- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по внеурочным занятиям в 1 классе
Рабочая программа по внеурочным занятиям в 1 классе
Раздел | Физкультура |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жлобенко А.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Растём играя »
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Растём играя » для учащихся 1 класса разработана на основе:
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2011г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Лях. М.: «Просвещение», 2013г
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
Один из путей выхода из ситуации - разработка инновационных подходов к воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий , подвижных игр.
Подвижные игры для детей - основной инструмент познания этого мира и мощнейший фактор роста. Движение - естественное состояние любого «неспящего» ребенка. Ребенок, которому созданы условия для движения, физических упражнений и игр, более гармонично развит. Он лучше растёт, здоровее своих малоподвижных сверстников. Это понятно. При физических нагрузках усиливается обмен веществ. Кровь переносил строительный материал, кислород. В игре тренируется ловкость, выносливость, нарабатывается сила, тренируется вестибулярный аппарат. Нервные окончания получают массу новых импульсов. Мозг перерабатывает колоссальное количество информации. Работают и взаимодействуют все системы - зрение, слух, осязание. В мозгу формируются точнейшие импульсы, приказывающие совершить нужное движение.
В игре ребенок формирует и тренирует свои социальные роли. С помощью взрослых, конечно. В играх есть правила, которым надо следовать. Команды, которые обязательны для всех. Так ребенок учится и подчиняться, и руководить. Работать в команде или только на себя. Соблюдая правила игры, дети постигают смысл «честно» - «нечестно». И что очень важно, учатся как побеждать, так и проигрывать. И изливать свои эмоции не на соперника, а на достижение цели.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа ориентирована на младших школьников 7-8 лет. К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка.
Сроки реализации программы:
Образовательная программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Растём играя» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа.
Формы и режим занятий:
Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение различных подвижных игр).
Цель программы:
сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья при помощи подвижных игр.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижными играми;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- развивать умение слушать и понимать речь других.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Целесообразность программа«Растём играя» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Содержание программы
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.(с элементами лёгкой атлетики, с основами акробатики, с основами лыжной подготовки, игры-забавы, игры- сопровождающиеся текстом)
«Игра белок», «Разведчики», «Хвостики», «Паровозик», «Удочка с прыжками», «Сокол и голуби», «Лиса и куры», «Кто быстрее?», «Сумей догнать», «Метко в цель», «Салки с большими мячами» и т.д.
Тематическое планирование 1 класса
Тема занятия
Развитие и формирование качеств у учащихся
Игры
Оборудование
Дата
1
Вас приглашает страна Игр.
Мир движений.
представление о мире движений, их роли в сохранении здоровья
«Игра белок», «Разведчики»,
кубики, мелки, обручи, скакалки
2
Дорога к доброму здоровью. Красивая осанка.
формирование правильной осанки и развитие навыков бега
«Хвостики». «Паровоз»
гимнастические палки, ленточки. скакалки
3
Здоровье в порядке- спасибо зарядке .Учись быстроте и ловкости.
развитие ловкости; воспитание чувства ритма
«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный»
скакалки, мелки, шапочка, шарф..
4
Сила нужна каждому.
развитие силы и ловкости
«Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками»
мешочки, скакалка, коврики
5
Ловкий. Гибкий. Игры с мячом
развитие гибкости и ловкости
«Снип -Снап», «Быстрая тройка»
гимнастические палки, скакалки
6
Весёлая скакалка.
развитие ловкости и внимания
«Медведь спит, «Весёлая скакалка»
кубики, скакалки
7
«Мой весёлый, звонкий мяч»
развитие выносливости координации
Эстафеты с мячом.
фишки, мячи
8
Развитие быстроты.
развитие быстроты
«Командные салки», «Сокол и голуби»
мячи, скакалки
9
Кто быстрее?
развитие скоростных качеств, выносливости
«Найди нужный цвет», «Разведчики»
мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
10
Скакалочка- выручалочка.
развитие силы
«Удочка с приседанием»,
скакалки, коврики
11
Ловкая и коварная гимнастическая палка.
развитие быстроты и ловкости
«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга»
гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
12
Команда быстроногих .
развитие силы и ловкости
«Лиса и куры»,
обручи, гимнастические палки, скакалки
13
Выбираем бег.
развитие скоростных качеств, ловкости
«Кто быстрее?», «Сумей догнать»
мяч, фишки, флажки
14
Метко в цель.
развитие меткости и координации движений
«Метко в цель», «Салки с большими мячами»
кегли, малые мячи, большие мячи
15
Путешествие по островам.
