Реферат: Сюжетно-ролевые игры на уроках физкультуры

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения уроков по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей клас¬сов предшкольной подготовки и младших школьников к процессу выполне¬ния физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традици¬онной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжет¬ном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Па¬рус», «Волны шипят»...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение ..3

1. Задачи развития двигательной активности

учащихся ..5

  1. Условия для максимального физического развития детей ..6

  2. Сюжетно-ролевые игры: психолого-педагогическое обоснование ..8

  3. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр .....12

  4. Примерное содержание сюжетно-ролевых игр для уроков физкультуры……………….15

Заключение … 22

Список литературы ….23

Введение.

Физическая культура и спорт, наверное, единственное поистине уникальное, всеобъемлющее, не имеющее аналога, самое дешевое и высокоэффективное, проверенное тысячелетиями во всех странах мира с самыми различными политическим строем и экономическими укладами средство, способное сплотить, увлечь, подчинить себе, заставить преодолеть себя, а при необходимости и создать заново независимо от возраста, профессии и религиозных убеждений. Казалось бы, все вышесказанное настолько очевидно и лежит на поверхности, что нет необходимости это доказывать. Тем не менее, как раз именно эта область (физическая культура) всегда оставалась в забвении, а если упоминалась, то в основном на декларативном уровне. Физическая культура в школах России, согласно новой программе, представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию младших школьников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствова­ния основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движе­ний, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому вос­питанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удо­вольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания де­тей классов предшкольной подготовки и младших школьников. Одной из эффективных форм физкультурных занятий с детьми этой возрастной группы являются сюжетно-ролевые игры.








1. Задачи развития двигательной активности учащихся

Двигательная активность в физическом воспитании является чудесной ос­новой для других видов учебно-воспитательной работы. Никакая другая дея­тельность не является столь благоприятной для освоения детьми знаний об окружающем мире, его законах, особенностях. Многое можно узнать, сидя за столом, но неизмеримо больше можно постичь в движении, в двигательно-игровой деятельности,

Рассмотрим развивающие задачи физического воспитания, решение кото­рых сделает наших детей лучше: умнее, человечнее, разностороннее. Вот лишь некоторые из них:

1. Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка): длинный - короткий (длиннее - короче), малый - большой (меньше - больше), узкий - широкий (уже - шире), дальний - ближний (дальше - ближе), верхний - нижний (выше - ниже), левый - правый (левее - правее), задний - передний (назад - вперед), тонкий - толстый (тоньше - толще), медленный - быстрый (медленнее - быстрее), частый - редкий (чаще - реже), много - мало (больше - меньше), долгий - скорый (дольше - скорее), сильный - слабый (сильнее - слабее), пред­ложенных отношений: «на», «у», «в», «возле», «около», «рядом», «за», «над», «под», «перед», «между» и др.

  1. Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры материалов и предметов по типу: тяжелый - легкий, гладкий - шершавый, плотный - пористый, эластичный - хрупкий, мягкий - твер­дый, холодный - горячий, мокрый - сухой и т. д.

  2. Ознакомление в процессе физического воспитания с назначением раз­личных типов предметов (приспособлений) и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).

4. Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря детей:

  • ловить, бросать, катать, набивать, футболить (мяч);

  • висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подвешивать (предметы и приспособления) на перекладине;

  • подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать (с использовани­ем гимнастической лестницы).


  1. Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математиче­ских представлений, а также внимания, логики, памяти, наблюдательности.

  2. Воспитание у детей необходимых личностных качеств - таких как че­стность, смелость, сострадание, настойчивость, справедливость, скромность, целенаправленность.

  3. Формирование в процессе двигательной деятельности необходимых эс­тетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у де­вочек), мужественности, лидерства, джентльменства (у мальчиков); воспита­ние правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом, старшим, другими окружающими; пробуждение у детей чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т. д.).

8. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закреп­ление положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельно­стью, создание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных ре­акций на те или иные двигательные (игровые) ситуации.

2. Условия для максимального физического развития детей

Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватных средств и методов обучения, который должен проводится с непременным участием психолога; творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и пр..

Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними.

