• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ










Специальность

050141 Физическая культура

ПМ 01. Преподавание физической культуры

по основным общеобразовательным программам

МДК 01.01. Методика обучения предмету «Физическая культура»




Ульяновск, 2014

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Рассмотрено на заседании

предметно-методического объединения

преподавателей физической культуры

СОГЛАСОВАНО

Протокол № ___ от « __________ » 201...г.



Заместитель директора по УР ОГБОУ УПК №4

___________________ / Л.М. Антонова

Председатель ПМО

_____________________ / Е.В.Гаушкина

Авторы:

Е.А.Съемщикова - преподаватель ОГБОУ СПО УПК №4

Рецензенты:

____________________________________________________________________________________









1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планы практических занятий являются составной частью рабочей программы по междисциплинарному курсу Методика обучения предмету «Физическая культура», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. №535).

В документе представлены планы практических работ по темам междисциплинарного курса (МДК 01.01) Методика обучения предмету «Физическая культура», входящего в профессиональный модуль (ПМ. 01) Преподавание физической культуры

по основным общеобразовательным программам.

В планах практических занятий для каждой работы:

  • сформулированы цели с учётом ОК и ПК в рамках ПМ;

  • представлен перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы МДК;

  • перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;

  • указаны необходимые информационные материалы и оборудование;

  • предложены варианты практических заданий разных видов, направленных на формирование профессиональных умений, с эталонами (ответами и образцами выполнения заданий);

  • подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;

  • разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.

При организации практического занятия учитываются уровни усвоения материала, указанные в рабочей программе МДК:

1. Ознакомительный уровень - узнавание ранее изученных объектов и свойств.

2. Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.

3. Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

Все планируемые образовательные результаты соотносятся с указанными уровнями. Проверка сформированности каждого из результатов осуществляется с помощью специально разработанных заданий.

2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа выполняется на практическом занятии по междисциплинарному курсу (МДК) в соответствии с календарно-тематическим планированием по специальности.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.

Обучающийся может быть аттестован по МДК при условии выполнения всех практических работ, внесённых в календарно-тематическое планирование освоения образовательной программы.

В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:

  • ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;

  • изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;

  • выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;

  • оформить работу надлежащим образом.

Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по МДК или на специальных бланках отчёта в бумажном или электронном виде. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ (бланки отчёта) хранятся в учебном кабинете.

После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист образовательной программы обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по МДК.







Выбор средств и методов физического воспитания

Цель: уметь различать методы и средства физического воспитания, подбирая к ним примеры.

Задание:

  1. Классифицировать методы и средства физического воспитания, выбрать нужный вариант ответа.


Средства физического воспитания

Методы физического воспитания

1

2


Физические упражнения, оздоровительные силы природы, картинки, гигиенические факторы, команды, рассказы, показ, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные игры.


  1. Подобрать свои методы и средства в таблицу (по 5 наименований)


Критерии оценки:

5 (отлично) если задание выполнено в полном объёме

4(хорошо) в первом и во втором задании по одной ошибке

3(удовлетворительно) в заданиях допущено от 3 до 5 ошибок

2(неудовлетворительно) задание не выполнено в полном объеме, но есть правильные ответы.






Составление цикла физического упражнения



Цель: уметь составлять цикл физического упражнения согласно требованиям составления ОРУ

Задание:

  1. Составить упражнения заканчивающиеся на счёт 4,

  2. Составить упражнения заканчивающиеся на счёт 8,

  3. Составить упражнения заканчивающиеся на счёт 16.

Содержание упражнения

Методические указания

И.п.

1-

2-

3-

4-

И.п.

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7

8-

И.п………..16








Критерии оценки :

5 (отлично) если задание выполнено в полном объёме

4(хорошо) в первом и во втором и третьем задании по одной ошибке

3(удовлетворительно) в одном задании допущено до 3 ошибок

2(неудовлетворительно) задание не выполнено в полном объеме, но есть правильные ответы.







Составление комплекса утренней гимнастики



Цель: составлять комплекс утренней гимнастики для детей разного школьного возраста.

