Применение игровых методик на занятиях объединения Самбо

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«согласованно»

Директор ДДТ г.Красный Кут

__________Комарова Р.И.

«_______» ___________2012-2013

Технология применения на занятиях борьбы «САМБО»

игровых методик.

Игровые комплексы в процессе обучения борцов.

В настоящее время перед спортивной педагогикой встает проблема все более полного изучения целесообразных способов и форм обучения спортсменов. Дальнейшее совершенствование системы подготовки может происходить как по пути увеличения объема и интенсивности нагрузки, так и по пути оптимизации самой методики, в частности, путем расширения игрового метода обучения. Использование последнего никогда не оспаривалось, но одновременно данный вопрос разработан недостаточно полно. По отношению к единоборствам, в учебных пособиях вопрос об использовании игрового метода в процессе подготовки спортсменов избравших своей специализацией спортивную борьбу либо полностью отсутствует, либо изложен, главным образом, в плане общих рекомендаций. Недостаточно полно охарактеризованы методы его применения.

Исследования, проведенные по изучению воздействия игрового метода обучения и игровых средств по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств в различных видах спорта (Е. М. Геллер, 1976; М. А. Иванов, 1984; В. П. Ратников, 1984; К. Рубаш, 1984; С. С. Коровин, 1984; К. В. Балдаев, 1986; И. Н. Крепчук, 1987; С. М. Толмачев, 1991 и др.) показывают, что навыки, добытые в игре, особенно прочны и долговечны. Игра легко и естественно мобилизует скрытые физические и интеллектуальные ресурсы человека. В игре не под давлением, а по желанию самих учащихся происходит многократное повторение учебного материала в различных его сочетаниях. В то же время включение в тренировку специально разработанных специализированных подвижных игр и игровых комплексов очень эффективно повышают степень не только общей физической, но и специальной физической и технической подготовленности занимающихся. А рациональный подбор игровых заданий, имеющих общую структурную основу со специальными упражнениями, будет способствовать более успешному формированию сложных двигательных навыков.

Так как весь процесс обучения в единоборствах, при сравнении с циклическими видами спортивной деятельности, не ограничивается узким приобретением знаний, умений и навыков, а обязательно предполагает использование их непосредственно в схватке с различными противниками и в разнообразных условиях, то решению этих сложных задач прекрасно способствует использование игровых методов обучения. При этом необходимые приемы в единоборствах, удары, захваты, защиты и передвижения в сочетании с достижением необходимой цели, постепенно входят в арсенал технических и тактических средств учащихся. Тренеры не всегда стремятся только к разнообразию упражнений. Бывает, что задачи тренировки требуют, чтобы занимающиеся выполняли одни и те же действия. Поэтому в данных ситуациях применение специализированных подвижных игр приходит преподавателям на помощь. Их применение можно использовать на различных этапах и с различной целью. в начале с целью развить определенные группы мышц и основы приемов борьбы, а в последствии - с целью закрепить и усовершенствовать навык, а также для повышения эмоционального фона тренировочного занятия.

При утомлении, нарушении устойчивости, вызванных высоким темпом или однообразным характером тренировок, введение подвижных игр в занятие вновь повышает внимание и способствует повышению работоспособности занимающихся.

Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся в прямой зависимости от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому включение в тренировку подвижных игр, способствует создaнию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла.

Используя подвижные игры в вводной части занятия (разминке) не следует забывать, что физическое и эмоциональное состояние у спортсменов перед началом тренировки различны и зависят не только от предыдущих тренировок, но и от другой деятельности в которой они участвуют.

«Предтренировочное» состояние у участников единоборств оказывает огромное влияние на интенсивность выполнения упражнений в разминке.

В состоянии пониженной работоспособности учащиеся с нежеланием приступают к разминке и чаще всего выполняют упражнения с очень низкой интенсивностью, и наоборот: в состоянии повышенной работоспособности выполняют упражнения с высокой интенсивностью.

Включение в вводную часть общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, с элементами ниже приведенных подвижных игр, повышает ее интенсивность: ЧСС у занимающихся достигает в среднем 22-23 удара за 10 секунд, что является наиболее рациональным вариантом разминки для подготовки организма спортсменов к предстоящим нагрузкам и предупреждение травм.

Чтобы успешно выполнять технико-тактические действия, спортсмену необходимо быть сильным, ловким, быстрым, гибким, а следовательно, постоянно совершенствовать эти качества.

Казалось бы, единоборства сами по себе является хорошим средством совершенствования двигательных качеств, однако, как показывает опыт, развитие их средствами непосредственно борьбы не дает желаемого эффекта. Чтобы учащиеся смогли раскрыть свои потенциальные возможности, двигательные качества их необходимо развивать целенаправленно специальными средствами и методами.

Для развития специальной физической подготовленности в единоборствах можно подбирать и составлять игры, направленные в основном на развитие определенного физического качества.