Чрезвычайно важно, чтобы педагоги грамотно обучали детей движениям, их качеству, сами понимали оздоровительное и психокоррекционное воздействие физических упражнений на организм ребенка. И здесь в работу по «просвещению» воспитателей, наряду с методистом должен включаться психолог, объясняя направленность и взаимодействие в развитии психических и физиологических особенностей всех детей и каждого в отдельности, что реализует условия индивидуального подхода в воспитании. Со своей стороны воспитатели должны активнее идти на контакт с детским психологом, консультироваться с ним по поводу тех или иных возникших проблем.

Правильная организация физического воспитания в условиях начальной школы, предусматривает систематический медико-педагогический контроль и оперативную медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и включает в себя:

  • динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, физическим развитием детей;

  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал и т. д.);

  • наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей - во всех этих направлениях также могут быть реализованы опыт и знания детского психолога, так как ни один процесс развития ребенка не проходит без зависимости от психической сферы деятельности); просветительная работа родителей по вопросам здоровья и физического раз-

вития детей (и здесь также важна роль детского психолога - его задачи не только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и самому, в силу имеющихся знаний, найти индивидуальный подход к каж­дому из родителей).

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества - выносливости. При этом выделяют т.н. «психоло­гическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках тем­перамента, психики дошкольника.

Как отмечает Н Кожухова, «Проблема развития выносливости у детей - способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности - представляется важной и актуальной. Но не следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку на ребенка, тем он становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратный эффект, приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервной системы»1.

Физические игры и упражнения, развивающие все виды выносливости, должны входить во все виды деятельности детей.

Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства обиды нередко появляются и агрессивные действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.

В этом случае требуется большая работа как педагога и психолога детского сада, так и родителей. Психолог приглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой игр, принятых группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок и рассказов объясняет последовательность усложнения игровых действий в соответствии возрастом ребенка.

Также для сокращения уровня агрессии можно рекомендовать включение данного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он понял свою ответственность перед командой за агрессивное поведение на площадке. При этом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей, которые играют в другой команде необходимо постоянно «смешивать» игроков различных команд.

Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная работа с родителями. Педагоги, методисты, психологи передают им необходимые знания о возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с поль­зой для ребенка, донести до них информацию об особенностях младшего школьного возраста - одна из главных задач дошкольных учреждений, в том числе и психологов.

3.Сюжетно-ролевые игры: психолого-педагогическое обоснование.

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения уроков по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей клас­сов предшкольной подготовки и младших школьников к процессу выполне­ния физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традици­онной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжет­ном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Па­рус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод» , «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям младших школьников, облег­чает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной ли­тературе и используемых в практике работы образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упраж­нений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную фи­зическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

При разработке сюжетных занятий мы попытались сохранить их харак­терные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Во-первых, определяем задачи: укрепление здоровья детей, повышение функ­циональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физи­ческой работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствова­ние двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие пси­хических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в системати­ческих занятиях физическими упражнениями.

Во-вторых, подбор средств и методов физического воспитания опреде­ляется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и мо­торными) особенностями детей: используются различные физические уп­ражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюже­том. Комплексы общеразвивающих упражнений, используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные воз­можности детей.

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 7 до 11 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соот­ветствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспо­собность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., уп­ражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок это­го возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туло­вища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняют­ся под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двига­тельных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения уп­ражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следует учитывать, что физические на­грузки, не вызывающие напряжения физиологических функций всоответст­вии с научными выводами академика Н.М. Амосова, профессора В.К. Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующий эф­фект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями у детей 7-8 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 ударов в минуту.

Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и акти­визации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями: на­пример, комплекс «Морское царство» может быть дополнен познавательной игрой-занятием М. Сигимовой «Загадки Морского Царя» и т.п. В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соот­ветствующие сюжету: например, перед разучиванием танца «Раки» загадать загадку «Под водой живет народ - ходит задом наперед» ; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А.С.Пушкина «Ты волна моя, волна...» или спеть песенку из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню». Можно так­же предложить детям выполнить дома рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т.п.), прочитать рассказы, сказки соответствующего сюжетного содержания (например, сказ­ку Г.Х. Андерсе на «Русалочка»). Подобные домашние задания наряду с дви­гательными (например, выполнить дома то или иное упражнение комплекса) помогут привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей, за­интересовать их успехами своего ребенка.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направ­ленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естествен­ными природными звуками. Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Результаты научных ис­следований свидетельствуют о необходимости применения элементов психо­регуляции в процессе оздоровительной тренировки, особенно на начальном этапе занятии, так как это ускоряет адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам.

Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий.

Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на про­тяжении 2-2,5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами, установивших, что применение коротких (в тече­ние двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие от­дельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания младших школьников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение по­казателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем вся она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи все ос­новные черты в наибольшей полноте: эмоциональная насыщенность, увле­ченность детей, самостоятельность, творчество, активность.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру деятельность отражатель­ная. Она является вторичным этапом в познании ребенком действительности.

Творческой сюжетно ролевой игре присущи специфические мотивы:

• принятие ребенком на себя роли взрослого, воспроизведение его
деятельности, отношений;

• интерес к тем или иным событиям, к действиям с учебным мате­
риалом;

• стремление к совместной деятельности в обществе сверстников. Реа­-
лизация игровых действий в сюжетно-ролевой игре нередко приводит ребен­-
ка к установлению пробелов в своих знаниях. Это вызывает разнообразные
вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе творческой игры путем об­
мена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого
или стимулируют самостоятельные наблюдения ребенка вне игр.

Имеющиеся у младшего школьника знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер.

Таким образом, сюжетные задания и сюжетная игра как нетрадицион­ные методики проведения занятий по физкультуре, построенные на сочета­нии различных знаний и видов деятельности, довольно эффективны для со­хранения здоровья учащихся. 4. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр

Как объяснить игру:

Объяснение игры проводится лишь после размещения на исходной по­зиции, что облегчает лучшее понимание игры участниками и ее организа­цию. Объяснение игры следует сопровождать показам, чтобы не возникали у играющих лишние вопросы.

При объяснении игр всегда необходимо придерживаться следующей схемы:

назвать игру /желательно указать, с какой целью она проводится/ и дать название командам;

объяснить и показать содержание основных двигательных действий и расположение играющих на площадке;

кратко объяснить ход игры и направления движения игроков /желательно сопровождать показом/;

поставить перед играющими цель игры /определение победителя/;

объяснить основные правила игры /указать, за что будут начисляться штрафные очки/.

Объяснить игру нужно кратко и ясно, с тем, чтобы вызвать к ней инте­рес и сосредоточить внимание играющих на точном выполнении двигатель­ных действий, на соблюдении правил. Инвентарь для игры:

Для многих игр нужен различный инвентарь: мячи, булавы, обручи, ска­калки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки разного цвета, веревки различной длины и толщины, ленточки, гимнастические палки, городки, кубики, дощечки, кольца и т.п. Несложный инвентарь, который можно час­тично приобрести в магазине, а большинство легко изготовить в школьных мастерских силами учащихся старших классов, родителями, шефами.

В отдельных играх некоторым участникам приходится завязывать глаза. Обычно для этого используют колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы полностью за­крывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее подкладывают чис­тый лист бумаги.

4. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр

Руководство процессом игры:

Обязанность руководителя - умело управлять ходом игры, вовремя ее закончить и правильно подвести итоги. Прежде всего руководитель должен комментировать процесс игры, учить / по ходу/ выполнению игровых зада­ний /делать замечание по качеству выполнения упражнений, следить за по­ведением занимающихся, соблюдением правил и т.д./. Воспитание выдержки, настойчивости в достижении цели, коллективизма - важная забота руководи­теля игры.

Руководитель представляет максимум инициативы участникам игры и вместе с тем остается беспристрастным судьей. Игру следует проводить так, чтобы ее участники сами следили за точным выполнением правил и иг­ровых заданий.

Регулирование физических нагрузок в игре:

Важной методической особенностью руководства игрой является ее до­зирование и завершение.

Изменения и регулирование нагрузки в играх проводится следующими приемами:

  • изменением дистанции для перебежек;

  • изменением количества повторений игровых заданий;

  • упрощением или усложнением отдельных правил;

  • изменением двигательных задании;

  • изменением размеров площадки или количества инвентаря, препятст­вий и т.п.

После первой попытки руководитель должен подвести краткий итог и указать, какие команды действовали правильно, кто из играющих нарушил правила, объявить команду, выигравшую первую попытку. После окончания игры нужно построить участников в колонну, дать небольшую пробежку, пе­реходящую в ходьбу. После этого подвести итог игры.

