Статья по теме Образование и здоровье

Образование и здоровье В настоящее время в республике происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека. В современных условиях на здоровье детей влияет множество факторов, важнейшими из которых является социальные, биологические и экологические. Значительное место в осмыслении и решении задач сохранения и укрепления здоровья детей принадлежит системе образования. На образование как целостную государственную структуру, которая обеспечивает социализацию личности, ло...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование и здоровье



В настоящее время в республике происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека.

В современных условиях на здоровье детей влияет множество факторов, важнейшими из которых является социальные, биологические и экологические.

Значительное место в осмыслении и решении задач сохранения и укрепления здоровья детей принадлежит системе образования. На образование как целостную государственную структуру, которая обеспечивает социализацию личности, ложится, помимо прочих, задач сохранения психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно в течение 10 - 11 лет. Опасность влияния школьных факторов риска усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а накапливаются в течение ряда лет.

Существует ряд факторов образовательной среды, влияющих на здоровье учащихся.

  1. Учебные информационные перезагрузки учащихся.

  2. Несовершенная организация учебного процесса, несоблюдения требований САНПИНов при составлении расписаний.

  3. Несформированность универсальных, общеучебных навыков.

  4. Слабый учет в обучении учащихся их индивидуальных особенностей.

  5. Низкая двигательная активность.

Все эти факторы смыкаются на проблеме профессионализма учителя, его личностных, психологических особенностях, характере, эмоциональных проявлениях, состоянии здоровья, образа жизни и отношении к своему здоровью.

Для успешного решения задач модернизации образования в республике за последние годы сформировано сеть школ, которые сохраняют и укрепляют здоровье детей в ходе образовательного процесса. Идея содействия здоровью может успешно и продуктивно проникать во все аспекты школьной жизни. Это «Школы здоровья». Основная цель таких школ - это сохранение и укрепления здоровья детей путем развития личностных, духовных, психологических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным, экономическим, а также экологическим условием жизни.

Большое значение в укреплении здоровья школьников имеет организация рационального питания. Для этого нужно добиться адекватной энергетической ценности рационов, соответствующей энергозатратам детей;

  • Сбалансированности рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентом.

  • Обеспечения санитарно - гигиенической безопасности питания, включая соблюдения всех санитарных требований к состоянию пищеблока, постоянным продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Значительное место в системе мер по охране здоровья детей и молодежи занимает работа по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами.

Формирование культуры здоровья детей напрямую связано с проблемами взаимодействия школы и семьи. Необходимо объединить ресурсы и условия семьи и образовательных учреждений на основе создания заинтересованности в здоровье учащихся.

Здоровая, крепкая, полноценная семья является гарантом здоровья и благосостояния детей, подростков и молодежи, следовательно, народа и государства.

В современных условиях основным направлением физического воспитания должно стать овладение учащимся основами личной культуры должны быть направлены, прежде всего, на воспитание именно культуры, для чего строиться на обеспечении заинтересованного отношения учащихся к ним, а не на принуждении. Кроме того, требуется более активное и качественное обеспечение двигательного компонента в учебно - воспитательном процессе, в соответствующей организации перемен, включении физкультминуток и физкультпауз непосредственно в проведение уроков и.т.д.

В программе физкультурных занятий необходимо учитывать следующие аспекты: мотивационные приоритеты (занятия должны быть направлены на коррекцию осанки, нормализацию массы тела, улучшение здоровья), интерес к определенным видам двигательной активности, который проявляется в выборе различных видов оздоровительной гимнастики, спортивных игр, повышающих эмоциональность занятий, учет максимального уровня интенсивности физических нагрузок в зависимости от физического состояния школьников. Кроме того, обратить внимание на недостаточную физкультурную работу с ослабленными детьми необходимо исключить понятие и освобожден от физкультуры за счет организации групп ЛФК. Надо проводить большую работу по привлечению всех слоев населения к активным занятием физической культурой и спортом. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Что нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья?

  • двигательная активность;

  • питание, главная функция которого - обеспечение организма энергией для поддержания температуры тела, выполнение физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста;

следующая функция - строительная, поставлять «строительный

материал» для создания тела и органов, третья - снабжение организма

биологическими активными веществами, регулирующими процесс

жизнедеятельности (витаминами);

  • благоприятная внешняя среда - это экологическая обстановка по месту проживания, региона в целом, города, села, объектов пребывания и.т.д.

  • соблюдение правил здорового быта, гигиена дома, личная гигиена, привычки, обычаи, традиции и образ жизни семьи;

  • психологическая атмосфера семьи - нервные стрессы, недостаток положительных эмоций считаются основной причиной появления болезней;

  • сильный иммунитет - большую роль в его поддержании и укреплении играет закаливание, чем моложе организм, тем беззащитнее он перед внешними воздействиями;

  • отсутствие вредных привычек.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, учащихся за счет:

  • реальной нагрузки содержания общего образования;

  • использования эффективных методов обучения;

  • повышения удельного веса и качества физкультурных занятий;

  • организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

  • улучшения организации питания обучающихся в ОУ;

  • рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Семья и школа должны дать каждому ребенку основу здорового образа жизни - как познать и сотворить себя.

В этой связи должны измениться отношения между взрослыми и детьми, между педагогами и родителями. Они должны стать примером для своих подопечных. Современный преподаватель не должен удовлетворять только передачей знаний учащимся. Учителя обязаны прививать детей «живые», не оторванные от жизни знания, умения и навыки.

Бурнашев А.В.





© 2010-2022