростков и молодежи, следовательно, народа и государства.
В современных условиях основным направлением физического воспитания должно стать овладение учащимся основами личной культуры должны быть направлены, прежде всего, на воспитание именно культуры, для чего строиться на обеспечении заинтересованного отношения учащихся к ним, а не на принуждении. Кроме того, требуется более активное и качественное обеспечение двигательного компонента в учебно - воспитательном процессе, в соответствующей организации перемен, включении физкультминуток и физкультпауз непосредственно в проведение уроков и.т.д.
В программе физкультурных занятий необходимо учитывать следующие аспекты: мотивационные приоритеты (занятия должны быть направлены на коррекцию осанки, нормализацию массы тела, улучшение здоровья), интерес к определенным видам двигательной активности, который проявляется в выборе различных видов оздоровительной гимнастики, спортивных игр, повышающих эмоциональность занятий, учет максимального уровня интенсивности физических нагрузок в зависимости от физического состояния школьников. Кроме того, обратить внимание на недостаточную физкультурную работу с ослабленными детьми необходимо исключить понятие и освобожден от физкультуры за счет организации групп ЛФК. Надо проводить большую работу по привлечению всех слоев населения к активным занятием физической культурой и спортом. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
Что нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья?
-
двигательная активность;
-
питание, главная функция которого - обеспечение организма энергией для поддержания температуры тела, выполнение физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста;
следующая функция - строительная, поставлять «строительный
материал» для создания тела и органов, третья - снабжение организма
биологическими активными веществами, регулирующими процесс
жизнедеятельности (витаминами);
-
благоприятная внешняя среда - это экологическая обстановка по месту проживания, региона в целом, города, села, объектов пребывания и.т.д.
-
соблюдение правил здорового быта, гигиена дома, личная гигиена, привычки, обычаи, традиции и образ жизни семьи;
-
психологическая атмосфера семьи - нервные стрессы, недостаток положительных эмоций считаются основной причиной появления болезней;
-
сильный иммунитет - большую роль в его поддержании и укреплении играет закаливание, чем моложе организм, тем беззащитнее он перед внешними воздействиями;
-
отсутствие вредных привычек.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, учащихся за счет:
-
реальной нагрузки содержания общего образования;
-
использования эффективных методов обучения;
-
повышения удельного веса и качества физкультурных занятий;
-
организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
-
улучшения организации питания обучающихся в ОУ;
-
рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Семья и школа должны дать каждому ребенку основу здорового образа жизни - как познать и сотворить себя.
В этой связи должны измениться отношения между взрослыми и детьми, между педагогами и родителями. Они должны стать примером для своих подопечных. Современный преподаватель не должен удовлетворять только передачей знаний учащимся. Учителя обязаны прививать детей «живые», не оторванные от жизни знания, умения и навыки.
Бурнашев А.В.