- Преподавателю
- Физкультура
- Мониторинг физического состояния обучающихся
Мониторинг физического состояния обучающихся
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбунова В.С. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»
Мониторинг физического состояния обучающихся
Учитель физической культуры
Мажирина Ирина Анатольевна
г. Омск
Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф. Энгельс в свое время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье - это то, о чем мы вспоминаем, когда его нет».
На самом деле - это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог И. В. Довыдовский писал, что установить чёткую грань между болезнью и здоровьем невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является «практически здоров».
Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субъекте организма.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья обучающихся.
Работая над темой «Формирование физического здоровья обучающихся в здоровьесберегающем пространстве школы», в качестве главного инструментария использую мниторинг.
Нами было обследовано 48 обучающихся (27 мальчиков и 21 девочка) в возрасте 7-8 лет 1-2 классов.
Изучались данные антропометрии, основные показатели гемодинамики, состояние резервов ССС по величине адаптационного потенциала с использованием принципов метода, предложенного Р.М. Баевским (1984 г.) в модификации П.А. Филеши, Н.Н.Сиваковой (1994 г.). Данное исследование проводилось в три этапа:
-
Начало учебного года - 10.09. 2012 г.
-
Середина учебного года - 15.12. 2012 г.
-
Конец учебного года - 24.05. 2013 г.
Для характеристики физического развития и телосложения используются следующие антропометрические измерения: длина тела (см.), масса тела (кг.), окружность грудной клетки (см.), окружность плеча (см.), окружность бедра (см.),
ширина плеч (см.), ширина таза (см.), длина туловища (см.), длина верхней и нижней
конечностей (см.).
Здоровье детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Перенесенные болезни в детстве подтачивают этот фундамент, так как большинство из них не проходит бесследно и заканчивается, как правило, различными нарушениями здоровья. Все это подтверждает мысль о том, что наиболее гуманными, социально и экономически целесообразными мерами любого государства по формированию здоровья нации являются меры по охране и укрупнению здоровья подрастающего поколения.