• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья: «Максимальное оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальными физическими упражнениями и формирование у них осознанного интереса к здоровому образу жизни»

Статья: «Максимальное оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальными физическими упражнениями и формирование у них осознанного интереса к здоровому образу жизни»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физической культуры

Кошелева Нелли Станиславовна

(высшая квалификационная категория.

«Грант Москвы», Лауреат «Педагог-Внешкольник»)




Тема: «Максимальное оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальными физическими упражнениями и формирование у них осознанного интереса к здоровому образу жизни».


Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Школа - мой второй дом. А хороший дом - это хорошая семья. Я точно знаю, что школа и семья - два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.

Может ли обучение быть воспитывающим - это в первую очередь вопрос, который каждый педагог решает для себя сам. Педагогу важно осознавать, что воспитание, по сути, «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обучения и формы учебной работы.

Как педагог дополнительного образования, я стараюсь воспитывать в своих детях чувства вкуса, ритма, умение владеть своим телом, музыкальность, грацию.

Но главная проблема современности - гиподинамия, которая стала особенно актуальной для сегодняшних школьников. Сначала на подвижный образ жизни не хватает времени, а потом и желания. Несформированные двигательные навыки и слабая мышечная система приводят к тому, что ребенок быстро устает и физически и умственно, у него начинает развиваться неправильная осанка, портится зрение.

«Как сохранить здоровье школьников?», ведь здоровье - это самое важное, что есть у человека. Именно для решения этой проблемы в нашей школе были организованы занятия по ЛФК.

«Творить и думать, значит, жить и к лучшему стремиться.

Обязан педагог творить и творчеством гордиться».

(Кошелева Н.С.)

Концептуальная идея, основа всей моей работы - системное построение оздоровительной работы с детьми.

С целью претворения этой концепции в жизнь мною была разработана программа «Занимательная лечебная физическая культура».

Цель

программы: - максимально способствовать оздоровлению и физическому

развитию детей.

Для осуществления поставленной цели решается ряд задач, особое внимание из которых я уделяю коррекционным:

  1. Учебные:

  • Обучить учащихся основам лечебной гимнастики.

  • Совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями.

  • Обучить всем видам дыхательных упражнений.

  • Способствовать увеличению жизненной емкости легких.

2. Коррекционные:

  • Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

  • Способствовать созданию мышечного корсета.

  • Способствовать увеличению силовой выносливости мышц.

  • Способствовать приостановлению процесса искривления позвоночника и деформации стопы.

3. Валеолого-психологические:

  • Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

  • Способствовать созданию благоприятных условий для оздоровления своего организма.

  • Способствовать развитию волевых качеств.

  • Способствовать созданию благоприятного психоэмоционального фона на занятиях.

Почему мы решили включить в нашу систему дополнительного образования занятия по ЛФК?

Три года назад, анализируя физическое состояние школьников, мы были вынуждены отметить, что % здоровых детей в классе составлял 20-25 %. И большинство детей имели нарушения осанки, излишний вес и в течение дня мало двигались.

Занятия по ЛФК помогают решить эти проблемы, но как сделать занятия ЛФК увлекательными?

Для этого мною собраны и внедрены современные инновации:

1) Интеграция дополнительного образования в основное образование (путем использования корригирующих авторских упражнений в физкультминутках на уроках, а также подвижных игр на переменах, способствующих улучшению опорно-двигательного аппарата);

2) Использование здоровьесберегающих технологий и интегрированных занятий на занятиях ЛФК (связь с уроками музыки, биологии, природоведения, математики, русского языка, физкультуры, ОБЖ и др.);

3) Использование передовых педагогических технологий на занятиях ЛФК (игровое моделирование, дифференцированное обучение);

4) Использование приема свободных ассоциаций и актерского мастерства для формирования и развития творческого потенциала детей (через образы и движение);

5) Поддержка и развитие творческих инициатив детей.

Мною разработаны различные комплексы упражнений по коррекции стопы, осанки. Но как комплексы - они представлены только на бумаге, а для детей это танцевальные композиции, сюжетно-ролевые и подвижные игры, элементы актерского мастерства, построенные с учетом возраста и психологических особенностей детей.

