- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление на конкурсе Триумф мастерства
Выступление на конкурсе Триумф мастерства
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Вилочков В.П. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФГОС на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную жизнь. В этом учебном году требования по ФГОС добрались до 7-го класса. Как разработать урок по-новому? Как учителю физической культуры учесть новые требования ФГОС? Довольно сложный вопрос. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - это слова К.Д. Ушинского и они отражают суть урока нового поколения. Легко сказать, но трудно воплотить в жизнь. У нас, ведь, у учителей физической культуры, своя специфика преподавания. И к новой технологии обучения еще придется привыкать. Забегая вперед, скажу, внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебную деятельность открывает огромные возможности реализовывать требования ФГОС.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему является урок. Мы с Вами долго придерживались традиционной, классической методики обучения. И, понятное дело, сейчас нелегко перестраиваться. Нам нужно какое-то время и условия, чтобы научиться работать по-новому.
Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Главный смысл обучения по ФГОС - учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя - это направляющая сила.
Каждый урок должен быть для ученика исследовательским или мини-проектом и учитель при этом может только предполагать по какому плану пойдет занятие.
Примеры уроков из раздела: Спортивные игры
-
Покажите учащимся баскетбольный, волейбольный мяч и спросите: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ последует однозначный.
-
Покажите руками движения на передачу или ведение мяча, и Вы услышите о детей тему урока.
-
Спросите детей: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Постарайтесь доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать.
-
Сделайте несколько карточек со следующими словами: правила техники безопасности, правила игры, ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо, игра в баскетбол. И задайте вопрос: «Последовательность выполнения указанных упражнений?» Ответы, как и ранее, будут разными. Превратите этот вопросы в игру с «наказаниями» за неправильный ответ. То есть, нельзя приступать к игре пока не освоишь правила техники безопасности, правила игры, передачу, ловлю и ведение мяча. Роль карточек на уроках может заменять мультимедийный проектор. То есть без использования ИКТ на уроках физической культуры практически невозможно проводить уроки нового поколения.
-
Этап рефлексии - это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и своих одноклассников: выполняя упражнения, сдавая зачет или играя. Подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и само реализовываться.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Пятый год в МОУ «Владыкинская сош.» в рамках спортивно-оздоровительного направления ведется кружок «Здоровый ребенок - успешный ребенок».
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Решающая роль в этом отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра - ведущая деятельность детей. По содержанию все подвижные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Уроки нового поколения должны быть построены так, чтобы учащиеся сами осознавали, додумывались о теме урока, целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя - научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать.
Прекрасную фразу сказал британский государственный деятель Уильям Уорд:«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».