Кроме результата проведенной игры руководителю необходимо оцени­вать в действиях детей следующие моменты:

  • знание правил и умение их применять в игре;

  • умение целесообразно действовать в зависимости от игровой ситуа­ции;

  • умение использовать в игре знакомые, ранее изученные двигательные действия;

  • творчество в игре.

Нельзя допускать проявления недисциплинированного поведения иг­рающих /выкрики, споры, несогласие с решением и результатом и т.п./.

Следует добиваться сознательного выполнения игровых правил, уваже­ния соперника, ответственности перед коллективом за свои действия и по­ступки.

Нужно стимулировать положительные стремления детей и не допускать проявления ложного самолюбия, превосходство над другим, зазнайство. Чрезмерное внимание и опека к отдельным ребятам позволяют им подчас по­верить в свою исключительность, превосходство и непогрешимость.

Окончание игры:

Когда в игру введен сюжет, рекомендуется ее окончание подводить под соответствующий сюжет игры: в игре «Гуси лебеди» по окончанию лебеди разлетелись по своим домам до новых встреч и т.п.

В результате высокой эмоциональности играющие не могут контролиро­вать свое состояние, что ведет к возникновению перевозбуждения и утомле­ния. При появлении усталости /пассивность, потеря точности, срыв в поведе­нии и т.п./ необходимо снизить нагрузку.

Завершить игру следует тогда, когда участники получили от нее удовле­творение. К этому моменту должны быть достигнуты цели, поставленные пе­ред игрой. Тогда она доставит удовольствие и вызовет желание повторить ее еще раз.

Об окончании игры желательно предупреждать игроков словами: «По­следний раз!», «Осталось одно задание!» и т.п. Окончание игры должно вы­звать у занимающихся ожидание следующего урока.

Подведение итогов игры:

При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество исполнения двигательных действий. Большое воспитательное зна­чение имеет при определении результата игры четкое выявление ошибок, не­правильных действий. При этом следует приучать занимающихся, а также судей и присутствующих к разбору итогов игры. Это повышает сознательную дисциплину и интерес к занятиям физическими упражнениями. Результат игры должен определяться просто и понятно. Подсчет очков и определение победителя должны быть наглядными. Игру заканчивают орга­низованно, с объявлением результатов, а после небольшого отдыха проводят разбор игры с выявлением ошибок и недостатков.

Необходимо отметить лучших водящих и судей, обратив внимание на на­рушение дисциплины.








5. Примерное содержание сюжетно-ролевых игр для уроков физ­культуры

«Дорожка здоровья»

Название упражне­ния

Сопроводительный текст

Инструкции к уп­ражнениям

«Великан»

Мы становимся все выше Достаем руками крышу На носочки поднимись И макушечкой тянись! Солнце в небе высоко, Дотянуться нелегко С каждым шагом Выше, выше, Будем к солнышку Поближе!

Дети идут по до­рожке на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями во­внутрь.

«Крылышки»

Лебеди стайкою дружной плы­вут,

Прямо и гордо умеют держать­ся,

Крыльями машут - красиво ле­тят,

Тихо на воду садятся. Руки в «крылышки» сложили И на пятках походили!

Руки в «крылышках» - локти прижаты к талии, лопатки со­единены. Ходьба на пятках.

«Свечка»

На коленях мы идем, Спину держим прямо! За красивую осанку Нас похвалит мама! А теперь походим На наружном своде!

Ходьба по гимна­стической скамейке на коленях, руки в стороны или на по­яс. Затем ходьба на наружном своде стопы, руки на поя­се.

«Кошечка»

Спинка гибкая у нас

Как у кошечки как раз!

Мы с нее пример берем

И, прогнувшись, круг пройдем!

Ходьба на четве­реньках, прогнув

спину.

«Страус»

Страус - птица гордая, Шагает он легко. Мы тоже так попробуем Поднять колено высоко!

Ходьба с высоким подниманием коле­на, руки на поясе.

«Собачка»

Чтоб найти дорогу к дому, Нужно след искать знакомый. Жулька верно след взяла, Прямо к дому привела!

Ходьба по гимна­стической скамейке на коленях, руки на полу.

«Домик»

Опирайся на руки И не

гни колени, В этом упражнении Места нет для лени!