 Игровые упражнения способствующие развитию ГИБКОСТИ

 Игровые упражнения способствующие развитию БЫСТРОТЫ

 Игровые упражнения способствующие развитию ВЫНОСЛИВОСТИ

 Игровые упражнения способствующие развитию ЛОВКОСТИ

 Игровые упражнения способствующие развитию СИЛЫ

Процесс освоения технико-тактических действий, как и воспитание физических качеств находятся в прямой зависимости от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому включение в тренировку подвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла.

Всем известны случаи, когда борец, казалось бы, блестяще овладев структурой приема, не может выполнить его на соревнованиях. Что связано с тем, что реализация подготовленного приема на соревнованиях всецело зависит от умения выполнять его в условиях действия сбивающих факторов. Для повышения устойчивости техники выполнения основных приемов, необходимо условия совершенствования приближать к условиям соревнований. Применение специализированных подвижных игр в тренировочном процессе позволяет приблизить условия совершенствования разрабатываемых приемов к условиям соревнований. В этом случае автоматизация отрабатываемого действия проходит при все время изменяющихся ситуациях при сохранении подвижных навыков причем с разнообразными вариантами схватки. Причем в процессе игры у занимающихся уровень частоты сердечных сокращений держится от 174 ударов в минуту, что соответствует пульсу в соревновательных схватках.

Быстрое и эффективное овладение рациональной техникой находится в прямой зависимости от ровня физической подготовленности. При этом рассматривать спортивную технику в отрыве от физической подготовленности спортсмена и от условий, в которых протекает спортивная деятельность, будет методической ошибкой. Отсутствие достаточной физической подготовленности часто приводит к ошибкам при стабилизации навыка и травмам. В единоборствах имеется определенная взаимосвязь между техникой выполнения излюбленный приемов и уровнем развития основных групп мышц, принимающих при этом активное участие.

Таким образом, включение специализированных игр в тренировочный процесс значительно способствует развитию физических возможностей, а соответствующий уровень развития физических качеств повышает эффективность спортивной техники в соответствии с учетом тех специфических условий, моделируемых игровыми ситуациями, в которых они проявляются.









1 Игровые упражнения способствующие развитию ГИБКОСТИ

Под гибкостью понимают способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. В практике часто определяют гибкость способностью человека достичь определенного положения (напр. выполнить продольный или поперечный шпагат, способность встать из стойки на гимнастический или борцовский мост, коснутся лбом коленей при выпрямленных ногах).

Для развития гибкости используются упражнения, при выполнении которых возможны движения со значительной амплитудой в соответствующих суставах. Особенность занятий по развитию и поддержанию оптимального состояния гибкости состоит в том, что упражнения выполняют сериями, при достаточном количестве повторений, до 30-40 раз, желательно при определенных показателях ЧСС (170-180 уд/мин) с учетом работы организма при соревновательном режиме.

Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно, объем таких тренировочных заданий должен быть индивидуальным, но для этапа концентрированного развития гибкости в единоборствах рекомендуется 6-8 недель.

Под специально-подготовительными упражнениями для развития гибкости следует понимать элементы технических действий, типичных для приемов изучаемого вида единоборства и в то же время требующих значительного проявления гибкости.

Упражнения для развития и совершенствования гибкости удобно проводить используя игровые эстафеты. Можно подобрать соответствующие игры для целенаправленного, зачастую локального, воздействия на отдельные суставы, связки, мышечные группы. Такие игры должны создавать условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

Гибкость принято разделять на активную и пассивную. Активная гибкость проявляется в максимальной амплитуде движений, выполняемых спортсменом самостоятельно. Под пассивной гибкостью понимают предельную амплитуду, выполняемую с помощью каких - либо вспомогательных средств (с помощью партнера, снаряда и т. п.).

Активная гибкость зависит от силы мышц, потому целесообразно включать в занятия игры с преодолением веса собственного тела и т. п. упражнения в которых нет статических усилий. К тому же следуют помнить, что эластические свойства мышц могут изменяться под влиянием центральной нервной системы. Так, например при высоком уровне эмоционального подъема - гибкость увеличивается.

Играм, направленным на развитие гибкости следуют предварять соответствующую игровую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.

Ниже предлагаемые игровые упражнения позволят осуществить подготовку учащихся к наиболее эффективному проведению приемов в единоборствах требующих значительного проявления такого физического качества как гибкость.

 «Быстрее под мостик»

 «Дотянись до флажка»

 «Метание набивного мяча»

 «Мост-перекидка»

 «Самые гибкие»

 «Эстафета с гимнастическим мостом»


2 Игровые упражнения способствующие развитию БЫСТРОТЫ

Такое физическое качество, как БЫСТРОТА отлично развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальном уровне возбудимости нервной системы, то игры, содействующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале тренировочного занятия, в вводной и в первой фазе основной части тренировки, до начала наступления утомления.

Не претендуя на полноту, в данной публикации предлагаются некоторые характерные игровые средства развития быстроты. Учитывая, что специально оборудованных залов для физической подготовки с набором штанг, гантелей, специальных тренажеров типа «Геркулес» и подобных снарядов во многих спортзалах нет, в пособии предлагаются средства, которые могут применяться при наличии лишь борцовского ковра. Все эти средства в игровой форме вызывают большой эмоциональный интерес, особенно у подростков и юношей. Они позволяют реализовать в игровой форме стремление молодежи к соперничеству и ловкости, смелости, способствуют преодолению чувства неуверенности.