Задание:

1.Составить комплекс утренней гимнастики для младшего школьного возраста

2.Составить комплекс утренней гимнастики для среднего школьного возраста

3. Составить комплекс утренней гимнастики для старшего школьного возраста


Содержание упражнений

Методические указания









Критерии оценки :

5 (отлично) если задание выполнено в полном объёме

4(хорошо) есть незначительные ошибки в цикле составления упражнения

3(удовлетворительно) есть ошибки в последовательности и цикле составления упражнений

2(неудовлетворительно) задание не выполнено в полном объеме


Составление структуры обучения двигательному действию


Цель: уметь составлять по этапам обучение двигательному действию

Задание: по этапам составить обучение двигательному действию, применяя методы, приёмы, средства физического воспитания.

Этапы

Цель, задачи

Средства

Методы

Приёмы

Ошибки и пути их устранения

Начального разучивания


Углубленного разучивания


Закрепления и совершенствования



Критерии оценки :

5 (отлично) если задание выполнено в полном объёме

4(хорошо) есть незначительные ошибки в постановке цели и задаче

3(удовлетворительно) есть ошибки в последовательности и цикле составления упражнений

2(неудовлетворительно) задание не выполнено в полном объеме




Определение силы на разные группы мышц.

Цель: уметь определять тесты на силу на разные группы мышц.

Методические рекомендации.

Силу мышц определяют по максимальному проявлению усилия, которое может развить группа мышц в определенных условиях. Обычно одновременно сокращается целая группа мышц, поэтому трудно точно определить работу каждой отдельной мышцы в суммарном проявлении силы. Kроме того, в действии мышц участвуют костные рычаги.

Различают три вида мышечного сокращения: изометрическое, концентрическое (миометрическое) и эксцентрическое (илиометрическое). Определение динамической силы весьма сложно, поэтому обычно ограничиваются измерением статической (изометрической) силы и выносливости мышц. Мужчины достигают максимума изометрической силы в возрасте около 30 лет, потом сила уменьшается. Этот процесс быстрее идет в крупных мышцах нижних конечностей и туловища. Сила рук сохраняется дольше. В таблице "Средние значения изометрической силы некоторых мышечных групп" приведены показатели силы различных мышечных групп, полученных при обследовании около 600 человек (средний рост мужчин 171 см, женщин - 167 см).

Средние значения изометрической силы некоторых мышечных групп в зависимости от возраста (по E. Asmussen, 1968)

Показатель (кг)

Возраст, лет

20

25

35

45

55

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Сила кисти (±16%)*

55,9

37,5

59,9

38,5

58,8

38,0

55,6

35,6

51,6

32,7

Сила разгибателей туловища (±16%)

81,6

56,6

87,4

58,3

90,7

59,2

89,8

57,7

85,7

49,1

Сила сгибателей туловища (±17%)

60,6

40,9

64,2

42,2

66,7

42,4

66,0

41,5

63,0

33,6

Сила разгибателей ног сидя (±18,5%)

295

214

310

225

312

212

296

197

263

162

* Kоэффициент вариации

Динамическую силу можно измерить, например, методом поднятия тяжести. Сила идентичных групп мышц у разных людей неодинакова. Показатели силы у взрослых женщин ниже на 30-35% по сравнению с мужчинами.

Сила измеряется динамометрами различной конструкции.

Для определения силы кисти обычно используют динамометр Kоллена. Силу разгибателей туловища измеряют с помощью станового динамометра. Для более полного представления о мышечной системе следует дополнительно измерять силу мышц плеча и плечевого пояса, разгибаталей бедра и голени, а также сгибателей туловища. С этой целью используют универсальные динамометрические установки (см. рис. Динамометрическая установка для измерения силы разных мышечных групп).

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Динамометрическая установка для измерения силы разных мышечных групп

ЗАДАНИЕ:

1.С помощью динамометра определить силу кисти правой и левой руки (записать в таблицу).

2.С помощью становой тяги измерить силу мышц верхнего плечевого пояса (записать в таблицу).

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программамМетодические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

3Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам. Измерение показателей силы мышц. Для сопоставления индивидуальных значений силы отдельных мышечных групп у людей, отличающихся особенностями телосложения, рекомендуется рассчитывать силу мышц относительно веса тела. Относительная сила мышц рассчитывается по формуле: Fотн. = Fабс. / W

где Fотн. - относительная сила (кг), Fабс. - абсолютная сила (кг), W - вес тела (кг).

Тесты и оценки силовых показателей и подвижности

Даннные записать в таблицу.