Идти, опираясь на руки, колени не сги­бать.

«Лебедь и уточка»

Словно лебедь по воде, Я плыву на животе, А теперь, как уточка, Похожу минуточку!

Подтягиваться по гимнастической скамейке на живо­те. Затем ходьба в полуприседе, спина прямая.

«Подтягивание на спине»

Подтянуться на спине Никогда не сложно мне. Сесть и быстро встать опять И «Цыганочку» сплясать!

Подтягивание по гимнастической скамейке на спине. «Цыганочка» - хло­пок в ладоши над головой, затем, по­вернув голову впра­во, правой рукой коснуться правой пятки. Повторить то же в левую сто­рону.

«Змейка»

Змейкой прыгать буду рад, Обгоню я всех ребят! А теперь - внимание! Буква «Т» - задание.

Прыжки через гим­настическую ска­мейку «змейкой». Ходьба с разворо­том стопы в виде буквы «Т».

«Ковшик»

Ручеек течет в лесу, Я на мостик встану, Из него воды холодной Ковшиком достану. По дорожке пробегу, На камушках потопаю, Повторяю букву «Т» И в ладоши хлопаю!

Идем по гимнасти­ческой скамейке, ру­ки на поясе. Слегка присев, опускаем одну ногу, почти ка­саясь пола, затем другую. Бег по мас­сажной дорожке, топаем на камушках, повторяем бук­ву «Т». Хлопаем в ладоши

перед собой.

«Красавица Восто­ка»

Я трудилась, не ленилась, И теперь по силам мне, Как красавицам Востока, Нести кувшин на голове! С красивою фигурой Гордо смотрим мы вперед, Мы не лечимся микстурой -Мы здоровы круглый год!

Приняв правильную осанку, дети несут на голове мешочек с песком или солью весом ЗООг, хором повторяя последнее четверостишие



Сюжетная игра «Путешествие в горах, переход над пропастью»

Учитель заинтригованно сообщает учащимся, что каждый, кто умеет трудиться, на прощание получит подарок.

Представляет им гимнастическую стенку. Выявляю, знакома ли подоб­ная конструкция, с кем занимались, что делали, что развивает. Все в темпе, так как в глазах интерес: «А где же подарок?».

Создается образная картина путешествия в горах, об опасностях при переходе... Все согласны, что необходимо проверить готовность к походу-переходу. Участники (альпинисты) каждый на своем скальном участке (про­лете стенки) демонстрируют умение передвигаться вверх, в стороны, закреп­ляют позицию «держать вис» и в конце задания спуск на руках (ноги условно травмированы), и так 2-3 подхода.

Согласно физической подготовленности и психологическому настрою перестраиваемся в походный строй, и в путь! Маршрут маркирован по всей длине цветной тесьмой (затяжной подъем, вершина, вертикальный спуск). Переход сопровождают слова песни Высоцкого «Парня в горы возьми риск­ни...», мое особое внимание замыкающим. Рефреном звучит поддержка - «Не бросай одного его», подхватываю - «Пусть он в связке одной с тобой... Там поймем, кто такой».

При анализе альпинисты-прагматики не сразу понимают и принимают, что мозоли (покраснение) на ладонях и есть трудовой подарок. Убеждаю, что все ценности мира созданы трудовыми руками - понимают и принимают.

Поздравляю детей с успехом, прошу на прощание крепко-крепко пожать мою руку, чтобы учитель убедился, что их мозолистые руки будут добрыми и на­дежными, помощниками в труде и на занятиях физкультурой и спортом и, следуя народной мудрости, помнить: при трудностях - не опускать рук! Этим подарком-приветом привлекаю родителей к совместной деятельности и ответственности за физическое развитие ребенка.

Этюды «Игрушку на линию!», «Канатоходцы» (знакомство с линиями разметки спортивного зала)

Для знакомства с линиями дети приносят на урок любимую яркую иг­рушку. Усаживаются в центральном кругу (ЦК), учитель сообщает детям, что линия этого круга не простая, как и соседняя большого круга, а обе волшеб­ные. Пребывание на этих линиях (стоя, сидя, лежа) восстанавливает силы и придает бодрость.. Дети весело принимают условия игры вкусных знакомств. На линии (ЦК) «дегустируют» молочно-шоколадный коктейль, а на соседней - витаминно-фруктовый.

