Рабочая программа факультативного курса Турист

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Брюховецкий район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6 х.Красная Нива

муниципального образования Брюховецкий район


Утверждено

Решение педагогического совета

от _____2015г. протокол № 1

председатель _______Е.С.Емельчугова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА








По Факультативу «Турист»

Уровень образования (класс): основное общее образование7 класс

Количество часов: всего 68

Учитель : Котляров Сергей Владимирович


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа юный турист - имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована программа внеурочной деятельности « Туристско-краеведческая деятельность». В отличии от действующих в данной программе уделяется большое внимание практической деятельности школьников исследованиям природы родного края, что способствует развитию туристско-краеведческой деятельности (ТКД)учащихся.

Важнейшей задачей школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. ТКД учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. ТКД обладает большими возможностями, позволяя в комплексе решать образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные задачи. Походы выходного дня дают ребятам заряд бодрости и энергии, правильно организованное физическое воспитание способствует у детей развитию логического мышления, памяти, инициативы. Хорошая физическая подготовка является базой для туристской подготовки. Данная программа разработана для учащихся 7 классов. Содержание программы рассчитано на работу с детьми 14-15 лет .

Цель: воспитание в детях любви к родному краю, используя средства туристско-краеведческой деятельности

Педагогические задачи:

Образовательные



  • Заложить фундамент туристско-краеведческих и экологических знаний.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Оздоровление и физическое развитие детей, обогащение их духовного мира.

  • Гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

  • Познакомить с основными правилами техники безопасности .

  • Организация быта в походе экспедиции

  • Сформировать умение работать в спортивном и тренажерном зале

Воспитательные

  • Воспитать учащихся ответственных за свои поступки и владеющими навыками грамотного поведения

  • Воспитать учащихся с собственным мнением и самостоятельным взглядом на жизнь

  • Создать условия для общения и сотрудничества в коллективе.

Развивающие

  • Развить у учащихся наблюдение и внимание

  • Развить у учащихся физические качества необходимые в повседневной жизни

  • Развить когнитивные качества личности любознательность эрудированность пытливость проницательность

Структура и содержание составлены с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся .Возраст учащихся участвующих в программе 14-15 лет.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием разнообразных форм работы, в том числе игровых. Практические занятия проводятся во время туристско-спортивных мероприятия, экскурсий, а также на местности, в помещении (в классе, спортзале).



Описание места программы факультатива «Турист» в учебном плане.

Преподавание программы «Турист» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности . Программа состоит из одного модуля (общим объёмом 68 часов)который предполагает организацию определённого направления спортивно-оздоровительной деятельности школьников

2.Тематический план

Тема занятия

Часы

1

Вводное занятие

1

2

Краеведение

1

3

Организация бивака

2

4

Топография

4

5

Туристские узлы

5

6

Спортивное туристское многоборье

6

7

Спортивное ориентирование

5

9

Туристская стенгазета

1

10

Природоохранные акции

1

11

Походы выходного дня

8


Всего

34

3.Содержание программы

1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём. Правила обращения с опасными инструментами и спец снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

2 Краеведение . Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчёт туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 6-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».

3.Организация бивака Выбор места. Установка палаток . Подготовка кострового снаряжения. Виды костров. Приготовление пищи.

4.Топография . Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

5.Туристские узлы . Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмёрка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие верёвочных перил для преодоления препятствий.

6.Спортивное туристское многоборье . Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.

7. Спортивное ориентирование . Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

8.Туристская стенгазета . Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвящённого Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвящённых экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершённым туристским походам и экспедициям.

9. Природоохранные акции . Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» - проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, лесу и т. п. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведённого дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов.

10. Походы выходного дня . Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т. п.



4. Предполагаемые результаты реализации программы

После окончания курса обучения учащиеся должны :

Знать:

- правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;

- об истории возникновения физической культуры и туризма;

- значение физических упражнений для здоровья человека;

- о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;

- правила ведения ЗОЖ;

- основные физические качества человека;

- подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;

- выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.

Уметь:

- пользоваться туристическим снаряжением;

- вязать несколько туристических узлов

-пользоваться компасом и картой;

- находить свое местонахождение и направление движения;

- преодолевать препятствия различными способами;

- организовать бивак;

- выбирать физические упражнения для своего физического развития.

-находиться в хорошей физической форме


5.Формы контроля

Формы подведения итогов реализации программы

Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления детьми знаний и опыта проводятся соревнования в группах по техническим навыкам, которые применяются в туристических соревнованиях, как особая форма оценки результатов освоения материала.

Способы оценки результатов

Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

В связи с этим целесообразно для контроля практических навыков использовать проектную методику. То есть предложить воспитанникам самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Родной край. Охрана природы. Туристские возможности Краснодарского края», провести семинар по районам путешествий. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала.

Формы предъявления и оценки результатов

Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах, викторинах, участие в походах.

6.Методические рекомендации

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.

Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания, навыки и умения с учетом индивидуальных особенностей.

Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные специалисты: учителя географии, истории, биологии, педагоги дополнительного образования, занятия могут проводиться как в помещении, спортивном зале, так и в природе, что очень важно для совершенствования туристских навыков.

Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок туристского объединения».

Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» - заповедь участников кружка пешеходного туризма.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно. Руководитель, конечно, должен помочь докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополнить их после прочтения на кружке. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п.

Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Летний зачетный однодневный поход протяженностью 5-8 км готовится в течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д.

Зачетный поход - завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как:

  • установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость,

  • разведение костра в различных погодных условиях,

  • переход через реку по бревну и вброд,

  • ориентирование по карте, компасу и звездам,

  • ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,

  • подъемы и спуски по склонам,

  • определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.