Упражнения для определения силы мышц

Результат






Оценку скоростно-силовых показателей можно осуществить с помощью комплекса простых упражнений: Прыжки в длинну с места (в см) Впрыгивание на стул, отталкиваясь двумя ногами от пола (количество раз). Сгибание и разгибание рук в упоре на полу (число отжиманий за 15 с). Подъем ног под прямым углом из виса на прямых руках на гимнастической стенке (количество раз за 15 с). Подтягивание на перекладине (количество раз за 10 с). Поднимание туловища под прямым углом (ноги фиксирует партнер) из положения лежа на спине (количество раз за 30 с). Поднимание туловища (прогибание) из положения лежа на животе, руки вдоль туловища (количество раз за 15 с).

Оценка силы. Для оценки силовой выносливости рекомендуются следующие упражнения:

Приседания (количество приседаний) Выпрыгивание из приседа в высоту (количество выпрыгиваний) Подтягивание (количество раз) Отжимы от пола (количество раз) Из положения лежа на спине переход в положение сидя (количество раз). Из виса на гимнастической стенке подъем прямых ног под прямым углом (количество раз) Сила мышц кисти правой/левой руки Становая тяга Относительная сила мышц (по формуле)


Форма контроля: практическая, составление таблицы.

Оценка 5 (отлично) -все измерения занесены в таблицу с учетом индивидуальных особенностей

4(хорошо)- измерения занесены в таблицу с некоторыми неточностями в измерениях

3(удовлетворительно)-выполнено 50% работы

2(неудовлетворительно)-выполнено 20% работы


Определение гибкости

Цель: уметь определять тесты на гибкость на разные группы мышц.

Методические рекомендации.

Измерение гибкости (подвижности) позвоночного столба.

С практической точки зрения наибольшее значение имеет гибкость позвоночника, которую определяют измерением амплитуды движений при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в стороны и ротации туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость определяется по способности человека наклониться вперед, стоя на простейшем устройстве (см. рис. Измерение гибкости позвоночника). Перемещающаяся планка, на которой в сантиметрах нанесены деления от нуля (на уровне поверхности скамейки), показывает уровень гибкости.

Измерение гибкости позвоночникаМетодические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

При измерениях подвижности в суставах используют браншевый гониометр, состоящий из подвижной бранши и гравитационного гониометра (в градусах). Подвижность в суставе определяется в состоянии сгибания и разгибания. В некоторых видах спорта (гимнастика, акробатика) для увеличения подвижности в суставах применяют пассивные движения (спортсмены работают парами или с помощью тренера), что нередко приводит к травмам и заболеваниям суставов (в последующие годы возникает артроз суставов). Суставы имеют физиологическую норму подвижности (см. рис. Объем движений в суставах), и ее насильственное увеличение небезопасно для здоровья.

Объем движений в суставах

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Объем движений в суставах: а - верхние конечности; б - нижние конечности

Задание:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс» (+).
«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. а) Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

б) Встаньте к стене, спину максимально выпрямите. Теперь нужно поднять одну ногу в сторону - очень плавно, не наклоняя туловище, держите её 2-3 секунды.

Если нога поднялась на 90 градусов - то гибкость отличная, если на 70 - то удовлетворительная. Поднятие ноги на угол менее, чем 70 градусов - сигнал к тому, что пора начинать заниматься ежедневное гимнастикой для суставов.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

Результаты оформить в таблицу. Форма контроля: практическая, составление таблицы.

Оценка 5 (отлично) -все измерения занесены в таблицу с учетом индивидуальных особенностей

4(хорошо)- измерения занесены в таблицу с некоторыми неточностями в измерениях

3(удовлетворительно)-выполнено 50% работы

2(неудовлетворительно)-выполнено 20% работы


Определение развития координационных способностей

Цель: уметь определять с помощью тестов уровень развития координационных способностей.

Методические рекомендации.

Координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека.

Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным); сохранение устойчивости при нарушении равновесия; стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Задание:

1) бег «змейкой»;

2) челночный бег 3 х 10 м;

3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Результаты оформить в таблицу.

Упражнения для определения уровня координационных способностей

Результат

1.Бег «змейкой»

2.Челночный бег 3х10м (сек.)

………………………….


Форма контроля: практическая, составление таблицы.