Игрой «Игрушку на линию!» продолжаем знакомство с прямыми ли­ниями - боковыми, лицевыми и центральной разделительной. По команде (называется линия) необходимо броском добежать до линии, поставить иг­рушку и, рассредоточившись по залу, стать на условную точку, лицом к иг­рушке и выполнить упражнения (домашние заготовки) на гибкость, силу и танцевальные комбинации. Все это последовательно - от линии к линии, от задания к заданию.

Не помешает дополнительное упражнение - игра на сноровку и ориен­тацию. По сигналу дети с точки бегут и обегают свою игрушку на линии, возвращаются на свое место - «Кто быстрее?» Чувствую, ждут вкусного от­дыха.

Уставших от перебежек детей приглашаю подкрепиться напитками на линиях кругов. На отдыхе уместно познакомить учащихся и с углами спор­тивного зала - правым, левым (верхними и нижними).

Заканчиваем урок ролевой игрой «Канатоходцы». Ребята проходят по линиям-канатам, подражая цирковым канатоходцам. Дух без высоты не захватывает, старательности хватает, но пропадает улыбка. Прошу походить на артистов: двигаться красиво и дарить улыбку.

Этюд «Поиски клада» (знакомство с вертикальным канатом, канат крепится к настенной перекладине гимнастической стенки, вы­сота -1,5 до 3,0 м)

Сюжет - открытие тайны пещеры острова сокровищ, в которой знаме­нитые пираты спрятали свой клад.

Ребят ждет знакомый маршрут перехода по скалам (гимнастическая стенка) и спуск по канату в пещеру.

Спускаться соскальзыванием невозможно, так как канат-лиана имеет острые шипы. Перехватами рук, применяя различные захваты ногами, опус­каются по лиане кладоискатели на дно пещеры, где их ждут замысловатые пиратские карты-ребусы спрятанного клада. Всегда находятся дети, которые захватом ног скрестно удерживают себя на канате при спуске. Обращаю внимание на удобный захват. Несколько тренировок со спуском, разгадкой ребуса, и кладоискатели готовы к поднятию сокровищ (объемный рюкзак) и переходу по маршруту в обратном направлении. Делают они это с успехом и задором. Канат помогает усвоить верхние уровни высоты спортивного зала. Переход на большой канат (лазанье) проходит без комплексов высоты, но это уже другая игра - «Сбор кокосов».

Этюд «Переход по-суворовски» (знакомство с гимнастическими брусьями)

Задача - переправиться через горное ущелье-пропасть по «Чертову мосту». Пример Суворова - переход русской армии в зимних Альпах по «Чертову мосту» подогревает интерес ребят к переходу. Весь арсенал движе­ний-передвижений на полу, гимнастической скамейке - имитация животных, бойцов-разведчиков - будет применен при переходе по мосту брусьям. Не будут забыты передвижения под брусьями - в висе, сверху - в упоре на ру­ках. Соскоки прыжками, соскальзыванием по наклонной гимнастической скамейке...

Усложненные условия - поднятие жердей как параллельно, так и раз­новысоко, разнонаклонно - все это проверка на выживаемость по-суворовски, где проверяются не только физические качества, но и волевые. Дети на «ура» принимают этот этюд.

Этюд «Цирковые наездники-джигиты» (знакомство с гимнастическим бревном, конем, козлом)

Разыгрываем ситуацию «подъем в седло на лошадь» (бревно) в парах. Стоя лицом с боку лошади, делаем вскок в упор и перемахом ноги оказыва­емся в седле ноги врозь, лицом к товарищу-джигиту (имитируем джигитовку - скачки сидя, стоя, переход под лошадь, опускание в положении завесом двумя ногами под бревно, с подъемом в седло силой или махом одной), отра­батываем с помощью учителя, товарища опускания и подъемы в обе сторо­ны:

  • проводим контрольные соревнования в парах, командах. «По коням!»

  • кто быстрее окажется в седле:

  • в парах - «бой с пикой» - сбивание с лошади пикой (гимнастической палкой с боксерской перчаткой на конце) товарища-наездника;

  • «Все по коням!» - всей группой в седло на бревне;

  • гимнастическое бревно - одно из веселых снарядов забав молодец­ких!