За время похода членами группы должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода - еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.

Примерная анкета для разбора похода:

  • Что понравилось и не понравилось в походе?

  • Было ли трудно в походе? Когда?

  • Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

  • Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

  • Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

  • Кто показал себя настоящим туристом?

  • Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?

  • Как отнеслись родители к твоему участию в походе?

  • Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.

7 Описание материально-технического обеспечения программы.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Примерная программа внеурочной деятельности - авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.

1

2

Учебник география, 5класс, Москва - Издательский центр « Вентана - Граф», 2012г., авторы В.П. Дронов А.А.Летягин.

1

3

Обучение в 7 классе «Физическая культура» авторы Т.С. Лисицкая Л.А. Новикова, Методические разработки.

1

2. Печатные пособия

1

Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, 2 - е изд.-е с изм- ми и доп- ми, М - Профиздат


1

2

Сборник « Кодекс туриста»

1

3

Энциклопедия туризма, авторы Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков

1

4

Основы спортивной тренировки в горных видах спорта Ю.В. Аппенянский - М. 1996

1

3. Туристское оборудование и снаряжение


1

Палатка

1

2

Фляжка для питьевой воды

1

3

Компас

2

4

Топографические карты местности

15

5

Веревки 12 мм

2

6

Карабины

14

7

Жумары

2

8

Страховочные системы

4

9

Медицинская аптечка

1

10

Веревки 8 мм

15

4. Экранно-звуковые пособия

1

Компьютер

1

2

Мультимедийная доска

1

3

Звуковые колонки

2

5. Оборудование класса

1

Парты

6

2

Стулья

12

3

Доска

1

4

Разноцветный мел

6

Согласовано Согласовано:

МО учителей МБОУ ООШ №6 ответственный за УР

__________ Н.Г.Гричанова _________И.В.Березуцкая

«___»__________2015 год «___»__________2015 год




























Согласовано:

Ответственный за УР

_________И.В.Березуцкая

«___»_________2015г.




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6 х.Красная Нива

муниципального образования Брюховецкий район



Календарно -тематическое планирование


Факультативного курса


«Турист»



Учитель Котляров Сергей Владимирович

Количество часов : всего 34 часа ; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе рабочей программы Котлярова Сергей Владимировича, утвержденной решением педагогического совета от 31 августа 2015 года протокол №1

В соответствии с ФКГОС -2004


Календарно- тематический план

Дата проведения

занятия

Темы и разделы

часы

план

факт

всего

теория

практика



1

Вводное занятие

1

1




1.1

Вводное занятие

1

1




2

Краеведение

2

2




2.2

Краеведение

1

1




2.3

Краеведение

1

1




3

Организация бивака

4

2

2



3.4

Выбор места

1


1



3.5

Установка палатки

1

1




3.6

Подготовка кастровища

1

1




3.7

Приготовление пищи

1


1



4

Топография

6

4

2



4.8

Масштаб

1

1




4.9

Топографические знаки

1

1




4.10

Рельеф местности

1

1




4.11

Чтение карт

1

1




4.12

Определение места нахождения



1



4.13

Определение направления движения



1



5

Туристические узлы

8


8



5.14

Вязание узлов

1


1



5.15

Вязание узлов

1


1



5.16

Вязание узлов

1


1



5.17

Вязание узлов

1


1



5.18

Вязание узлов

1


1



5.19

Вязание узлов

1


1



5.20

Вязание узлов

1


1



5.21

Вязание узлов

1


1



6

Спортивное туристское многоборье

6


6



6.22

Туристское многоборье

1


1



6.23

Страховка и само страховка

1


1



6.24

Траверс склона

1


1



6.25

Маятник

1


1



6.26

Переправа по параллельным перилам

1


1



6.27

Подъем и спуск по перилам

1


1



7

Спортивное ориентирование

10

4

4



7.28

Правила соревнований

1

1




7.29

Снаряжение

1

1




7.30

Работа с компасом и картой

1

1




7.31

Работа с компасом и картой

1

1




7.32

Работа с компасом и картой

1

1




7.33

Технические приемы

1

1




7.34

Спортивное ориентирование

1


1



7.35

Спортивное ориентирование

1


1



7.36

Спортивное ориентирование

1


1



7.37

Спортивное ориентирование

1


1



8

Общая и специальная физическая подготовка

10


10



8.38

Легкоатлетические упражнения






8.39

Кросс






8.40

Упражнения на развитие силы






8.41

Упражнения на развитие скорости






8.42

Упражнения на развитие ловкости






8.43

Упражнения на развитие выносливости






8.44

Подвижные игры






8.45

Спортивные игры






8.46

Спортивные игры






8.47

Спортивные игры






9

Туристская стенгазета

3

3




9.48

Виды газет, работа редакции

1

1




9.49

Выпуск стенгазеты

1

1




9.50

Выпуск стенгазеты

1

1




10

Природоохранные акции

2

2




10.51

Определение экологических проблем

1

1




10.52

Уборка мусора в местах отдыха

1


1



11

Походы выходного дня

16


16



11.53

Поход выходного дня

1


1



11.54

Поход выходного дня

1


1



11.55

Поход выходного дня

1


1



11.56

Поход выходного дня

1


1



11.57

Поход выходного дня

1


1



11.58

Поход выходного дня

1


1



11.59

Поход выходного дня






11.60

Поход выходного дня






11.61

Поход выходного дня






11.62

Поход выходного дня






11.63

Поход выходного дня






11.64

Поход выходного дня






11.65

Поход выходного дня






11.66

Поход выходного дня






11.67

Поход выходного дня






11.68

Поход выходного дня






Всего

68

19

49







































© 2010-2022