Введение в занятие игровой ситуации повышает его результативность, развивает творчество, способствует самореализации личности.

С помощью специальных корригирующих упражнений и самомассажа дети из подготовительной группы здоровья переходят в основную, улучшается их физическое состояние, которое я контролирую путем тестов, анкетирования, мониторинга.

В процессе организации образовательного процесса использую методы наблюдения, убеждения, стимулирования и создания ситуации успеха.

В этом мне помогают следующие формы занятий:

  • фронтальная (общеукрепляющая работа с детьми),

  • групповая (работа по сходству диагнозов),

  • ндивидуальная (работа со сложными диагнозами).

Осознавая, что процесс коррекции физических качеств детей должен быть непрерывным, мною разработана система работы с родителями, которая включает в себя:

  • информационное обеспечение по всем направлениям рассматриваемой проблемы, пропаганда здорового образа жизни;

  • составление индивидуальной траектории физического развития ребенка, тесное сотрудничество с семьей, знание возможностей каждой семьи;

  • совместные театрализованные праздники, огоньки, «ярмарки грации».

Любая деятельность ребенка должна быть обязательно оценена. Мною разработаны критерии оценки детского творчества:

1) Степень самостоятельности.

2) Эмоциональный настрой.

3) Качество выполнения.

Но самое главное достижение моей педагогической деятельности - это улучшение здоровья и показателей физической подготовленности детей.

Мы добились существенных результатов:

  • 2005-2006 уч.г. - общее улучшение физического здоровья детей составило 51%, переведены в I группу здоровья 19 человек (41%).

  • 2007-2008 уч.г. - общее улучшение 64%, переведены в I группу здоровья - 10 человека (22%), снят диагноз - 17 человек (38%).

  • 2008-2009 уч.г. - общее улучшение 66 %, переведены в I группу здоровья - 14 человек (31%), снят диагноз - 19 человек (42%).

  • 100%-ная посещаемость занятий.

  • Снижение заболеваемости детей: с 11,3 % (2004-2005 уч.г) до 9,8 %.(2008-2009 уч.г.)

Оригинальность моей программы состоит в том, что в ней активно используются:

  • элементы корригирующей ритмической гимнастики с упражнениями, направленными для профилактики нарушений осанки и стопы;

  • упражнения выполняются не только с предметом, но и на предметах;

  • современная музыка разных стилей в сочетании с классической;

  • упражнения в игровой форме (имитационного характера);

  • игры, которые «лечат» в музыкальном сопровождении;

  • пальчиковая гимнастика и самомассаж;

  • усложненная система корригирующих упражнений.

  • пособия, сделанные моими руками и представленные перед вами в виде демонстрационного материала.

Данная программа призвана максимально оздоравливать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пробуждать у них интерес к здоровому образу жизни.

Результат - здоровый, гармонически развитый ребенок.

Педагог - это состояние души, образ жизни. Преподавать так же, как и лечить, высокое и священное право, ведь часто наши ошибки могут привести к необратимым последствиям. Поэтому каждое занятие должно стать откровением со стороны педагога и открытием со стороны детей. Для того чтобы заинтересовать детей, необходимо самому быть увлеченным человеком, постоянно идти навстречу своим воспитанникам, приглашать их к сотрудничеству. Каждое занятие с учащимися - это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, направленное на пропаганду и воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни.

Никогда не нужно останавливаться на достигнутом. От профессионального роста педагога зависит развитие и становление личности учащихся. Очень важно видеть перед собой не научные достижения и экономический прогресс, а здорового счастливого ребенка и его родителей. Только личность может воспитывать личность, только доброта может воспитывать доброту. Поэтому вместе со своими детьми я совершенствуюсь, творю и развиваюсь. «В детях есть зерно святое, в них грядущее таится».



Статья: «Максимальное оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальными физическими упражнениями и формирование у них осознанного интереса к здоровому образу жизни».

4

© 2010-2022