Знакомство с гимнастическим конем и гимнастическим козлом исполь­зуем как станции в круговой тренировке.

Этюд «Штурм высоты». Девиз - «За други своя и товарищей!» (знакомство с гимнастическими матами) Из гимнастических матов складываем горку-высоту, делимся на груп­пы-команды и при поддержке своих товарищей-болельщиков начинаем игру. Задача - захватить высоту, овладеть флагом, и все это впервые в про­тивоборстве, в контакте, в азарте с условным противником. Проверяются не только физические качества (ловкость, сила, борцовские приемы), но и му­жество и отвага, умение постоять за себя и товарищей, оказать помощь, и все прилюдно, при активных болельщиках... не сдаваться, давать отпор. Штурм -это настоящая школа мужества!

Презентация инвентаря «Волшебный показ»

Как выиграет процесс обучения, если мяч, обруч, гимнастическая палка будут достойно представлены детям! Дети обожают, когда с предметом ис­кусно манипулируют (жонглируют) и инвентарь (скучный термин) будет по­казан во всем блеске в основных базовых упражнениях данного вида спорта. Если двухминутное представление баскетбольного мяча (обводки, ведение, перемещение) завершится броском - попаданием в кольцо, в награду апло­дисменты возникнут обязательно. Дети никогда этот мяч не спутают с дру­гими мячами!

Физкультурное занятие с разрывной структурой по сюжету сказки "Буратино" Цель: 1. Упражнять детей в ходьбе в среднем темпе, в беге, на носках, змейкой и взахлест голени.

  1. Учить ползать на четвереньках между кубами змейкой, переползать через гимнастическую скамейку.

  2. Продолжать учить ходить по гимнастической скамейке боком, прямо с мешочком на голове

  3. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед из обруча в обруч

  4. Воспитывать интерес к двигательной деятельности

Оборудование: кубы гимнастические, скамейка, обручи, мешки для равновесия. Подготовка к занятию: чтение сказки "Буратино".

Ход занятия: Дети, я сегодня видела удивительный сон: как будто мы с вами оказались в сказке "Буратино". И с нами происходили разные интерес­ные истории. А вы бы хотели на самом деле побывать в этой сказке? Хоро­шо. Я покажу вам туда дорогу. Но чтобы попасть в сказку, нужно преодолеть много препятствий, показать силу, ловкость, выносливость, доброту, дружбу. Приготовьтесь, будьте внимательны и выполняйте то, что я вам скажу.

Вводная часть:

  1. Постройтесь друг за другом за высоким - низкий. Расправьте плечи, под­нимите головки. Будьте стройные, как Буратино. Покажем как Буратино с аз­букой гордо шел в школу. Ходьба друг за другом в среднем темпе 30 секунд.

  2. Вот он встретил Алису. Давайте покажем как бегает эта плутовка на но­сочках по кругу, змейкой (в разном темпе: быстро и с замедлением).

  3. А вот и кот Базилио. Давайте походим как он. Вот так (показываю) с опо­рой на руки и носки ног - 15 сек.

  4. А теперь Буратино убегает от лисы и кота вот так взахлест - 15-30 секунд. Убежал и пошел домой от лисы и кота и пошел домой к папе Карло (обычная ходьба). Все эти упражнения выполняются непрерывно в темпе.

II часть Основные движения

  • А теперь догадайтесь, в какое место из сказки я хочу вас повести ? Ни за что не догадаетесь В Поле Чудес.

  • Я вам говорила, что будут препятствия ? Вот в лесу растут огромные дере­вья (кубы). Нам нужно будет проползти между этими деревьями змейкой -это вы умеете.

  • А вот поваленное дерево. Нам нужно перелезть через него - вот так (пока­зываю) - 2 раза.

  • А теперь нам нужно пройти через болото. Подумайте, как можно пройти через него ? Правильно. Прыгая с кочки на кочку двумя ногами. Легко на но­сочках.

  • А что это так шумит, бурлит ? Да это речка быстрая, а вот и мост через нее. Давайте перейдем через него, кто как хочет: можно прямо, можно боком. Но для того, чтобы попасть на Поле Чудес, нужно эти препятствия преодолеть 3 раза. Один раз преодолели и еще осталось - два раза. Только тогда мы найдем сюрприз (Дети выполняют упражнения, слежу за качеством и осанкой лодцы ! Все препятствия преодолели.

