- Преподавателю
- Физкультура
- Проект Семейные традиции в формировании спортивных интересов детей и здорового образа жизни
Проект Семейные традиции в формировании спортивных интересов детей и здорового образа жизни
Раздел | Физкультура |
Класс | 6 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Ионова Л.П. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Х ГОРОДСКАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ»
СЕКЦИЯ Спорт в моей семье
Семейные традиции в формировании
спортивных интересов детей и
здорового образа жизни
Выполнила: Крюкова Наташа,
учащаяся 6-А класса, МБОУ СОШ № 122
Красноглинского района, г.о.Самара
Научный руководитель:
Ионова Людмила Павловна,
учитель физической культуры
САМАРА, 2014
Оглавление
Ведение................................................................................................................. 3
Глава 1.
1.1. Физическая культура как средство сохранения здоровья................ 5
1.2. Активный отдых в нашей семье……………..................................... 6
1.3. Спортивные традиции нашего класса....................................... 7
Глава 2. Практическая работа ............................................................................. 8
2.1. Результаты опроса учащихся 6-х классов.......................................... 9
2.2. Сравнительный анализ ….…………………. …………….……….. 10
2.3. Изучение семейных спортивных традиций……………….………..11
Глава 3.
3.1. Рекомендации учащимся и родителям................................................12
3.2. Предложения для администрации школы………………………….. 14
Заключение.............................................................................................................15
Список литературы.............................................................................................. 16
Приложение………………………………………………………………………17
Введение
Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции - это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной.
Быть здоровым - естественное стремление человека. Каждый человек хочет быть здоровым и сильным, смелым и выносливым. На человека воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним можно отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режим питания, недостаток двигательной активности, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, наследственность, вредные привычки.
Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и успеваемость.
Ученые определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50%: от экологии -20%, наследственности - 20%, медицины - 10%. В свою очередь в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из 50%.
Как сохранить и укрепить здоровье учащихся? Что влияет на здоровье?
Почему многие учащиеся часто пропускают уроки по болезни? Эти вопросы интересуют многих, в том числе и меня.
Проблему: снижение двигательной активности учащихся я хочу проследить на примере активности родителей моего класса.
Цель работы:
Показать значение семейных спортивных традиций в формировании спортивных интересов и здорового образа жизни детей.
Задачи:
1. Изучить занятость учащихся моего класса в спортивных секциях;
2. Проанализировать каким образом семья способствует формированию устойчивого интереса ребёнка к физической культуре и спорту;
3. Подготовить рекомендации для учащихся и их родителей о способах сохранения здоровья, организации активного досуга и спортивном выборе
4. Предложить администрации школы мероприятия по организации спортивных мероприятий совместно с родителями.
Методы исследования:
1. Изучение литературных источников;
2. Опрос (анкетирование) учащихся по изучаемым вопросам;
3 Анализ опроса учащихся
Глава I
1.1. Физическая культура как средство сохранения здоровья.
Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое, универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребенку, взрослому и пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.
Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент здорового образа жизни. Она представлена в нем в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.
1.2. Активный отдых в нашей семье.
Активный отдых (англ. Active leisure) - способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела. Активный отдых чаще всего предполагает непрофессиональное занятие какими-нибудь видами спорта.
С раннего возраста мои родители делали всё возможное и невозможное, чтобы у всех членов семьи были свои собственные коньки, лыжи, мячи, велосипеды, принадлежности для плавания, своя собственная удочка и все сопутствующие отдыху атрибуты.
Накануне выходного, мы садимся за семейным столом и обсуждаем, как будем проводить приближающиеся выходные или праздники, затем приступаем к сборам.
Наш семейный досуг всегда разнообразен, оставляет много ярких незабываемых впечатлений.
В нашей семье крепки традиции активного отдыха:
Зимой
-
Лыжные прогулки,
-
Зимняя рыбалка,
-
Катание на коньках;
Лето, весна и осень:
-
Велосипедные прогулки,
-
Катание на роликах,
-
Рыбалка,
-
Туризм,
-
Выезд на природу с ночёвкой,
-
Плавание в открытых водоёмах,
-
Работа на свежем воздухе в огороде и на даче.
1.3. Спортивные традиции нашего класса.
Я учусь в 6А классе, в средней образовательной школе №122 г.Самара.
Наш класс - это большой и дружный коллектив родителей и детей. Тридцать одна пара любопытных глаз и быстрых ног, из них 14 мальчиков и 17 девочек.
Мы так похожи и в то же время так отличаемся друг от друга. Знаем, с кем лучше учиться, а с кем - отдыхать, кем можно восхищаться и гордиться, а кто не бросит в беде никогда. Наш класс очень способный. Мы любим не только русский, математику и точные науки, но очень любим физкультуру.
