Методическая разработка по физической культуре - Нартовский турнир «Единство»

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования РСО-А


Профессиональный лицей №4







Нартовский турнир «Единство»

(методическая разработка)



Преподаватель физической культуры -

Тезиева Альбина Александровна




ВМетодическая разработка по физической культуре - Нартовский турнир «Единство»ладикавказ 2013 г.

Учебно-воспитательные цели:

1) Приобщение учащихся к культуре русского и осетинского народов, к их национальным традициям;

2) Развитие физических качеств средствами осетинских и русских народных игр;

3) Воспитание чувства патриотизма и интернационализма.

Место проведения: спортивный зал.

Форма проведения: спортивно-фольклорный праздник.

Реквизит: кольцеобразная веревка, мешочки с солью, повязки на глаза, брусочки (альчики), деревянный мяч, деревянная пластинка, деревянная бита, инвентарь для городков, чаша Уацамонга с пивом, осетинские пироги, ларчики для собранных очков, картонные чаши (очки), мужской и женский осетинские костюмы, мел.

Художественное оформление: Российский и Осетинский флаги, гербы, шары, символизирующие цветовую гамму флагов, родовые башни, швейные изделия с осетинским . орнаментом, слайды с изображениями природы и памятников Осетии.

Музыкальное оформление: диски с осетинскими танцевальными мелодиями, баян для воспроизведения русской народной музыки.

Ход турнира: Турнир состоит из трех туров. Двенадцать участниц делятся на две команды, два осетинских рода (Ахсартаггата и Бората) и одеты в футболки разных цветов, им вручаются фамильные ларчики, куда будут собираться очки. Участникам предлагается внимательно слушать слова ведущего и запомнить, некоторые факты, так как в этом рассказе содержатся ответы на вопросы из III тура. Болельщики с флажками и плакатами активно болеют за свои фамилии. В некоторых играх предлагается поучаствовать зрителям, членам конкурсной комиссии.

Ведущий: В 1774 году в конце XVIII века маленькая Осетия присоединилась к великой России. И сегодня Осетия - это южная граница России на Северном Кавказе. Мысленно перенесемся на землю Осетии, представим, что мы находимся на поле Зилахар - это такое поле, где нарты (богатыри) устраивали состязания, танцы. И представим, что это не наше уважаемое жюри, а "Ныхас" (место, где собирались мужчины, старейшины и решали общественные дела, спорные вопросы, принимали важные решения). Но ни одно мероприятие в Осетии не начинается без вознесения молитвы к богу. А это делается с традиционной чашой Уацамонга (чудесная чаша Уацамонга служила премией за подвиги. Это чаша почета и уважения) и традиционными осетинскими тремя пирогами, которые являются не только осетинским национальным блюдом, но и символизируют: верхний - солнце; средний - землю; нижний - воду.

Помощники ведущего - парень и девушка в национальных костюмах подносят чашу и пироги к конкурсной комиссии.

Ведущий предлагает старшему вознести молитву к богу и дать разрешение на начало турнира.

Начинается I тур, где участницы разминаются с помощью танцевальных движений осетинских и русских народных танцев. Затем командам предлагается разойтись по своим родовым башням (в старину являлись необходимой принадлежностью каждой осетинской семьи, сооружались жилые, боевые и сторожевые башни).

Начинается II тур, где участники играют в осетинские и русские подвижные игры (игры прилагаются). По условию игры помощники ведущего вручают картонные чаши за каждое выигранное очко. Команды собирают чаши в ларчики.

Ill тур - это интеллектуальный конкурс. Командам задаются вопросы и за каждый правильный ответ вручается также картонная чаша (очко).

Вопросы: - Когда присоединилась Осетия к России?

- Каково стратегическое значение Осетии в современной жизни России?

- Что такое поле "Зилахар"?

- Что означает слово "Нарт"?

- Что означает, символизирует чаша Уацамонга ?

- Что такое "Ныхас"?

- Что символизируют три пирога?

- Что представляет собой родовая башня осетин?

- Что такое альчики?

- Как расшифровывается РСО-Алания.

После этого хором подсчитываются очки каждой фамилии и определяется победитель.

Ведущий подводит итоги турнира "Единство".

Помощники ведущего: Я - Осетия, Я - Россия!

Хором: Только в единстве наша сила!

Описание игр

I. Осетинские народные игры

Метание с плеча (Уоехскуазсей ахст)

Для этой игры берется мешочек с песком массой 200-300 гр. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

Правила игры. Место удара мешочка о землю отмечается. Выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Метание снизу (Бынай ахст)

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед. Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.

Правила игры. При повторении игры мешочек бросают левой рукой.

Игра в альчики(Тохси)

На ровной площадке чертят два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить камешками), по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди.

Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси - выбить альчики за пределы большого круга.

Правила игры. Если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).

Перетягивание (Бсендовнсей хъазт)

Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 - 2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Правила игры. Начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!». Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.

Игра со сланцевой пластинкой (Шела)

Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10-15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик (деревянный или каменный).

Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.

Правила игры. Играющие бросают камень строго по очереди.

Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае ифу ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.

Жмурки-носильщики (Уарчъхассач)

Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов - это могут быть детские игрушки, камешки и т.д.

На другом конце площадки, шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.

Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

II. Русская народная игра

Городки

На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки - рюхи. Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не разожжен город, т.е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т.е. ближе к расположению фигур.

По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры - выбить из города противника все рюхи.

Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки.

Литература:

1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.В. Кепеман. - М.: Просвещение, 1988.

2. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для старших классов средней школы - Владикавказ: Ир, 2000;

3. Сказания о нартах. Осетинский эпос. Изд. перераб. и доп. Пер. с осет. Ю. Либединского.М., «Сов. Россия», 1978


© 2010-2022