развитие меткости и координации движений
«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте»
мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
16
Развиваем точность движений.
развитие глазомера и точности движений
«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»
гимнастические палки, мяч
17
Горка зовёт.
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»
ледянки
18
Зимнее солнышко.
развитие выносливости и ловкости
Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик
ледянки
19
Зимние забавы.
развитие выносливости и ловкости
«Кто быстрее приготовиться»
ледянки
20
Штурм высоты.
развитие выносливости и быстроты
«Штурм высоты»
флажки
21
Снежные фигуры.
развитие выносливости и ловкости
«Салки»
флажки
22
Закрепление. Игры на свежем воздухе.
развитие выносливости и ловкости
«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся
23
Мы строим крепость
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Мороз - Красный нос» Игры по желанию учащихся
лопатки, санки
24
Мы строим крепость
развитие физических качеств выносливости и ловкости
Игры по желанию учащихся
лопатки, санки
25
Игры на снегу
развитие выносливости и скоростных качеств
« Горелки». Игры по желанию учащихся
флажки
26
Удивительная пальчиковая гимнастика.
развитие ловкости и быстроты
«Метание в цель», «Попади в мяч»
«Точный расчёт»
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
27
Развитие скоростных качеств.
развитие скоростных качеств и меткости
«Быстро в строй», командные «колдунчики»
мячи
28
Развитие выносливости.
развитие выносливости, быстроты и реакции
«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»
мяч, гимнастическая палка
29
Развитие реакции.
развитие быстроты, скорости, реакции
«Пустое место», «Часовые и разведчики»
мешочки с песком
30
Эстафеты с кубиками
развитие быстроты и выносливости
«Удочка», «Не урони кубик»
булавы, кубики, фишки
31
Прыжок за прыжком.
развитие быстроты, ловкости, выносливости
«Прыжок за прыжком»
флажки, эстафетная палочка
32
Мир движений и здоровья.
развитие скоростных качеств , ловкости
«Хвостики», «Падающая палка»
ленточка, гимнастическая палка. мячи
33
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.
развитие ловкости и быстроты
«Точный поворот», «Второй лишний».
Эстафеты.
Результаты освоения программы
к концу учебного года учащиеся 1 класс
Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;
Понимать:
-
роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
Знать:
-
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
-
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
-
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
-
причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия
Уметь:
-
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
-
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
-
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
-
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
-
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
-
Участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
-
Самой высокой результативностью этой программы будет усвоение и запоминание учащимися этих игр, разучивание их со сверстниками, игры на переменах, в школьных и загородных лагерях.
Для реализации программы необходимо:
Для организации занятий : спортивный зал, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, медицинская аптечка.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Материально-техническое обеспечение
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Д -демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К -полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1
Основная литература для учителя
1.1
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2
Программы по «Физической культуре»
Д
1.3
Физическая культура. Учебник 1-4классы .
Ф
1.4
Рабочая программа по физической культуре
Д
2
Дополнительная литература для учителя
2.1
О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.
Д
2.2
Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.
Д
2.3
Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г.
Д
3
Дополнительная литература для обучающихся
3.1
В.И.Лях : Физическая культура. 1-4 классы Учебник . «Просвещение»
Ф
4
Учебно-практическое оборудование
4.1
Бревно гимнастическое напольное
П
4.2
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
П
4.3
Стенка гимнастическая
П
4.4
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
П
4.5
Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
П
4.6
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
К
4.7
Палка гимнастическая
К
4.8
Скакалка детская
К
4.9
Мат гимнастический
П
4.10
Кегли
К
4.11
Обруч детский
Д
4.12
Рулетка измерительная
К
4.13
Лыжи детские (с креплениями и палками)
П
4.14
Щит баскетбольный тренировочный
Д
4.15
Сетка волейбольная
Д
Методическое обеспечение. Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные - рассказ, объяснение нового материала; наглядные - показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические - апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало работы включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.
Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр.
Особую роль в работе со школьниками играет педагог. Его умение быть не только наставником, но и старшим товарищем, создает у них чувство уверенности в своих силах, формирует благоприятный микроклимат для занятий.
Список литературы.
-
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
-
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».
-
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 61с. - Стандарты второго поколения.
-
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
-
Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева - Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
-
Физическая культура. 1 - 4 классы. Методические рекомендации для учителя..
-
Физическая культура. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Лях.
Просвещение 2010
8. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
Программа была апробирована на базе МКОУ «Староалейская средняя общеобразовательная школа №2» в 2013-2014 учебном году, количество участников - 18 учащихся 1 класса.