В статье мы предлагаем некоторые специализированные подвижные игры направленные на развитие и совершенствование выше названного физического качества.

 «Противостояние»

 «Борьба за захват»

 «Опереди в захвате»

 «Освободись от захвата...»

 «Захвати ногу»

 «Наступи на ногу»

 «Будь начеку»

 «Самые быстрые»

 «Возьми городок»

 «Броски в колоннах»

 «Рывок-бросок»

 «Эстафеты с бросками и высокими кувырками»

 «Эстафета с резиновым жгутом»

 «Воробьи и вороны»

 «Догони свисток»

 «Захвати пояс»

 «Кто быстрее»

 «Бой султанчиков»

 «Падающая палка»

 «Точный удар»

 «Сто ударов в минуту»

 «Увернись от мяча»

 «Передай мяч»

 «Броски-тесты»



З Игровые упражнения способствующие развитию ЛОВКОСТИ

Значительные резервы повышения результативности тренировочного процесса в спортивных единоборствах кроются в развитии и совершенствовании координационных качеств спортсменов.

Принято считать, что для развития координацинных способностей наиболее благоприятными являются три сенситивных периода: от 9 до 10 лет, от 12 до 13 и от 15 до 16 лет. Одновременно существует множество исследований подтверждающих «...что наиболее существенным для разработки теории онтогенетического развития человека является не сам возраст и даже не переодизация возрастных фаз (этапов, периодов), а индивидуальные особенности возрастного развития, так как каждый возрастной период может быть понят только в контексте целостного процесса индивидуального развития».(В. А. Сальников 1995г).

Разнообразные упражнения на быстроту и точность выполнения заданий, на равновесие и координацию и т.п. прекрасно содействуют развитию такого физического качества как ловкость.

В процессе проведения специализированных подвижных игр,решающих задачу развития, выше названного качества, происходит совершенствование различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.

Так для успешной двигательной деятельности борца необходимо развитие проприоцептивной чувствительности. У квалифицированных борцов она очень высока почти во всех звеньях тела. При изучении и совершенствовании разделов рукопашного боя большое значение имеет зрительная сенсорная система. Ведь при ведении боя роль информации, поступающей от рецепторов глаз и двигательного аппарата, часто имеет решающее значение.

Для сохранения равновесия и точности движений необходима и высокая устойчивость вестибулярного аппарата. Поэтому тренировка борца всегда способствует совершенствованию выше перечисленных анализаторов.

В предлагаемых заданиях движения спортсменов не могут быть запрограммированы заранее и полностью. Они зависят от постоянно меняющейся обстановки. В связи с этим все ниже изложенные специализированные упражнения являются нестандартными видами деятельности. Они характеризуются непрерывным изменением структуры и мощности выполняемых движений, обусловленными особенностями игры с одновременным взаимным противодействием партнеров и противников.

Управление двигательной деятельностью при занятиях борьбой довольно сложное, так как спортсмены должны выполнять ряд разнообразных действий, часто во время быстрого передвижения по площадке борцовского ковра.

Для выполнения точных и сложных по координации движений необходима своевременная информация, поступающая в мозг от многих сенсорных систем. На основе быстрой и четкой ее переработки принимается решение и программируется предстоящая двигательная деятельность.

В процессе занятий предлагаемыми упражнениями формируются разнообразные двигательные навыки. По мере повторения движений и закрепления навыков их отдельные компоненты автоматизируются, т.е. выполняются без активного сосредоточения внимания. Чем больше таких компонентов движений, тем эффективнее игровая деятельность спортсменов. Однако в процессе игры часто возникают такие ситуации, когда даже доведенные до автоматизма приемы не могут обеспечить ее результативность. В этих ситуациях спортсмену необходимо мгновенно оценить обстановку и выполнить движение, адекватное возникшим требованиям. При этом деятельность мозга не может быть стереотипной как при заученных движениях, и приобретает творческий характер.

Упражнения, направленные на воспитание ловкости, становятся недостаточно эффективными при наступающем утомлении, поэтому при повторении заданий надо делать перерывы для отдыха. А сами игры проводить когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

 «Борьба с завязанными глазами»

 «Борьба на поясах»

 «Хапсагай»

 «Пять против десяти»

 «Конкурс четырёх бросков»

 «Чистый бросок»

 «Завладей поясами»

 «Пятнашки единоборцев»

 «Увернись от захвата»

 «Краб»

 «Баскетбол с партнером на плечах»

 «Футбол с партнером на плечах»

 «Бой петухов»

 «Бой в квадратах»

 «Бой пингвинов»

 «Столкни с черты»

 «Борьба на гимнастической скамейке»

 «Неравная схватка»

 «Борьба за предмет»

 «Гладиаторы»

 «Отбери мяч»

 «Один против троих»

 «Втолкни в сектор»

 «Не выходи за ковёр»

 «Скомбинируй броски»


© 2010-2022