Оценка 5 (отлично) -все измерения занесены в таблицу с учетом индивидуальных особенностей

4(хорошо)- измерения занесены в таблицу с некоторыми неточностями в измерениях

3(удовлетворительно)-выполнено 50% работы

2(неудовлетворительно)-выполнено 20% работы













Определение методов спортивной тренировки.

Цель: сравнить и определить методы спортивной тренировки, применяемые на практике в школе.

Задание: определить соответствие к каждому методу спортивной тренировки, привести пример, изобразить схематично или составить комплекс упражнений.

Первая группа:

Методы устной передачи и усвоения информации в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Методы передачи и усвоения печатной информации включают методы работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными посо­биями.

Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия; методы срочной информации.

Вторая группа:

метод расчлененного упражнения;

метод целостного упражнения.

Третья группа:

Равномерный метод

• Переменный метод

• Повторный метод

• Интервальный метод

• Круговой метод

• Игровой метод

• Соревновательный метод


Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам



Составление силовой тренировки

Цель: уметь составлять силовую тренировку на разные группы мышц.

Задание: составить силовую тренировку для начинающих спортсменов на все группы мышц.

ПРИМЕР:

Цель плана: план без чёткой цели. То есть одинакого подходит для похудения, рельефа и набора массы.

Задачи плана:

1. Адаптация организма к физическим нагрузкам.
2. Увеличение тонуса и силы мышц.
3. Создание фундамента для дальнейшего увеличения нагрузок.

Сложность - легкая. Данный комплекс упражнений рассчитан на женщин среднего или худого телосложения, занимающихся в тренажерном зале 3 раза в неделю. Если вы хотите заниматься 2 раза в неделю, то посмотрите этот комплекс. Так как в каждом зале набор тренажеров различен, то большая часть упражнений приводится со свободными весами.

Первая тренировка

  1. Скручивание на наклонной скамье (пресс) (3х10-15)

  2. Гиперэкстензия (наклоны через козла) (3х10-15)

  3. Приседания с гантелями в руках (3-4х10-15)

  4. Отжимания широким хватом (от лавки) (3-4х10-15)

  5. Тяга за голову широким хватом (3-4х10-15)

  6. Разгибание ног в тренажере сидя (3-4х10-15)

  7. Сгибание ног на тренажере лежа (3-4х10-15)

  8. Пуловер с гантелей лежа (3х10-15)

Вторая тренировка

  1. Подъем ног в упоре(пресс) (3х10-15)

  2. Отжимания от скамейки сзади (3-4х10-15)

  3. Тяга с верхнего блока узким хватом (3-4х10-15)

  4. Жим штанги из-за головы стоя (3-4х10-15)

  5. Французский жим с гантелью стоя (3-4х10-15)

  6. Сведение ног в тренажере (3-4х10-15)

  7. Разведение ног в тренажере (3-4х10-15)

  8. Голень в тренажере стоя либо 1-й ногой (3х15-20)

Третья тренировка

  1. Гиперэкстензия (наклоны через козла) (3х10-15)

  2. Скручивания на тренажере либо скамье (3х10-15)

  3. Тяга становая с гантелями (3-4х10-15)

  4. Жим гантелями стоя попеременно (3-4х10-15)

  5. Приседания со штангой за головой (3-4х10-15)

  6. Выпады с гантелями (3-4х10-15)

  7. Тяга горизонтального блока (3-4х10-15)

  8. Подъем ног на наклонной скамье (3х10-15)


Составление форм и этапов организации спортивной тренировки


Цель: уметь составлять самостоятельные формы спортивной тренировки.

Методические рекомендации:

Самотренировка организуется в свободное время по индивидуальному плану и проводится обычно без непосредственного участия тренера, он лишь помогает в их планировании, построении, анализе и оценке.Существует 4 формы самостоятельных занятий:- ежедневная утренняя гимнастика (пробежка, кросс и т.д.);- ежедневная физкультпауза;- самостоятельные занятия спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю);- попутная тренировка.

1.Задание: составить комплекс общеразвивающих упражнений для проведения разминки перед тренировкой.

Цель. Овладение умением планировать и проводить общеразвивающие упражнения, направленные на определенный вид спортивной тренировки.

Задачи. Подобрать и уточнить технику выполнения упражнения; определить последовательность и организовать выполнение общеразвивающих упражнений.

Учебное задание. Подготовиться к практическому занятию и провести общеразвивающие упражнения.