В нашей школе часто проводят различные игры и соревнования, в которых участвуют все ученики школы. Мы тоже любим в них участвовать, особенно в спортивных и военных.
С первого класса мы очень любим
-
посоревноваться на Дне здоровья (ежегодное школьное мероприятие),
-
принять участие в Кроссе наций,
-
в лыжне России,
-
семейных стартах «Папа, мама, я - спортивная семья»
-
ходить с родителями в походы,
-
участвовать в «Зарнице»
Мы гордимся тем, что с нами всегда очень много родителей.
Глава II
Практическая часть
1. Проведение опроса (анкетирование) учащихся 6-х с целью выявления занятости в спортивных секциях, отношения к физической культуре.
2. Анкетирование учащихся с целью изучения семейных спортивных традиций.
3. Обработка информации. Подготовка рекомендаций для учащихся и
родителей.
4. Подготовка предложений для администрации школы по организации совместных с родителями спортивных мероприятий, конкурсов.
5. Подведение итогов работы.
2.1. Результаты
опроса учащихся по определению отношения учащихся 6-х
к занятиям физической культурой и спорту.
№
Вопрос
ДА
НЕТ
Чел.
%
Чел.
%
1.
Занимаешься ли ты в спортивной секции?
23
74
8
26
2.
Участвуешь ли ты в соревнованиях класса, школы или других соревнованиях?
27
81
4
19
3.
Занимаются ли с тобой твои родители
(прогулки на лыжах, походы, бассейн, каток и др.)
20
65
11
35
4.
Пропускаешь ли ты уроки физической культуры без уважительной причины?
1
3
30
97
5
Регулярно ли ты занимаешься утренней гигиенической гимнастикой?
12
39
19
61
6.
Соблюдаешь ли ты режим дня?
17
55
14
45
Выводы
В результате опроса выявлено:
- большинство учащихся 6- классов занимаются в спортивных секциях, активно участвуют в соревнованиях класса, школы, района и города, многие занимаются вместе с родителями, но очень мало учащихся соблюдают режим дня и выполняют утреннюю гимнастику.
2.2. Сравнительный анализ
- в сравнении с учащимися 2-х классов у учащихся 6-х классов снижается:
- двигательная активность на 14%;
- отношение к утренней гимнастике на 33%;
- отношение к режиму дня на 84%.
- количество дней пропущенных по болезни у учащихся 6-х классов на 26% больше, чем у учащихся 2-х классов.
2.3. Изучение семейных спортивных традиций
№
Вопрос
ДА
НЕТ
%
%
1.
Занимаются ли спортом (или занимались) твои родители:
24
77
7
23
2.
Участвуют или участвовали папа или мама в соревнованиях
15
48
16
52
3.
Знаешь ли ты о спортивных достижениях своих родителей
11
35
20
65
4
Кто предложил тебе заниматься спортом:
-
родители,
-
учителя,
-
друзья,
-
сам выбрал
14
6
2
8
46
20
7
27
5
Посещают ли твои родители соревнования с твоим участием
20
65
11
35
6
Контролируют ли родители твои посещения спортивной секции
23
74
8
26
7
Посещаете ли вы с родителями спортивные соревнования в качестве болельщиков
18
58
13
42
Выводы
По результатам анкет видно:
- большинство учащихся 6- классов занимаются в спортивных секциях, так как их родители активно занимаются (или занимались) спортом, родители контролируют посещение занятий, но мало рассказывают о своих предыдущих заслугах, для этого необходимо создать «фан-клуб».
Глава III
3.1. Рекомендации учащимся и родителям.
Дети
Родители
Физическая культура
и спорт
- ежедневно выполнять
утреннюю зарядку;
выполнять знакомый комплекс;
- выполнять утреннюю зарядку (личный пример), составить комплекс утренней зарядки;
- посещать занятия спортивной секции;
- определить интерес к виду спорта;
- добросовестно
заниматься на уроках физической культуры;
- интересоваться успехами на уроках ФК;
- участвовать в соревнованиях;
- поддерживать во время соревнований;
- играть в подвижные игры с друзьями;
- учить новым подвижным играм;
- ходить в походы, на стадион, в бассейн
- организовывать семейные походы, заниматься на стадионе, плавать
Режим дня
- составить режим дня
( учесть все дела);
- помочь составить режим дня;
- завести дневник самоконтроля соблюдать режим дня;
- следить за ведением
дневника самоконтроля,
Физическое развитие
- измерять свой вес и рост;
-отрегулировать питание, соблюдать режим питания.
- контролировать рост и, особенно, вес раз в месяц;
- рацион должен быть калорийным и качественным, рекомендуется простая и здоровая пища, разнообразные фрукты и овощи, соки.
