Проект «Здоровьесберегающие технологии на тренировочных занятиях по биатлону

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект.

«Здоровьесберегающие технологии на тренировочных занятиях

по биатлону».

Содержание:

1. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях. 2.Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования.

3.Создание условий для заинтересованного отношения к тренировочному процессу.

4. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха.

5. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях

6. Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности на тренировках.

7.Список литературы.

Деятельность тренера в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на тренировках должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

1.Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый тренер, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья тренирующихся. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия тренеров и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач. Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет, тренер, психолог. Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: («Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся итренеров. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой тренера, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).

Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда занимающегося. В традиционном понимании, сложившимся в нашей стране ещё в советское время, охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» спортсмена - его спорт. зал, стадион, деятельность - тренировка.

Как мы уже говорили, на практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся и педагогов:

1. Гигиенические, средовые факторы;

2. Организационно - педагогические факторы;

3. Психолого-педагогические факторы.

ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. Но рассмотрение здоровьесберегающих технологий только как характеристики работы тренера было бы методологической ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь всех вышеуказанных факторов, особенно в отношении достигаемого эффекта. Кроме того, к трём общепринятым факторам угрозы для здоровья учащихся, мы склонны отнести и безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины проблем со здоровьем мы создаём себе сами! А это также образовательная проблема. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим их всех источников, так или иначе связанных с тренировочным процессом.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во - вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Поэтому очень правильно, что в учебном плане предусмотрены тренировки на улице и главное есть для этого все условия в нашей секции. Это и спортивная площадка, и стадион. Подготовить спортсмена к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать спортивная школа через ЗОТ - тренируя, обучая, воспитывая.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и тренеров, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Если организовать работу секции в сфере охраны здоровья только задачей-минимум - защитой ребёнка от вредных воздействий - то лишь небольшая часть образовательного потенциала секции окажется задействованной в интересах здоровья учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования. Ведь получается, что пока ребёнок на тренировке, о нём заботятся, за порогом же учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье своего воспитанника. Так не должно быть.

В соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в тренировочном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у спортсменов культуры здоровья. «Рядовой» признак ЗОТ, как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы. Поэтому и противопоставление условий организации тренировочного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.

Последнее принципиально важно, ибо задача тренера состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье занимающихся на период тренировки, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Цель: здоровьесберегающей педагогики - обеспечить ребёнку высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задача: здоровьесберегающей педагогики - обеспечить высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

2.Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы (по материалам Н.К. Смирнова, 2003):

1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование медицинского кабинета. Создание спортивных диспансеров для оказания каждодневной помощи спортсменам и тренерам.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций. В течение учебного года ребята принимают активное участие в соревнованиях.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье детей. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании здоровьесберегающих технологий на тренировках.

3.Создание условий для заинтересованного отношения к тренировочному процессу.

Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса. На тренировках необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то тренер должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом ребёнок не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ребёнок не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ребёнок не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

4.Включение в процесс занятий элементов активного отдыха.

Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самой тренировки на уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих отдых глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

5.Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях.

Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами. Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую (подчеркиваю - не обязательную к исполнению, а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем.

Перечень факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

I. Гигиенические условия, факторы

1.1. шум

1.2. освещенность

1.3. воздушная среда

1.4. размер помещений, кубатура

1.5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

1.6. используемые стройматериалы, краска

1.7.размещение в помещении

II.Учебно-организационные факторы.

2.1. объем тренировочной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям спортсмена

2.2. расписание тренировок, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

2.3. организационно-педагогические условия проведения тренировок (плотность, чередование видов деятельности).

2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц

2.5. медицинское и психологическое обеспечение.

2.6. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

2.7. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

2.8. интегрированность спортивной школы в окружающий социум, влияние администрации и других организаций на жизнь.

2.9. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни детей.

2.10. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от тренера)

3.1. психологический климат в секции, на тренировке, наличие эмоциональных разрядок

3.2. стиль педагогического общения тренера с учащимися

3.3. степень реализации тренера индивидуального подхода к детям (особенно, группы риска)

3.4. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям спортсменов.

3.5. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений детей на тренировке (и вообще во время пребывания на занятиях).

3.6. личные, психологические особенности тренера, его характера, эмоциональных проявлений.

3.7. состояние здоровья тренера, его образ жизни и отношение к своему здоровью.

3.8. обременение тренера собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.

3.9. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности тренера.

3.10. профессиональная подготовленность тренера по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

6.Рекомендации по "Организации здоровьесберегающей деятельности на тренировках":

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждая тренировка должна оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашим тренировкам.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь тренера.

7.Список литературы:

  1. Агеевец, В.У., Макаров, Г.Г. Возрождение физического, духовного и социального здоровья россиян - настоятельное требование времени // Вестник Петровской академии. - 2009. - №1 (12).

  2. Бойко, Е.С., Грачев, Ю.С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности: Учебное пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2004.

  3. Копылов, В.А. Здоровье детей - будущее нашей страны // Вестник Петровской академии. - 2009. - № 1(12). -

  4. Лебедева, И.Л. Психолого-педагогические оценки и взгляды на проблему сохранения и укрепления здоровья молодёжи // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2005. - №3(12

  5. Савченко, В.А., Волненко, Н.Г. Оптимизация планирования физических нагрузок с учетом психофизиологических особенностей их организма. // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации - 2008. - № 1(24).



© 2010-2022