Статья Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры (из опыта работы)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры «Спортивная одаренность»

Автор : учитель физкультуры МБОУ СОШ№111 Пудовкин Б.А.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность - одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Спортивная одаренность - это сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, одинаково направлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка - в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе использую следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитываю то, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Здесь немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Я в свою очередь стараюсь привлекать родителей к совместной деятельности: выступаю на родительских собраниях, привлекаю к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Этому способствуют и такие уже традиционные школьные соревнования «Мама, папа, я - дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность - совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, где ученик может самореализоваться.

Поэтому старается включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или с детьми постарше, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому такие дети привлекаются к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

В этом возрасте ребята привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах, к подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Практика школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

-спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуально-групповым планам;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами ФОКов, спортивных школ, с другими школами. Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Результатами работы с одаренными детьми являются: победы школьных команд в районных и городских соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, футболу, настольному теннису, бегу на коньках, полуфинал проекта «Дети-чемпионы», регулярное участие детей школы в региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре, призеры в Президентских состязаниях, успехи в соревнованиях по другим видам спорта. Неоднократно учащиеся школы приглашались для профильного обучения в СДЮШОР.


© 2010-2022