Подготовка к проведению разминки:

  • подобрать упражнения;

  • уточнить технику выполнения упражнения;

  • продумать показ и объяснение упражнения;

  • оформить комплекс общеразвивающих упражнений по сложившейся в практике форме.

№ п/п

Содержание упражнения

Дозировка

Организационно-методические указания

1.

И.п. - ст. руки на пояс.

1 - наклон головы вперед;
2 - наклон головы назад;
3 - наклон головы влево;
4 - наклон головы вправо.

4 раза

Спина прямая

Необходимо вписать в таблицу не менее 8 упражнений.

Во время проведения разминки:

  • показать упражнение, акцентируя внимание на технической основе;

  • организовать выполнение упражнений;

  • уточнить технику выполнения упражнения;

  • вести подсчет при выполнении упражнения.

После проведения разминки: оценить выполнение упражнений группой и отдельными занимающимися.

Форма контроля. Консультирование. Отчет в форме конспекта и оценка группой проведенной разминки.

2.Задание: составить схему обучения двигательному действию по этапам по таблице.

Методические рекомендации. При изучении движения используется:- целостный метод разучивания,- метод разучивания по частям,- метод обучения с помощью подводящих упражнений.

Обучение прыжкам в длину с места.

На первом этапе происходит ознакомление с двигательным действием.

На втором этапе обучения происходит формирование двигательного умения.

Третий этап обучения направлен на формирование двигательного навыка, его совершенствование.

-показ целостный, объяснение…

-расчленённый показ, обучение по частям(замах, толчок…..

-выполнение упражнения в соревновательной форме….

Форма контроля: схема двигательного действия по этапам.

Оценка 5 (отлично)-точно по этапам, используя все методы.

4(хорошо)-используются не все методы

3(удовлетворительно)-затруднения очередности этапов и методов выполнения

2(неудовлетворительно)-не применяет методы обучения двигательному действию


Технология планирования в спорте.

Составление плана-конспекта в малых циклах тренировки.


Цель: уметь составлять микроцикл и макроцикл тренировки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ ТРЕНЕРОВКИ ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Недельный микроцикл, макроцикл

Предлагается следующий вариант планирования. Годичный цикл разбиваем на Мезоциклы (время от начала подготовки до первых ответственных соревнований и время от первых ответственных соревнований до вторых ответственных соревнований). Мезоциклы разбиваем на Макроциклы (один месяц). Макроциклы разбиваем на Микроциклы (одна неделя). Для обеспечения увязки всех этих понятий начнем рассматривать предложенный вариант с планирования нагрузки в микроцикле.

Рис.2. Планирование нагрузки в микроцикле.

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

По. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.

Понедельник - выходной.

Вторник. Первая тренировка после выходного. Для тех, кто много играл - нагрузка планируется на уровне средней или ниже средней. Для остальных - средняя или выше средней. Проводится разбор игры. Работа над индивидуальной техникой, простейшие игровые взаимодействия без защиты.

Среда. Нагрузка выше средней. Интенсивность средняя. Увеличение объема за счет выполнения упражнений на всю площадку (в 2-х, 3-х, 4-х, 5-х). Возможна тренировка в тренажерном зале.

Четверг. Нагрузка максимальная для данного микроцикла. Интенсивность высокая. Психологическая напряженность высокая или максимальная. Много контактных упражнений. Среда и четверг - ударные тренировки.

Пятница. Нагрузка меньше чем в среду, но больше чем во вторник.

Суббота. День перед игрой. Тренировка короче обычной. Включаются упражнения с малым объемом, но с высокой интенсивностью. Игровых, контактных упражнений нет. Много бросков. Командные взаимодействия без защиты.

Воскресенье. Игровой день. Если нет официальной игры, то провести товарищескую или игровую тренировку команды 5*5 на всю или1/2 площадки.

Очередность развития физических качеств в микроцикле: быстрота, сила, выносливость.

Очень важно учитывать динамику интенсивности и психической напряженности тренировочных нагрузок не только в микроцикле, но и в каждом тренировочном занятии. Недооценка этих составляющих приводит к тому, что тренировка баскетболистов становится однообразной, нагрузки внутри одной тренировки мало динамичны, что приводит к быстрой адаптации организма и созданию "барьера тренированности", который не позволяет баскетболисту выйти на более высокий уровень подготовки (физической, технической, тактической, психологической).