- А вот и Поле Чудес. Где-то здесь сюрприз. Сейчас мы должны его найти. Вы будете ходить по полю, искать. Когда будете далеко от сюрприза я скажу "Холодно", рядом с ним - я скажу громко "Горячо" (Дети ищут, находят кра­сивый конверт, красочный, волшебный). В нем письмо от Мальвины и Буратино. Читаю письмо: "Дети! За вашу смелость, ловкость, доброту и дружбу дарим вам новую игру, которая так и называется "Буратино и Мальвина". Условия игры: Дети стоят парами - девочка и мальчик. По сигналу (бубен, колокольчик) разбегаются, бегают, не наталкиваясь друг на друга. По друго­му сигналу находят свою пару и пляшут. (С муз. работником подобрать му­зыку и разучить несколько движений). Игру повторить 3-4 раза. Итог игры: были внимательны, не наталкивались друг на друга.

Вот и закончились наши веселые приключения. Как же нам теперь попасть в детский сад ? Слушайте меня внимательно и делайте то, что я вам скажу.

III часть Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте ! Дружно вместе сделаем вот так:

  1. Выдох и втягивание живота.... худенький как у Буратино.

  2. Выдох с надуванием живота "толстый живот как у Карабаса Барабаса". Вот молодцы ! А теперь оглянитесь вокруг - вот мы и в родном детском саду. Нам пора возвращаться в группу. Скажем гостям "До свидания". Под музыку уходят.





Заключение

Суть игрового метода заключается в системном использовании дидак­тически преобразованных (или специально подобранных) игр при обучении игровой деятельности.

Учебная игра является основным средством этого метода.

В зависимости от обстоятельств игра может быть представлена в виде подвижной (или имитационной) игры, упражнения игрового характера, раз­личных вариантов изучаемой спортивной игры.

Разнообразие игровых форм позволяет использовать этот метод на раз­личных этапах обучения. И в силу этого он обладает свойством ситуативно обусловленного метода обучения.

Особая значимость этого метода состоит в том, что он принципиально отличается от метода упражнений. Если упражнения по заданному образцу отражают суть дедуктивного метода назначения, то самостоятельный поиск решения изучающими характеризует совершенно иной индуктивный метод.

Это принципиальное различие означает, что процесс обучения любой деятельности попросту невозможен без привлечения игрового метода. Индуктивный метод активизирует познавательную деятельность, обеспечивая усвоение необходимых знаний на всех трех уровнях - репродуктивном, кон­структивном, творческом.

Путь обучения через игру представляет собой наиболее адекватный ме­тод обучения детей младшего возраста, которые в силу своих психических особенностей не способны к длительному, изолированному от игры обуче­нию игровым элементам.

Успешное использование игрового метода при обучении детей игровой деятельности является результатом продуманной системы применения раз­личных по своей трудности и направленности подвижных игр и упражнений игрового характера, с помощью которых решается весь комплекс задач физи­ческого развития и обучения.



Список литературы

  1. В.К. Концепция альтернативных форм организации физическо­го воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образо­вание, тренировка, 1996 , № 1.

  2. Бальсевич В.К., Большенков. В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных клас­сов общеобразовательных школ //Физическая культура: воспитание, образо­вание, тренировка. 1996, № 2.

  3. Валеология человека 1-Ш том. В.П. Петленко // PETROC: Санкт-Петербург- 1998

  4. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. М.. 1999.

5.Жук В.А., Мартыненко И.П. Эффективная методика двигательной подго­товки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников.-Омск: ОГПИ, 1989.

6..Педагогика и здоровье.-М.: Педагогика, 1990

7.Малыхина М.В., Протченко ТЛ^ Полянская Н.В. и др. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержа­ния: Материалы VIII научно-практ. конф. по проблемам физического воспи­тания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изме­няющемся мире". Коломна, 1998.

8.Матвеев А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с осно­вами теории - М.: Просвещение, 1991

9.Протченко Т.А., Полянская Н.В., Малыхина М.В. и др. Проблема ком­плексного формирования психофизических качеств учащихся младшего школьного возраста //Физическая культура: воспитание, образование, трени­ровка. 1997, №4.

10..Физическая культура в школе. Научно-теоретический и методический журнал за 1990-2002годы

11..Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 1992.

1

© 2010-2022