- соблюдать здоровый образ жизни: заниматься физкультурой и спортом, выполнять закаливающие процедуры;
- организовывать активный семейный отдых;
- выполнять с ребенком специальные упражнения, которые вызывают раздражение зон роста - растягивание, прыжки.
Если вес значительно превышает норму необходимо:
-снизить энергетическую ценность пищи, за счет углеводов (сахар, конфеты, пирожные) и
жиров, ограничить потребление соли и жидкости.
Прием пищи должен быть дробным.
3.2. Предложения для администрации школы.
Я думаю, мне и моим одноклассникам уроки физкультуры будут еще привлекательнее, если
-
Внедрить новые формы учебных и внеучебных занятий - применение ИКТ, урок-соревнование, олимпийский урок;
-
Проводить открытые уроки для родителей,
-
Организовать родителями мастер-классы (привлечение родителей - спортсменов)
-
Традиционными должны стать интеллектуальные конкурсы, викторины, игры между детьми и родителями (смешанные команды);
-
тематические классные часы (об Олимпийских играх, выдающихся спортсменах, о значении занятий физ. культурой и спортом для здоровья и успешной самореализации); беседы об этическом поведении во время соревнований; о вреде вредных привычек;
-
экскурсии и походы совместно с родителями;
-
показательные выступления детей;
-
посещение спортивных мероприятий разного уровня (выезды на футбольные матчи, Дворцы спорта - соревнования команд высших достижений по легкой атлетике, баскетболу и волейболу , бассейны); создание «фан-клуба»;
-
различные турниры по спортивным играм, лыжным гонкам, конькобежному спорту, гимнастике и атлетической гимнастике
-
Проведение тематических родительских собраний:
- как правильно помочь в учебе;
-как раскрыть таланты и способности ребенка;
-досуг во внеурочное время « Моя семья- спортивная семья»;
- как уберечь от вредных привычек:
- ЗОЖ, правильное питание, режим дня и др.
Заключение
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
-
социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
-
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств);
-
личностном: система ценностных ориентиров человека.
В результате работы я выяснила, что двигательная активность, соблюдение режима дня играют значительную роль в физическом развитии школьников, в повышении их уровня здоровья и физической подготовленности. Двигательная активность является важнейшим фактором сохранения здоровья.
-
Я проанализировала анкеты одноклассников и поняла, что семейные спортивные традиции определяют спортивные предпочтения детей.
-
Чтобы повысить двигательную активность учащихся и их родителей, предлагаю ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, заниматься спортом, соблюдать режим дня и питания, контролировать вес и рост, организовывать активный семейный отдых, соблюдать здоровый образ жизни.
-
По-моему, детская активность будет выше, если родители будут активно участвовать в физическом воспитании детей, пропагандировать здоровый образ жизни, личным примером показывать заинтересованность к физкультуре и спорту, вести активный образ жизни. Именно за это я могу поблагодарить своих родителей.
Список источников и литературы.
1. Физическая культура. Учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Авт. - В.П. Богословский, Ю.Д.Железняк,
Н.П.Клуссов и др. Под редакцией Г.Б.Мейксона и др. - 3-е издание,-
М.: Просвещение, 1998.- стр.25-30.
2. Основы физической культуры младшего школьника, Учебное пособие для учащихся младших классов. Авт.- Н.В.Барышева, В.М.Минияров,
М.Г. Неклюдова.- Самара, 1994.- стр.11-18.
3. Основы физической культуры учащихся средних классов. Учебное пособие для учащихся средних классов. Авт.- Н.В.Барышева, В.М.Минияров, М.Г.Неклюдова.- Самара, 1994.- стр. 13-17.
4. Физическая культура и здоровыйобраз жизни. Учебное пособие. Авт.-
Н.В.Барышева, П.А.Виноградов, В.И.Жолдак.- Самара, 1997.-стр.33-34.
5. Физическая культура: Методическое пособие. Авт.-сост.- Н.А. Герасимова, О.Н. Руссу, Н.Н.Кузнецова.- Самара: СИПКРО, 2004.- стр.66-69.
6. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя. Авт.- Е.Н.Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю.Торочкова, Р.Я.Шитова.-М.: Просвещение, 1997.- стр.17-18, 39-42, 58.
Приложение
Фотоотчёт и ксерокопии грамот:
-
Семейные традиции (лыжные прогулки, зимняя и летняя рыбалка, катание на коньках и роликах, выезд на природу с ночёвкой);
-
Школьные спортивные традиции (День здоровья, Кросс наций, лыжня России, семейные старты «Папа, мама, я - спортивная семья», походы и «Зарница»);
-
Участие в личных спортивных первенствах.