Планирование нагрузки в макроцикле (игры проводятся Раз в месяц).

1 микроцикл 2 микроцикл 3 микроцикл 4 микроцикл

Макроцикл состоит из микроциклов. Идея планирования нагрузки та же, но развитие физических качеств - другая: выносливость, сила, быстрота.

Отдельно о 3-ем микроцикле (ударный микроцикл). Если игры проходят в субботу и воскресенье, то в эти дни третьего микроцикла дается максимальная нагрузка, возможная для данной команды в данный период. Однако в следующем микроцикле необходимо спланировать так нагрузку, чтобы добиться восстановления.

Ударный микроцикл. Ударный микроцикл позволяет:

- волнообразное распределение тренировочных нагрузок в
микро и макроциклах, что обусловлено взаимодействием процессов
утомления и восстановления, закономерностями адаптации к
нагрузкам и колебаниями состояний отдельных функций и целых
систем организма;

- периодическое использование принципа "ударности"
(сверх нагрузки), т. е. концентрированное воздействие по
направленности тренировочной работы, по ее объему и
интенсивности.

Форма контроля: схема кривой цикла по этапам.

Оценка 5 (отлично)-точно по этапам

4(хорошо)-по этапам с недочётами в недельной нагрузке

3(удовлетворительно)-затруднения очередности этапов и методов выполнения

2(неудовлетворительно)-вызывает трудность в разработке кривой









Составление плана-конспекта в средних циклах тренировки

Цель: понять схему построения кривой в средних и больших циклах тренировки

Задание: по аналогии с практической работой №5.

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Построение тренировки в течении года

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам



Анализ и измерение антропометрических данных физического развития девочек и мальчиков, занимающихся одним видом спорта (младшего школьного возраста)


Цель: знать основные методы отбора: антропометрические обследования;

медико-биологические исследования; педагогические и психологические обследования. Уметь сравнивать и выбирать наиболее лучший вариант.

Задание: сравнить методы отбора и провести обследования.

1.

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам


Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

2.Тест «Здоров ли ты физически?» из книги Вавилова «Физическая культура и здоровый образ жизни студента»

3.Тест «Готов ли ты к профессиональной педагогической деятельности?»

4.Составить анкетирование по теме «Я выбираю здоровый образ жизни»

Форма контроля: письменная в тетрадях.

Оценка 5(отлично)-все задания выполнены

4(хорошо)-имеются не точные ответы в измерениях

3(удовлетворительно)-выполнено три задания

2(неудовлетворительно)-выполнено два задания












Составление комплекса физических упражнений оздоровительно-реабилитационной направленности для старшего школьного возраста

Цель: уметь составлять комплексы физических упражнений оздоровительно-реабилитационной направленности для младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Методические рекомендации: оздоровительно-реабилитационная физическая культура - специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Задание: составить комплекс упражнений оздоровительно-реабилитационной физической культуры для младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Универсальные учебные действия

1.Вводная часть

Построение. Приветствие. Сообщение темы, задач урока.

2 мин

Обратить внимание на

Планируемые личностные:

Форма контроля: написание конспекта.

Составление комплекса физических упражнений спортивно-реабилитационной направленности для старшего школьного возраста


Цель: уметь составлять комплексы физических упражнений спортивно-реабилитационной направленности для младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Методические рекомендации: спортивно-реабилитационная физическая культура - специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Задание: составить комплекс упражнений спортивно-реабилитационной физической культуры для младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Универсальные учебные действия

1.Вводная часть

Построение. Приветствие. Сообщение темы, задач урока.

2 мин

Обратить внимание на

Планируемые личностные:

Форма контроля: написание конспекта.



Составление содержания дневника самоконтроля самостоятельных занятий школьника.

Цель: знать структуру написания и заполнения дневника самоконтроля занятий школьника.

Задание: заполнить дневник самоконтроля, используя свои данные.

Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам


Форма контроля: письменная в таблице.

Оценка 5(отлично)-все задания выполнены в полном объёме

4(хорошо)-допускаются недочёты в написании измерений

3(удовлетворительно)-выполнены 6 пунктов задания

2(неудовлетворительно)-выполнено 4пункта задания




Методические рекомендации к практическим занятиям по ПМ01Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам



© 2010-2022