Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство современной школы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство современной школы

В настоящее время часто обсуждаются вопросы применения здоровье сберегающих технологий в сфере образования. Происходящее в общественной жизни требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих инициаций, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся компетентностей в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах жизнедеятельности человека. При этом очень важной проблемой является сохранение физического и психического здоровья школьников.

В связи современным учителям необходимо осуществить выбор технологий, способствующих формированию ЗОЖ. Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий - организационных и педагогических.

  • организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40-45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы:

  • социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

  • лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Каким образом реализуются данные технологии в наших образовательных учреждениях?

Одним из традиционных спортивно - оздоровительных городских мероприятий являются ежегодные Дни ЗДОРОВЬЯ и семейного общения, основная цель которых- пропаганда здорового образа жизни, укрепления института семьи, развития сотруднических связей между школой и семьями учащихся.

В школах проводятся спортивные праздники и мероприятия:

  • беседы о здоровом образе жизни;

  • анкета: «Алкоголь, сигареты, наркотики»;

  • тесты: «Ваш образ жизни».

  • соревнования «Весёлые старты»;

  • туристические соревнования «Тропа здоровья»,

  • акции «Мы выбираем спорт»,

  • фоторепортажи «Отдыхаем всей семьёй»

  • беседы на общешкольных родительских собраниях и многое другое, что способствует здоровому образу жизни.

Второй год в подряд все ОУ города участвуют в Региональном этапе «Спортивная суббота», в городской спартакиаде «ЗДОРОВЬЕ» школьников, где лицей и гимназия занимают ведущие места в рейтинге школ города.

Также традиционным стало внеклассное мероприятие «Я выбираю здоровый образ жизни», которое направлено на оздоровление детей, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Основные направления деятельности школы - образование и воспитание. Их необходимо осуществлять вместе с другой важной задачей - оздоровлением. Основными задачами деятельности педагогического коллектива являются пропаганда здорового образа жизни; формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом; воспитание потребности в здоровом образе жизни, привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня; организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.

Развитие всесторонних качеств личности в единстве - создаёт почву для их взаимодействия, взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

Внешкольная спортивно-оздоровительная деятельность более разнообразна. В данном направлении работают Советы физкультуры и спорта лицея и гимназии, созданные из числа классных физоргов и ведущих спортсменов ОУ. В функции Совета входит участие в разработке и проведении спортивно-массовых мероприятий, проведение физкультминуток и динамических пауз в закрепленных подшефных классах начальной и основной ступеней образования.

Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога - создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. На протяжении веков одним из главных и универсальных средств воспитания были физические упражненения. Образовательные учреждения должны создавать такие условия, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально- теоретическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Понимание физических возможностей своего тела способствует уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья обучающихся. Чем значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. В этой связи трудно не отметить значение занятий физической культурой, как в школе так и вне её стен для профилактики заболеваний. Физические упражнения и правильное питание главным образом оказывает здоровьесберегающее влияние на организм в целом. Занятие физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, перегрузок, развитию креативности, координации движений, эмоциональности, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, формировании правильной осанки.

Немецкий философ П. Фосс справедливо утверждал: «Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».

Влияние компьютера на здоровье школьника

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы применения здоровьесберегающих технологий. Даны рекомендации и сформулированы правила поведения учащихся при работе с компьютером.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, влияние компьютера на здоровье, компьютерные технологии.

В настоящее время очень часто обсуждаются вопросы применения здоровьесберегающих технологий в сфере образования. В обществе стараются соблюдать основные правила поведения при обучении, которые были известны и ранее. С детства нас учили, как сидеть за партой, сколько времени выполнять то, или иное задание, сколько должен длиться перерыв при подготовке к урокам и т.д. В то же время, вместе с повсеместным применением современных информационно-коммуникативных технологий, усиливается нагрузка на организм ребёнка, что в свою очередь обостряет проблемы здоровьесбережения особенно при работе с компьютерами и с другой оргтехникой.

Родителей волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Что же нужно сделать, чтобы сотрудничество ребенка с компьютером было безопасным? Современное обучение невозможно представить без использования компьютера. Однако работа на компьютере связана с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье учащихся, необходимо соблюдать определённые нормы и правила. Работая за компьютером, не забывайте сидеть прямо, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45- 60 см от глаз. Правило вроде бы простое, но его даже многие взрослые не торопятся выполнять, а ведь дети нас «копируют».

Зрительная система ребёнка не приспособлена к длительному рассматриванию изображения на экране монитора. Отсюда вытекает второе правило - информация на мониторе должна быть чётко видна (текст не мелкий, картинки не расплывчатые), расположение самого монитора удобное для работы.

Правильная организация рабочего места - залог хорошей работы. Вернёмся ко времени работы за компьютером. Почему для каждого возраста рекомендуется свое ограничение времени работы? Работа за компьютером перегружает наши глаза. Если монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, изображение двоится. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать несколько условий:

- время непрерывной работы за компьютером не должно превышать10-25 минут (в зависимости от возраста ребёнка) и чередоваться выполнением несложных упражнений для глаз;

- периодически отводите взгляд от монитора, фокусируя его на удалённом объекте;

- повернитесь и зафиксируйте взгляд на самой отдаленной точке, а потом плавно переведите взгляд на кончик носа (это упражнение рекомендуется выполнять по 10 - 15 раз три раза в день;

- отвернитесь от монитора и закройте глаза на 30 секунд, постарайтесь представить себе что-то приятное, это даст возможность не только отдохнуть глазам, но и расслабиться;

- не забывайте о «физминутках» для всего организма - встаньте, поразомнитесь, выполните несложные упражнения.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это особенно относиться к нагрузкам, связанным с работой за компьютером. Нужно быть особенно внимательным к детям, младшего возраста, они ещё не могут объективно оценивать своё самочувствие.

Использование компьютерных технологий позволяет во многом повысить заинтересованность детей, а также улучшить качество восприятия ими материала. Разные формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, и как следствие, преждевременной усталости. Увлечённость, положительный настрой ребёнка способствуют активизации его работоспособности. Работа с компьютером может очень благотворно влиять на развитие у детей определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером помогает развивать внимание и логическое мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения со сверстниками и привить навыки поиска и системного отбора полезной информации.

Таким образом, правильно организовав работу учащихся с компьютером, соблюдая при этом элементарные нормы и правила, можно реализовать все положительные стороны современных компьютерных технологий в сфере образования, минимизируя при этом отрицательное влияние современной оргтехники на здоровье учащихся.

Ссылки на электронные ресурсы:

1. ЕГЭ по информатике в компьютерной форме и СанПиН//Информатизация и образование: hotuser.ru/novosti-ege/2617-ege-po-informatike-v-kompyuternoj-forme-i-sanpin

2. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 3 сентября 2010 года)//Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.


© 2010-2022